Фин-й мен-т как сис-ма и фин-ый механизм упр-ия фин-ми.
Фин-й мен-т как сис-ма и фин-ый механизм упр-ия фин-ми.
Менед-т-рын-я модель управл-я эк-ой,ориентир-я на максимиз-ию прибыли путем наилучшего удовлетв-я интересов потребит-ей.
Фин.мен-т-сис-ма управл-я фин.потоками компании,кот.направлена на достиж-е целей функцион-ия компании на рынке.
К этим целям относ-ся:получ-е прибыли,увелич-ие рент-ти,закрепл-е на рынке,рост объема продаж,избеж-ие банкрот-ва.
Элементы:
-Общ.принципы управл-ия финан-ми комп-ми;
-Фин-ые методы;
-Фин-ые инстр-ты;
-Организац-ая стр-ра системы управл-ия фин-ми.
Общ.прин-пы управ-ия фин-ми комп-ми:
1.Пр-п хозяйств-ой самостоят-ти(самост-ое принятие реш-ий);
2.Пр-п самофинанс-ия(преобладание собствен-х источников);
3.Пр-п ответствен-ти за рез-ты хоз-ой деят-ти(штрафные санкции за наруш-ие догов-ых обязат-в,нал-го закон-ва);
4.Пр-п заинтерес-ти в ведении коммерч-ой деят-ти(возмож-ть извлекать прибыль);
5.Пр-п эк-ой эффектив-и (достижение устойчивых рез-ов);
6.Пр-п создания фин-ых резервов,предназ-ых для защиты от рисков;
7.Пр-п фин-го контроля(в проверке законности и результатив-ти фин.деят-ти)
Фин-ые методы управ-ия финансами:
1.Фин-ый учет–система учетных процедур,отраж-их состояние и движ-ие имущ-ва,обязат-тв,дох.и расх.компании.
Результат фин-го учета–фин-ая инф-ия.Фин-ый учет строится с учетом МСФО.Базовые формы фин-ой отчетности:бух-ий баланс,отчет о приб.и убыт,отчет о движении ден-ых ср-в.
2.Фин-ый ан-з–заключ-ся в оценке эффект-ти фин-ых потоков,всей финансово-хоз-ой деят-ти компании за прошлый период,а также в опред-ии возможностей ее повышения в перспективе.
К осн.видам фин-го ан-за относ:
-Экспресс-ан-з(экстренные данные);
-Комплексный фин-ый ан-из(глубокая компл-я оценка);
-Ориентир-ый фин-ый а-з(оценка отдельных аспектов фин-ой деят-ти)
Методы фин-го а-за:
-Горизон-ый–сравнение ден-х потоков во времени;
-Верт-ый–опред-ие структур-го влияния отд-ых фин-ых потоков на фин-ый рез-т в целом;
-Сравнит-ый–сопостав-ие фин-ых потоков компании с фин-ми потоками др.аналог-ых;
-Метод фин-ых коэф-ов–расчет показ-ей ликв-ти,устойчивости, рентаб-ти.
3.Фин-ое планир-ие–процесс оптимизации фин-ых потоков в перспективе.
Включает:долгоср-е планир-е;текущее;перспективноею
4.Фин-ый контроль-выявление отклонений реальных фин-ых потоков от стандартов их эффектив-ти или нарушений в запланир-ом движении фин-ых потоков компании.
Контроль м/б:гос-ый;внутр-й;аудит-й;обществ-й.
Объекты и субъекты ФБМ.
К объектам ФМ относ-ся комплекс фин-ых задач,возник-их в процессе фин-ых отнош-й и показ-лей,исчисл-ых при реш-ии этих задач.
В ФМ объектом явл-ся ден-е ср-ва,а также показ-ли,характериз-ие эффектив-ть деят-ти КО:прибыльность,рент-ть,ликв-ть,дох-ть.
Субъек-ми ФМ явл.соотв-ие службы ФМ.В КБ субъектами ФБМ явл-ся высшие руков-ва,аппарат управл-ия,персонал банка.
Базовые концепции ФБМ.
Конц-ия-система взглядов.
