Учет расходов на ведение дела
В процессе осуществления хозяйственной и финансовой деятельности у страховых организаций возникают затраты на выплату заработной платы (штатным работникам, комиссионного вознаграждения страховым агентам, заработной платы работникам несписочного состава – за оценку имущества, за проведение экспертизы, за хозяйственные и другие работы, вознаграждения врачам – экспертам и др.), на оплату хозяйственных, канцелярских, командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, ремонт, амортизацию основных средств, на повышение квалификации работников и др.
Совокупность всех этих затрат, выраженная в денежной форме, и составляет расходы на ведение дела. Перечень конкретных статей затрат включаемых в себестоимость страховых услуг, предусмотрен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством статистики и анализа, Министерством труда и социальной защиты населения, которые являются унифицированными для всех отраслей народного хозяйства.
Кроме общих, единых для отраслей народного хозяйства статей затрат, в Законе Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль», учитывая специфику страхования, дополнительно включены следующие статьи затрат:
· выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения;
· отчисления в страховые резервы и фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, а также в гарантийные фонды;
· расходы, связанные с проведением операций сострахования и перестрахования;
· оплата услуг предприятий за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из причитающейся им заработной платы путем безналичных расчетов;
· оплата услуг правоохранительных и судебных органов, медицинских, метеорологических, ветеринарных, коммунальных и иных компетентных органов за выдачу необходимых документов для выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения, а также услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для определения действительной (страховой) стоимости имущества, для оценки страхового риска, размера страхового убытка и урегулирования страховых случаев в качестве экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров.
Таким образом, расходы на ведение дела, выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения, отчисления в страховые резервы, фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, а также гарантийные фонды являются основными элементами затрат, составляющими понятие себестоимость страховых услуг.
Для целей учета, контроля и анализа все статьи затрат сгруппированы с учетом их экономического содержания (в отчетной форме № 4 – страховщик «Отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности страховой организации») в несколько однородных групп:
1. Заработная плата, в том числе штатным работникам, страховым агентам, работникам несписочного состава;
2. Платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, в том числе в фонд социальной защиты населения, экологический налог, платежи за землю, инновационный фонд и др.;
3. Хозяйственные и канцелярские расходы, в том числе расходы по аренде помещений, на содержание транспорта и др.;
4. Расходы на командировки, в том числе расходы по проезду страховых агентов;
5. Операционные расходы, в том числе заготовка и печатание бланков, другие типографские расходы, комиссионное вознаграждение работникам бухгалтерий предприятий, учреждениям банков, стоимость автоматизированной обработки информации и др.;
6. Представительские расходы;
7. Расходы на рекламу;
8. Расходы на информационно-консультационные услуги;
9. Повышение квалификации работников;
10. Аудиторские услуги;
11. Брокерские услуги;
12. Услуги аварийного комиссара и сюрвейера;
13. Амортизация основных средств, нематериальных активов;
14. Расходы на ремонт основных средств;
15. Другие расходы, связанные с особенностями деятельности страховой организации.
Приведенную номенклатуру статей затрат страховые организации могут использовать также для составления сметы расходов на ведение дела.
Для правильного определения финансовых результатов по страховой деятельности, расчета показателя рентабельности, а также в целях контроля за соблюдением норматива расходов на ведение дела, расчета базовой страховой премии при формировании технических страховых резервов, в страховых организациях, осуществляющих наряду с прямым страхованием сострахование, перестрахование и посредническую деятельность (по продаже сертификатов «Зеленая карта»), расходы по страховой деятельности, произведенные в течение отчетного периода, следует подразделять на прямые и косвенные.
Прямыми расходами считаются расходы, которые могут быть отнесены на основании первичных учетных документов непосредственно на конкретный вид деятельности, в том числе и на вид страхования в разрезе каждой лицензии. К прямым расходам относятся:
ü заработная плата (комиссионное вознаграждение) страховых агентов;
ü платежи в бюджет и во внебюджетные фонды от фактически начисленной заработной платы страховых агентов;
ü командировочные расходы;
ü операционные расходы;
ü представительские расходы и расходы на рекламу;
ü расходы на повышение квалификации работников;
ü другие расходы, связанные с особенностями конкретного вида деятельности страховой организации.
