Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов.
Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов.
Фин. предст. собой экон.-ден. отношения, складывающ. в процессе распред-ия ст-ти совокупного продукта путем образов. и использ. фондов денеж. ср-в целевого назначения.
2 этапа: 1) Неразвитая форма фин-ов: хар-ая черта: - непроизв-ый хар-р использ. … денеж. ср-в. – незначит. регулир-щее влияние бюджета на экономику (все шло на войну).
Фин. с-ма состояла приимущ-о из гос. бюджета, а др. формы фин. отнош. были ограничены. Характеризовался: - многозвенность фин. с-мы (появились финансы отраслей, юр. лица, промыш. п/п…); - значительная, регулир.роль бюджета в соц-экон. развития гос-ва; - наряду с бюджетом появ. внебюдж. фонды.
С точки зрения фин-ов сущ. 2 концепции: - распред-ая; - воспроизв-ая.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Термин финансы возникает в XIII - XV вв. в торговых городах Италии. Первоначально он обозначал любой денежный платеж.
Данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами - деньги выступали материальной основой функционирования финансов. Государство и население обладали разными правами в процессе этих отношений; государство, кроме того, имело особые полномочия.
В процессе денежных отношений формировался бюджет. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством:
- правовой нормотворческой деятельности государства;
- создания соответствующего фискального аппарата.
Эти признаки являются основными признаками финансов.
Можно выделить два основных этапа развития финансов данного исторического периода:
- первый этап - неразвитая форма финансов, которая характеризуется прежде всего непроизводительным характером финансов (основная часть бюджета расходовалась на военные цели и практически не оказывала реального воздействия на экономику);
- второй этап характеризуется узостью финансовой системы, так как она состояла исключительно из бюджетного звена, и количество финансовых отношений было ограничено.
По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений.
Функции и принципы финансов
1.Распределительная (проявляется при распределении нац.дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики; конечная цель – распределение и перераспределение нац.дохода и ВВП);
2.Контрольная (через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – сигнализирование о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, поступление финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования и их экономное использование);
3.Стимулирующая или регулирующая (эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов). принципы
1.единство (единство законодательной и нормативно-правовой базы; денежной, кредитной и налоговой системы)
2.сбалансированность (объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов)
3.целевая направленность (привлечение доходов в форме сборов и неналоговых поступлений)
4.диверсификация (каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков, одновременно он должен заимствовать у нескольких кредиторов)
организация во времени (наряду с текущими задачами субъекты фин.отношений должны ориентироваться на среднесрочные и долгосрочные перспективы
Фин. политика и ее типы.
Предст. собой совок-ть мероприятий, субъектов, хозяйст-ие (гос., юр. и физ. лица) по образованию фондов ден. ср-в и их использ. на решение след. задач: выработка концепций; разработка программы на среднесроч. перспективу; фин. механизм для реализации программ. Классиф-ия: по субъектам: - фин. полит. гос-ва; юр. лиц; физ. лиц. По времени и масштабам: 1) фин. стратегия – это тип фин. политики, связанный с крупномасшт. измен. в фин. сфере деят-ти на долгосроч. период времени. 2) фин. тактика -ограничена масштабами года. По составу: бюджетная; налог.; ценовая; инвестиц.; валютная; таможенная.
5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты:
Управление финансами — деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
1) Финансовое планирование
2) оперативное управление
3) финансовый контроль
Органы управления финансами:
1. Министерство финансов осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
2. Федеральное казначейство осуществляет переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.
3. Федеральная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
4. Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
6. Фин. планирование и прогнозирование.
Прогноз. закл. в том чтобы опред.-ми методами с использ. спец. инструментария обработать имеющ-ся инфо о финансах и получить представление о направлениях их развития и состоянии на будущее. Фин. прогнозир. явл. стадией фин. планир.
Функции фин. прогнозир.: 1. научный анализ фин. экон. и соц-эконом. процессов и тенденций. 2. Оценка тенденций на будущее и предвидение новых условий проблем, требующ. своего разрешения 3. Выявление возмож. альтернатив на перспективу для принятия оптим. решений.
Фин. планирование – вид фин. деят-ти гос., юр. лиц, ориентир-ый на достиж. сбалансиров.-ти между их денеж. ресурсами и направлениями использ. этих средств.
Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Различный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма( понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, которые проявляются в разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства).
Звенья бюджетной системы в унитарных государствах
- государственный бюджет;
- местный бюджет.
Звенья бюджетной системы в федеральных государствах:
- государственный бюджет;
- бюджет субъекта федерации;
- местный бюджет.
Бюджетное устройство состоит из:
- бюджетной системы;
- бюджетного права;
- бюджетного процесса;
- бюджетного регулирования.
В условиях экономического спада циклический бюджет показывает насколько расходы и доходы правительства отличны от расходов и доходов, характерных для экономики, находящейся на уровне естественного национального продукта.
13. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Доходы бюджета и доходы государства – понятия разные. Доходы государства включают доходы федерального бюджета и доходы государственных внебюджетных фондов.
Доходы бюджетов классифицируются:
1)по источникам образования
а) налоги
б) гос. займы
в) эмиссия
2) по методу взимания
а) налоговые
б) неналоговые
3) по видам налогов
На налоговые поступления в доходную часть бюджета приходится 0,9 всех поступлений, тем самым эффективность бюджетной политики напрямую зависит от эффективности налоговой политики.
Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров или услуг, поскольку они входят в цену товара или услуги.