Фин-ый мен-т явл,с 1-й стороны,сам-ым науч-м направлением,а,с др, сугубо практической деят-тью.В 1-м случае характер-уя ФБМ имеем ввиду концептуальные основы этого предмета,во 2-м случ.практич-ие методы.
Ба-е конц-ии фин-го мен-та:
Ден-го потока.
предполагает:
-Идентиф-ию ден-го потока,его продолж-сть и вид;
-Оценку факторов,опред-их величину его элементов;
-Оценку риска,связанного с дан.потоком и способ его учета.
Временной ценности ден-ых рес-ов.
Смысл-ден-ая единица,имеющаяся сегодня и ожидаемая к получению в перспективе, не равноценны,это зависит от: -инфляции;-риска неполучения ожидаемой суммы;-оборачиваемости.
Компромисса м/ду риском и дох-тью.
Получ-е любого дох.сопряжено с риском.При этом,чем выше риск,тем выше требуемая или ожидаемая доход-ть.При этом решается задача о разумном соотнош-ии м/д риском и доход-ью.
Ст-ти кап-ла.
Разные источ-ки финансир-ия обходятся компании не одинаково(напр,банк-ий кредит).Поэтому количес-ая оценка ст-ти кап-ла при ан-зе инвестиц-ых проектов и выборе альтернат-ых вариантов финанс-ия имеет решающее значение.
Эффект-ти рынка кап-ла.
Под эффект-тью в дан.случ.поним-ся не эк-ое состояние рынка,а его информац-й ур-нь,доступность инф-ии участникам рынка.
Асимметричности инф.
Одни участники рынка м/т владеть инф-ей,недоступной для др.Обычно это менеджеры и владельцы компаний.Достижение информац-ой симметрии равносильно подписанию смертного приговора фонд-му рынку.Однако гипертрофированная(искаженная)инф.также противопоказана рынку.
Агентских отнош-ий.
Больш-ву крупных фирм,опред-их эк-ку страны,присущ разрыв м/д ф-ей владения и фун-ей управ-ия и контроля.Для того,чтобы внедрить какой-л.проект,владелец м/т обращ-ся в спец.компанию,кот.проф.заним-ся разработкой таких проектов.За это необх-о произвести соотв-ие платы.Данные агентские издержки д/б включены в общ.сумму затрат на проект и учтены при принятии реш-й.
Альтернат-ых затрат.
Принятие люб.реш-я фин-го хар-ра в больш-ве слу.связано с отказом от какого-л. альтернат-го реш-я.Альт-ые затр-ы предст-ют собой дох,кот.компания могла получить, если бы предпочла др.вариант использ-ия имеющихся у нее рес-ов.Альт-ые затраты иначе наз-т ценой шанса или ценой упущенных возможностей.
Организация финансового менеджмента в банке. Нормативно-правовые основы организации финансовой системы в банке. Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы банка, профиля и масштабов банковской деятельности.
Форм-ие ресурсов банков и их размещ-е напрямую зависит от множества факторов макроэк-го хар-ра:пол-кой и эк-кой стабильности в стране,уровня инфляции,доверия кред-ров и инвес-ров к банк.сис-ме,разв-я и устойч-ти рынка ц/б и др.Поэтому во всех странах банк.деят-сть относ-ся к наиболее рег-мой со стороны гос-ва в целях защиты интересов влад-цев ден.вкладов и депозитов, нах-ся в банке. Методом центр-ого рег-ия банк.деят-ти явл. закон-ые акты и нормат.док-ты органов банк.надзора.К числу осн.закон-ых актов, рег-их деят-сть к/о в Р.:1)блок прав.док-ов,опр-щих требования к орг-ии банк.менеджмента – федер.законы:«О ЦБРФ (БР);«О б.и б.деят-ти»;«О несос-сти(банкротстве)к/о»;«О страх-и вкладов»;2)блок–нормат.док-ты БР,опр-щие состав и содержание пруденциальных норм и требований к к/о.Посредством указ.норм проис-ит рег-ие предельных величин рисков,прин-ых к/о,форм-ия резервов,обеспеч-щих их устойч-ть и надежность.В нормат.док-ах БР сформулир-ны требования к порядку регист-и и лиценз-я к/о и аудит.