Косвенные расходы – это расходы, которые не могут быть отнесены на конкретный вид деятельности непосредственно на основании первичных документов, а распределяются между видами деятельности после предварительных расчетов. К косвенным расходам относятся:
ü заработная плата штатных работников и работников несписочного состава;
ü платежи в бюджет и во внебюджетные фонды от заработной платы этих работников;
ü хозяйственные и канцелярские расходы;
ü командировочные расходы;
ü операционные расходы;
ü представительские расходы и расходы на рекламу;
ü расходы на ремонт основных средств;
ü расходы на повышение квалификации руководящих работников и специалистов;
ü амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств;
ü прочие расходы, связанные с особенностями деятельности страховой организации, которые невозможно отнести на конкретный вид деятельности.
Следует иметь ввиду, что не все затраты в страховании являются расходами на ведение дела и включается в себестоимость страховых услуг. Например, дополнительные выплаты сверх норм возмещения, предусмотренных законодательством при командировках, по приему иностранных делегаций и лиц (представительские расходы), благотворительная и спонсорская деятельность, пополнение уставного фонда, приобретение основных средств и нематериальных активов, экономические санкции за занятие запрещенными видами деятельности или без специального разрешения и другие виды санкций за нарушение страхового законодательства списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховой организации. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча относится на виновных лиц.
За размером норматива расходов на ведение дела и их хозяйственной целесообразностью работники бухгалтерии страховой организации обязаны осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль. Он необходим также и потому, что расходы на ведение дела являются одним из составных элементов при определении конечного финансового результата работы страховой организации. Как известно прибыль в страховании определяется как разница между доходами, полученными при осуществлении прямого страхования, сострахования и перестрахования, а также инвестиционной и иной деятельности, связанной со страхованием, и расходами на выплату страхового обеспечения, страхового возмещения, на ведение дела, а также отчислениями в страховые резервы, фонд предупредительных (превентивных) мероприятий и гарантийные фонды.
Синтетический учет расходов страховой организации, которые включаются в себестоимость страховых услуг, ведется на активном счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету его отражаются расходы страховой организации, связанные с проведением страховых операций, оформлением договоров страхования, с управлением страховой организацией, а также другие виды расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг в соответствии с действующим законодательством. По кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы» при определении финансовых результатов от проведения страховых операций отражаются суммы фактически произведенных расходов на ведение дела в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки».
Если оплата была произведена предварительно за следующие месяцы, то для выявления реального финансового результата страховой организации за отчетный период уплаченные суммы относятся на счет 97 «Расходы будущих периодов». С данного счета такие суммы ежемесячно списываются на счет 26 «Общехозяйственные расходы» исходя из сроков погашения затрат. К таким затратам относятся: расходы на неравномерно производимый в течение года ремонт основных средств, когда страховой организацией не создается соответствующий фонд; уплата арендной платы и коммунальных услуг за последующие периоды, подписка на газеты и журналы и т.д.
Некоторые виды расходов текущего месяца относятся к последующим периодам. Для учета таких расходов применяется счет 96 «Резерв предстоящих расходов» в целях равномерного включения затрат в расходы на ведение дела. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы: предстоящей оплаты отпусков, включая отчисления на социальное страхование и обеспечение; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; предстоящих затрат на ремонт основных средств.
Аналитический учет расходов на ведение дела ведется ежемесячно в разрезе статей установленной номенклатуры в специальном учетном регистре «Ведомость учета расходов на ведение дела». Аналитический учет необходим для контроля за соблюдением норматива и сметы расходов, для анализа затрат в разрезе статей расходов, т.е. для организации оперативного управления деятельностью страховой организации.
Таблица 9