Бухгалтерская отчетность по страхованию
Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение страховой организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности страховой организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
обеспечение при совершении страховой организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной и достоверной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, всеми страховыми организациями, независимо от форм собственности, являющимися юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории республики, включая страховые организации с иностранными инвестициями. При заполнении типовых форм бухгалтерской отчетности в них должны включится показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений страховой организации, в том числе и выделенных на отдельные балансы.
Бухгалтерская отчетность составляется и представляется в сроки, порядке и объемах, установленные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.01.2010 № 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 58, 8/21857)».
Это прописано в учетной политике Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстраха». Постановлением Министерства финансов N2 утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности страховой организации :
§ бухгалтерский баланс страховой организации (форма 1-страховщик);
§ отчет о прибылях и убытках (форма 2 – страховщик)
§ отчет об изменении капитала (форма 3- страховщик)
§ отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности страховой организации (форма 4-страховщик);
§ отчет о движении денежных средств страховой организации (форма 5-страховщик);
§ отчет о платежеспособности страховой организации (форма 6-страховщик);
§ отчет о размещении и инвестировании страховых резервов (форма 7-страховщик).
§ приложение к балансу страховой организации (форма 8-страховщик);
§ отчет об основных показателях деятельности (форма 1 ежемесячная – страховщик)
Инструкция о порядке составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности страховых организаций, которая прилагается к постановлению министерства финансов N2 содержит общие требования по заполнению форм бухгалтерской отчетности. В форме бухгалтерского баланса для сравнения приводятся показатели на начало и на конец отчетного периода. При этом, данные на начало отчетного года должны соответствовать данным на конец предыдущего года, т.е. заключительного баланса, утвержденного собственниками страховой организации за прошлый год. В случае несоответствия этих данных в пояснительной записке должны быть объяснены причины. Для удобства при сравнении данные должны быть приведены в сопоставимый вид.
Одной из особенностей составления бухгалтерского баланса является то, что часть статей баланса полностью соответствует остаткам конкретных синтетических счетов (50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютные счета” и др.), а некоторые статьи отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов (например, статья 207 и 628 включают данные счетов: 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 76/3 “Расчеты по претензиям”, 76/2 “Расчеты по имущественному и личному страхованию” и др.
В процессе проведения заключительной работы по составлению годового бухгалтерского баланса производится сверка и взаимоувязка показателей бухгалтерского баланса с соответствующими показателями других форм бухгалтерской отчетности.
Основными признаками реальности бухгалтерского баланса являются:
полнота и правильность отражения хозяйственных операций в текущем учете;
качественно проведенная инвентаризация и своевременное отражение ее результатов;
обоснованное применение правил оценки статей баланса т.е. в соответствии с действующим законодательством. Так, бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к балансу и отчетным формам. Учитывая это, в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах, приводятся по остаточной стоимости.
В активе бухгалтерского баланса хозяйственные средства страховой организации по их составу и размещению сгруппированы в следующих семи разделах:
I. Основные средства
II. Нематериальные активы
III. Финансовые вложения
IV. Доля перестраховщиков в страховых резервах
V. Дебиторы
VI. Прочие активы
VII. Убытки
В пассиве бухгалтерского баланса хозяйственные средства страховой организации по источникам образования и целевому назначению сгруппированы в следующие четыре раздела:
VIII «Источники собственных средств»
IX «Страховые резервы и фонды»
X «Кредиторы»
XI «Прочие пассивы»
Отчет о финансовых результатах страховой организации – форма № 2 – страховщик содержит информацию о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты раздельно по страхованию жизни, страхованию иному, чем страхование жизни и другим видам деятельности страховой организации (инвестиционной, реализации основных средств и прочих активов и т.д.). Отчет о финансовых результатах страховой организации состоит из двух частей:
1. Отчет о финансовых результатах;
2. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Отчет о финансовых результатов состоит из трех разделов:
I. Страхование жизни
II. Страхование иное, чем страхование жизни
III. Прочие доходы и расходы, не отнесенные в разделы I и II
Приложение к балансу страховой организации – форма № 3 – страховщик содержит обширную информацию о наличии и движении за отчетный год амортизируемого имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, собственного капитала, прочих фондов и резервов а также финансовых вложений. Кроме того, в этой форме дается расшифровка отдельных видов прибылей и убытков, полученных (выявленных) страховой организацией в течение отчетного года и включенных в соответствующие статьи “Отчета о финансовых результатах страховой организации”. В специальном разделе отражаются наиболее значимые социальные показатели деятельности страховой организации.
Приложение к балансу страховой организации состоит из семи разделов:
I. Амортизируемое имущество
II. Дебиторская и кредиторская задолженность
III. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений (кроме страховых резервов).
IV. Движение собственного капитала, прочих фондов и резервов.
V. Финансовые вложения
VI. Расшифровка отдельных прибылей и убытков
VII. Социальные показатели
Отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности страховой организации – форма № 4 – страховщик раскрывает информацию о расходах на ведение дела в разрезе статей установленной номенклатуры, о поступлении страховых взносов (премий) и страховых выплатах по каждому виду обязательного и добровольного страхования (в т.ч. договорам сострахования и перестрахования), а также о страховых резервах по страхованию жизни и видам страхования иным, чем страхование жизни. Отчет состоит из трех разделов:
I. Расходы на ведение дела (счет 26);
II. Поступление страховой премии и выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения по договорам прямого страхования, сострахования и перестрахования;
III. Страховые резервы по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни.
Отчет о платежеспособности страховой организации форма № 6 – страховщик содержит информацию о критериях оценки платежеспособности страховщика.
Отчет о размещении страховых резервов, форма 7 – страховщик содержит информацию о сумме имеющихся у страховой организации страховых технических и математических резервов, а также их размещении по объектам инвестирования.
Отчет заполняется на основании данных бухгалтерского баланса страховой организации, отчета о финансовых результатах и данных аналитического учета.
В Отчете о размещении страховых резервов отражаются:
- суммы страховых резервов, инвестированные страховой организацией по направлениям, установленным законодательством Республики Беларусь;
- оценка соотношения размещения страховых резервов по отдельным направлениям к общей сумме страховых резервов, сформированных страховой организацией;
- нарастающим итогом с начала года общая сумма дохода, полученного страховой организацией от инвестирования средств страховых резервов, а также суммы дохода, полученные страховой организацией от инвестирования средств страховых резервов по каждому направлению.
Тема №23