фирм,занима-хся банк.аудитом,орг-ии бух.учета и отчет-ти,осущ-ию кред.операций, безналичных расчетов и т.д.;3)блок–нормат.док-ты самих к/о. К ним отн-ся разл-е положения,инстр-и и методики,опр-ие пол-ку к/о в целом и по опр-ым напр-ям, план. пок-ли деят-ти,порядок осущ-ия отдел.операций и предост-ия услуг, методики осущ-ния анал.разработок,порядок осущ-ия внутрибанк.контроля,требования к кред. докумен-ии и др.вопросы.Прав.основа БМ постоянно расширяется и совершенствуется,что требует повыш.проф-зма банк.менеджеров.Орг.устройство к/б хар-ся составом и функ-ми подраз-ий и сис-ой упр-я высшей иерархии.Сис-ма упр-ия высшей иерархии соотв-ет предопр-ой росс.закон-вом схеме упр-я АО и вкл.:1.Общ.собрание акционеров;2.Совет директоров банка;3.Прав-ие.Прав-ие сос-ит из председателя, его зам-ей и др.членов.Струк-ра подраз-ий может изм-ся в широких пределах.Ее м. классиф-ать по различ.признакам. Подраз-ия достаточно круп. универ-го банка м.б. отнесены к 1 из 2 типов:1)эк-ие – банк-их про-тов и техн-ий;расчет.-касс-го обслуж-я;кред-ия; по работе с клиентами; корр. отнош-й; вал.операций и внешнеторг.деят-ти;ц/б; по работе с персоналом;пластик.карт;рекламы и инф-ии;эк.анализа и отчет-ти;казначейство;стратег.развития и план-ия деят-ти банка;развития филиал.сети; анализа ключевых решений и т.п.. ;2)инфрастр-е– бух-ия; юр-ое;адм.-орг-ое(упр-ие делами);контрол.-ревизионное(внутр.контроль);безопас-ти и защиты инф-ии; информ-ии и компьют-ии; хоз-ое и т.п.
Информационная база ФБМ.
Сов-сть пок-лей,вкл.в информ.базу ФБМ делится на 4 группы:1.пок-ли,хар-щие общеэк.состояние страны:V доходов/расходов гос.бюджета, дефицит/профицит,V эмиссии,ден.доходы нселения,вклады в банках,индекс инфляции,учетная ставка ЦБ. Они служат для прогнозирования условий внешней среды банка.2.пок-ли,хар-щие состояние реального сектора эк-ки:индекс цен на про-цию,ставка налогообложения по осн.деят-ти,общ.стоимость активов,в.т.ч.оборотных,общ.стоимость кап-ла в.т.ч. собственного,V про-ной про-ции.Источники:рейтинги,платн.бизнес-справки,пресса.3.пок-ли,хар-щие конъюнктуру рынка:виды осн.котированых фондовых инструментов,котируемые цены спроса и предложения осн.фондовых инструментов.цены и V сделок по осн.фодновым инструментам,депоз.и кредит.ставки к/б,офиц.курсы отдельных валют,курсы купли-продажи отдельных валют на отдельном межбанк.бирже и к/б.Источники: публикации комм.изданий.4.пок-ли из внутренних источноков банка по данным фин.учета.
Фин.отчетность с сис-ме ФБМ.Требования к кач-ву фин.отчетности.
Фин.отчет-сть-совокупность форм отчет-ти,составленных на основе док-но обоснованных пок-лей фин.учета в целях доставления пользователям,для принятия деловых решений,информации о фин.состоянии банка.Инф-ция,содержащая в отчет-ти необходима гос.рег-щим органам,акционерам,руководителям и сотрудникам,клиентам.Принципы составления фин.отчетности: 1.двойная запись; 2.переидичность; 3.ден.оценка; 4.соответствия. Требования предъявляемые к фин. отчет-ти: 1.сравнимость; 2.постоянство; 3.материальность;4.консерватизм;5.полнота;6.эфф-сть.
Уставный капитал.
Основными функциями уставного капитала являются:
1. защитная;
2. оперативная;
3. регулирующая.
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала:
1. привлеченные средства;
2. средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
3. свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти.