Эффективность налоговой политики зависит от того, на сколько реализуется функциональное назначение каждого налога. Так, акциз призван ограничивать потребление социально-вредной продукции. Налог на прибыль призван способствовать законному наращиванию капитала и усилению инвестиционных процессов в регионе. НДС призван содействовать эквивалентному товарообмену, изымая прибыль, образующуюся за счет субъективного фактора-ценность.
14. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования, которое основано на принципах:
- максимум эффекта при минимуме затрат
- целевой характер использования ресурсов
- предоставление средств по мере выполнения работ, профинансированных ранее
- безвозмездность
- бесплатность
Расходы федерального бюджета классифицируются:
1.По роли в процессе производства
а) текущие б) капитальные2. Функциональное назначениеа) военные расходы:
- прямые
-косвенныеб) экономическиев) социальныег) содержание гос. аппаратад) предоставление кредитов 3-им странам3. ведомственная классификация4. целевое назначение5. территориальная классификация
- финансирование народного хозяйства;
- финансирование социально-культурных мероприятий;
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- финансирование фундаментальных научных исследований;
- расходы на содержание органов государственной власти, судов, прокуратуры, правоохранительных органов;
- расходы на оборону;
- создание резервов расходов по обслуживанию государственного долга;
- финансирование целевых программ;
- трансферты населению, бюджетные кредиты юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы различных юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней.
Страхование в системе финансов. Основные понятия, классификация видов страхования
Страхование - система экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых премий путем выплаты страхового возмещения. Классификация страхования - в РФ - система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды. В основе классификации страхования лежат различия: - в страховщиках и сферах их деятельности; - в объектах страхования; - в категориях страхования, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования. Объекты страхования - не противоречащие зак-ву имущ. интересы: - связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); - связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); - связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического или юридического лица (страхование гражданской ответственности). Имущественное страхование - в РФ - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных видах. Личное страхование - в РФ - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Страхование ответственности - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.
Функции Федерального казначейства
Задачи и функции органов Федерального казначейства1:
• учет налогов и платежей, поступивших в доход федеральног бюджета на счет казначейства в банках;
• распределение в установленном порядке и размерах доходе между бюджетами различного уровня;
• возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излиши уплаченных;
• учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщик органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и пла жей между бюджетами;
• взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
• доведение лимитов и осуществление финансирования распс дителей средств федерального бюджета;
• обеспечение целевого и эффективного расходования сред] посредством предварительного, текущего и последующего контрол
• управление доходами и расходами федерального бюджета счетах казначейства в банках.
.Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом
• правильность исполнения федерального бюджета, ведение сче-иш и управление бюджетными средствами;
• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
• полноту и своевременность перечислений бюджетных средств .Получателями этих средств;
• своевременность зачисления бюджетных средств на счета полу-Чителей этих средств;
.
Внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение, пенсионное, охрану здоровья. Внебюджетные фонды могут создаваться за счет:1. выделением из бюджета средств имеющих целевое назначение. 2. за счет собственных источников дохода. Выделяют: 1. по правовому положению: государственные и местные. 2. в зависимости от целевой направленности расходования средств: экономические фонды и фонды социального назначения.
Экономические фонды.
К экономическим фондам в РФ относят : 1. ведомственные ( отраслевые фонды). Они создаются на федеральном уровне, для финансирования программ развития отраслей, проведения НИР. 2. фонды регионального развития. Они необходимы для финансирования крупных инвестиционных программ субъектов федерации.
Пенсионный фонд.
С 2001 года в системе государственных социальных фондов произошли изменения: 1. ликвидирован фонд занятости населения. 2. страховые взносы были заменены единым социальным налогом. Налоговая база – это доходы работников. Налоговая ставка 26%. Пенсионный фонд был образован в 1991. средства фонда направляются: 1. в выплату государственных пенсий. 2. оказание организации социальной защиты помощи нетрудоспособным гражданам. 3. материально текущее обеспечение деятельности фонда. До 2002 пенсионная система функционировала на основе распределительного принципа, т.е. работающие содержали пенсионеров.
Социальное страхование
В любом обществе есть лица, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. Поэтому одним из объективных факторов развития общества является материальное обеспечение таких лиц. На их содержание направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей.
Социальное страхование — это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц.
В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной пли частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.
Исторически определились три формы организации социального страхования: коллективная (страхование, организуемое профсоюзами); государственная; смешанная (основанная на взаимодействии государства и профсоюзов). Наряду с ними существует еще одна система социальной защиты населения — государственное социальное обеспечение.
Современное коллективное социальное страхование имеет цель — гарантировать привычный уровень жизни. Его объект ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом.
Структура мировых финансов
Особенность мировых финансов от государственных заключается в том, что они предоставлены множеством субъектов. Нет ни единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики.
Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов.
Фин. предст. собой экон.-ден. отношения, складывающ. в процессе распред-ия ст-ти совокупного продукта путем образов. и использ. фондов денеж. ср-в целевого назначения.
2 этапа: 1) Неразвитая форма фин-ов: хар-ая черта: - непроизв-ый хар-р использ. … денеж. ср-в. – незначит. регулир-щее влияние бюджета на экономику (все шло на войну).
Фин. с-ма состояла приимущ-о из гос. бюджета, а др. формы фин. отнош. были ограничены. Характеризовался: - многозвенность фин. с-мы (появились финансы отраслей, юр. лица, промыш. п/п…); - значительная, регулир.роль бюджета в соц-экон. развития гос-ва; - наряду с бюджетом появ. внебюдж. фонды.
С точки зрения фин-ов сущ. 2 концепции: - распред-ая; - воспроизв-ая.