Могут быть использованы для формирования уставного капитала на основании законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления:
1. средства бюджетов субъектов РФ;
2. местных бюджетов;
3. свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Приобретение или получение в доверительное управление юридическим или физическим лицом, либо группой лиц, связанных соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) банка требует уведомления Банка России; более 20% - предварительного согласия Банка России (ст.11).
Вклады в уставный капитал могут быть произведены:
1. в виде денежных средств;
2. материальных активов (здание банка);
3. ценных бумаг определенного вида;
4. неденежных активов (не более 20% уставного капитала).
Уставный капитал формируется только за счет собственных средств акционеров. Привлеченные средства для формирования уставного капитала использоваться не могут.
На практике существует два пути увеличения капитала:
1. накопление прибыли;
2. привлечение дополнительного капитала на финансовом рынке.
Накопление прибыли может происходить в форме ускоренного создания резервного и других фондов банка с последующей их капитализацией, либо в форме накопления нераспределенной прибыли предшествующих лет.
Привлечение дополнительного капитала банка, созданного в форме ООО, может происходить как на основе дополнительных вкладов его участников, так и за счет вкладов в уставный капитал банка третьих лиц, которые становятся при этом участниками данного банка.
Привлечение дополнительного капитала банка может осуществляться путем размещения дополнительных акций.
Решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием акционеров или советом директоров банка в соответствии с уставом кредитной организации. Увеличение уставного капитала должно быть согласовано с территориальным учреждением Банка России.
В условиях банковского кризиса проблема наращивания капитала бывает особенно важной. После кризиса 1998г. банки стали наращивать не только уставный капитал, но и фонды, формируемые за счет прибыли.
Другие фонды.
Резервный фонд.
Порядок образования резервного фонда определен уставом кредитной организации.
Предназначение – покрытие рисков, по которым не формируются специальные резервы.
Источник фондов – отчисления из прибыли.
Стоимость капитала
Стоимость капитала – это общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема, привлекаемых на рынке капитала финансовых ресурсов, выраженных в % к этому капиталу.
Банк финансируется из нескольких источников одновременно. В отношении затрат все источники можно разделить на две группы:
1. платные (процент за привлечение вкладов и депозитов – вкладчикам; дивидендов – акционерам);
2. бесплатные (некоторые виды кредиторской задолженности, например, по заработной плате и т.д.).
поскольку стоимость каждого из приведенных источников различна, то стоимость капитала банка (как и любой коммерческой организации) определяется по формуле среднеарифметической взвешенной, а соответствующий показатель называется средневзвешенной стоимостью капитала (Weighted Average Cost Capital, WACC).
WACC=ki*di
ki – стоимость i-го источника;
di – доля i-го источника в общей их сумме.
Для обеспечения сопоставимости слагаемых в формуле WACC расчеты делаются на посленалоговой базе.
Концепция WACC имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
В теоретическом плане знание руководством банка текущего значения и её динамики необходимо для понимания причин сложившегося и /или возможного изменения положения банка на рынке ценных бумаг и кредитных ресурсов.
Что касается практики, то финансовый менеджер долен знать средневзвешенную стоимость капитала, а так же стоимость отдельных источников ресурсов банка по следующим причинам:
а) стоимость собственного капитала представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность банка ресурсы, поэтому управленческий прсонал должен предугадывать возможное изменение цен на акции в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов;
б) стоимость заемных средств соответствует уплаченным процентам (по вкладам, межбанковским кредитам), поэтому нужно выбирать наилучшую возможность из нескольких вариантов привлечения средств;
в) средневзвешенная стоимость капитала может использоваться для экспресс- оценки рыночной стоимости банка.
г) стоимость капитала является одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов. Грамотные прогнозные оценки стоимости источников позволяют минимизировать средневзвешенную стоимость капитала и максимизировать рыночную стоимость банка.
Задачи, решаемые в ходе управления собственным капиталом банка. Оценка достаточности собственного капитала и надежности банка. Требования Базельского комитета к собственному капиталу банков
собственные средства (капитал) банка играет большую роль в деятельности кредитной организации. Он выполняет функции:
1. оперативную;
2. защитную;
3. регулирующую.
Оперативная – состоит в том, что собственные средства (капитал) служат финансовым ресурсом развития материальной базы банка. За счет собственных средств приобретаются машины, оборудование, вычислительная техника, земля, здания и т.д. собственные средства могут использоваться для расширения сети филиалов, отделений, для слияний.
Размер собственных средств определяет, в конечном счете, масштаб деятельности банка.
Защитная – состоит в поддержании устойчивости банка, обеспечении обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Собственные средства выступают в качестве страхового гарантийного фонда. Чем больше собственные средства, тем меньше риск для вкладчика и надежнее банк. Банк, имеющий нулевую или отрицательную величину собственных средств, является неплатежеспособным. Это относится к банку, обязательства которого превышают активы. Нулевое или отрицательное значение капитала может иметь место в случае снижения рыночной стоимости активов банка (например, из-за обесценения банковского портфеля ценных бумаг).
Защитная функция собственных средств тесно связана с понятием достаточности капитала, т.е. способности банка погашать финансовые потери за счет собственных средств, не прибегая к заемным. Эта способность определяется тем, в какой мере величина капитала адекватна, т.е. соответствует рискованности банковских активов, иначе говоря, структуре и качеству последних. Это означает, что чем больше банковских активов сопряжено со значительным риском, тем больше должен быть объем капитала банка.
Достаточность капитала является относительной величиной. Для определения этой величины используется коэффициент Кука, который был рекомендован в 1998г. Базельским комитетом по банковскому надзору или «комитетом Кука», названным по имени директора Банка Англии Питера Кука, инициатора создания Комитета.
Базельский комитет был учрежден 1075г. председателями Центральных банков стран Группы десяти. В него входят старшие должностные лица, представляющие органы банковского надзора и центральные банки Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Японии. Заседание комитета обычно проводится в Банке международных расчетов в Базеле.
Согласно рекомендациям Базельского комитета отношение суммы капиталов банка не может быть менее 8% суммы активов, скорректированных по степени риска (на каждые сто единиц рискованных активов он должен иметь как минимум 8 единиц собственных средств).
Для поддержания достаточности капитала на этом уровне банк может либо увеличить сумму капитала либо сократить сумму активов, либо снизить сумму активов с высоки риском. Рекомендации Базельского комитета по определению достаточности собственного капитала банка в зависимости от уровня рискованности банковских активов используются почти в 100 странах, в т.ч. и в России.
Согласно ст. 62 ФЗ от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России может устанавливать нормативы достаточности собственных средств (капитала). В соответствии со статьей 67 Закона они определяются как отношение размера собственных средств Регулирующая функция собственных средств (капитала) состоит в том, что Центральные банки осуществляют регулирование деятельности коммерческих банков путем управления их собственными средствами (капиталом). Центральные банки устанавливают, во-первых, минимальный размер собственного капитала, необходимый для получения банковской лицензии (Банк России установил его на уровне 5 млн. евро); во-вторых, норматив достаточности капитала; в-третьих, как отмечалось величина собственных средств служит базой экономических нормативов деятельности банка, установленных Центральными банками.
Содержание и значение ликвидности банков. Цели управления ликвидностью.
Управление ликвидностью.
Управление ликвидностью – это совокупность действий, направленных на обеспечение ликвидности как отдельного коммерческого банка, так и банковской системы в целом.
Управление ликвидностью коммерческих банков в России осуществляется на двух уровнях:
1. На уровне Банка России – централизованное управление;
2. На уровне коммерческих банков – децентрализованное управление.
Целью централизованного управления ликвидностью является поддержание ликвидности для каждой кредитной организации.
Задачами централизованного управления выступают:
1. Определение регулятивных норм и правил деятельности кредитных организаций, обеспечивающих их ликвидность;
2. Выбор инструментов регулирования ликвидности;
3. Организация контроля за состоянием ликвидности отдельной кредитной организации и банковской системы в целом.
Целями децентрализованного управления ликвидностью (т.е. на уровне отдельной кредитной организации) являются:
1. Обеспечение своевременного и полного удовлетворения банков обязательств перед кредиторами (т.е. предотвращение рисков ликвидности и неплатежеспособности);
2. Поддержание такой структуры активов и пассивов, которая обеспечивала бы оптимальное сочетание ликвидности и прибыльности коммерческих банков (т.е. не допускала бы сверхликвидности и потери некоторой доходности).
Задачами децентрализованного управления ликвидностью являются:
1. Определение текущей потребности кредитных организаций в ликвидных средствах, обеспечивающих выполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками, поддержание их на соответствующем уровне;
2. Обеспечение сопряженности сроков движения активов и пассивов для поддержания среднесрочной и долгосрочной ликвидности;
3. Организация внутрибанковского контроля за соблюдением требований Банка России к уровням экономических нормативов, регулирующих ликвидность кредитных организаций, а также к полноте и срокам формирования фонда обязательных резервов;
4. Создания системы краткосрочного прогноза ликвидности;
5. Разработка процедур принятия решений в части управления ликвидностью;
6. Создание внутрибанковской информационной системы для сбора и анализа данных о состоянии ликвидности в кредитной организации.
Теория ожидаемого дохода.
Теория ожидаемого дохода увязывает ликвидность банка с кредитоспособностью клиентов, обеспеченной их будущей выручкой. Сторонники этой теории предлагают планировать ожидаемый доход и сроки его получения как основу установления сроков погашения ссуд. При этом методе осуществляется прогноз оборота активов и пассивов применительно к определенным периодам (неделе, декаде, месяцу).
Теория управления пассивами основана на том, что банк может решить проблему ликвидности путем улучшения качества депозитной базы.
Критерием качества депозитной базы является увеличение доли устойчивости части депозитов, т. е. средств вкладчиков, непокидающих банк. Чем выше доля части привлеченных ресурсов, тем ликвидность банка выше.
36.Методики оценки лик-ти,используемые БР.Влияние ур-ня лик-ти на проведение операций банка…
Существует два основных метода оценки ликвидности кредитной организации: коэффициентный анализ и анализ разрывов.Коэффициентный анализ является наиболее распространенным способом оценки ликвидности. Это, обусловлено тем, что он применяется БР в системе нормативов, регулирующих банковскую деятельность, и этот метод широко применяется при построении различных рейтингов банков. Основная идея метода - построение интегрального показателя или системы показателей и определение на основе его значения степени ликвидности банка. В целях контроля за состоянием ликвидности кредитных организаций БР устанавливает следующие нормативы ликвидности: норматив мгновенной ликвидности Н2, норматив текущей ликвидности Н3, норматив долгосрочной ликвидности Н4, норматив общей ликвидности Н5. Все эти нормативы определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов. Подобный подход является общим для коэффициентного метода анализа ликвидности.Вторым методом, применяемым для анализа ликвидности кредитных организации, является метод разрывов. Суть метода- активы и пассивы банка разделяются на сроки, оставшиеся до их погашения. В пределах каждого срока все статьи активов и пассивов суммируются, в результате получается платежный баланс банка за каждый из периодов. Результат анализа сводится в таблицу, показывающую платежный баланс банка с разбивкой по периодам.Сравнивая данный метод анализа ликвидности с коэффициентным методом, хочется отметить следующие основные сходства и различия:1. коэффициентный метод, в том виде, в котором его применяет БР является сильным упрощением таблицы разрывов до сроков один день, один месяц и один год и заменой разрывов отношением определенных групп активов и пассивов.2. анализ ликвидности с применением таблицы разрывов требует наличия закрытой информации о деятельности банка т.к. большинство используемой при построении таблицы разрывов информации, недоступно при публичной банковской отчетности. Данный метод доступен только внутренним пользователям банковской отчетности.Основной проблемой обоих методов-нарушение принципа непрерывной деятельности. При проведении анализа обоими методами предполагается, что в момент проведения анализа кредитная организация прекращает заключать какие бы то ни было новые договора, влияющие на платежный баланс в рамках срока проведения анализа. При таком подходе анализ перспективной ликвидности кредитной организации подменяется анализом текущей ликвидности и предположением, что при сохранении текущей ситуации в банке в перспективе все должно быть хорошо.
Для решения данной проблемы используют имитационную модель, отражающую финансовые потоки банка, охватывающие весь спектр деятельности, от потребительского кредитования до выплаты з/п сотрудникам банка. Модель позволяет получать прогноз на срок не меньший, чем срок бизнес-планир-я деят-ти банка. Это связано с тем, что показатели бизнес-плана банка в части объемов осуществления банковских и хозопераций окажут влияние на ликвидность банка в д/ср перспективе. Для большинства российских банков в настоящий момент горизонтом бизнес-планир-я является один год.
3. возможность учета не только потока банковских операций, но и учета индивидуальных операций, имеющих важное значение для ликвидности банка (покупка нового здания, выдача крупного кредита). Этот подход можно использовать, если поток операций по какому-либо инструменту небольшой и прогнозируемый. Результатом работы модели является оценка величины ликвидных активов банка на каждый день в пределах моделируемого интервала.Такая модель может использоваться не только как средство оценки ликвидности КО, но и, за счет возможности учета отдельных крупных операций, как средство поддержи принятия решений, касающихся крупных операций, затрагивающих ликвидность. Это позволит повысить устойчивость КО и избежать принятия решений, потенциально приводящих банк к неплатежеспособности.Page editor
<
x
UndoSaveCancel
Для анализа риска потери ликвидности необходимо провести: оценку соответствия фактических значений обязательных нормативов ликвидности и размеров принимаемых кредитной организацией рисков при привлечении и размещении денежных средств - Н2, Н3, Н4 требованиям Инструкции Банка России от 01.10.97 N 1. Анализируются изменения фактических значений уровня ликвидности применительно к указанным выше обязательным нормативам за последние 3 месяца. Выявляются требования и / или обязательства кредитной организации, которые повлияли на выполнение нормативов ликвидности. При этом следует оценить, какое воздействие данные требования / обязательства, вызвавшие нарушение нормативов ликвидности, оказывают на способность кредитной организации погашать свои текущие обязательства. В рамках анализа ликвидности особое внимание следует уделить концентрации кредитного риска, т.е. сосредоточению большой суммы кредитов, выданных одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков (показатель Крз, используемый при расчете обязательного норматива Н6). В ряде случаев концентрация кредитного риска негативно сказывается на способности банка имеющимися денежными средствами обслуживать принятые обязательства. Следует проанализировать также причины концентрации депозитов, вкладов или полученных кредитной организацией кредитов и определить риск, вытекающий из такой концентрации. Изменения указанных соотношений анализируются кредитной организацией за последние 3 месяца.Разработка мероприятий по восстановлению ликвидности .
Мероприятия, разработанные кредитной организацией по
восстановлению ликвидности на случай непредвиденного развития
событий, должны содержать перечень конкретных действий,
организуемых через управленческие решения, и сроки их реализации.
Возможными составляющими перечня действий являются:
а) увеличение уставного капитала кредитной организации;
б) получение субординированных займов (кредитов);
в) реструктуризация обязательств, например, депозитов (вкладов), в т.ч. принадлежащих акционерам (участникам) и сотрудникам, из краткосрочных в долгосрочные обязательства кредитной организации и / или субординированные кредиты / депозиты;
г) привлечение краткосрочных кредитов (депозитов); д) привлечение долгосрочных кредитов (депозитов);
е) ограничение (прекращение) кредитования на определенный срок;
ж) реструктуризация активов, в том числе продажа части активов;
з) сокращение либо приостановление проведения расходов, в т.ч.
управленческих, включая (частично) заработную плату сотрудников.
Рейтинговый анализ.
Рейтинг — это сравнительная оценка кредитного риска различных долговых ценных бумаг (облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, коммерческих бумаг, а также привилегированных акций). Такой анализ обычно осуществляется независимыми рейтинговыми агентствами (которых в России пока нет).
В зависимости от уровня кредитного риска и соответственно рейтинга все ценные бумаги делятся на бумаги инвестиционного или спекулятивного качества.
Рейтинг проставляется на основе качественного и количественного анализа предприятия-эмитента и условий эмиссии.
В качественный анализ включаются оценки:
· внешнего экономического и регулятивного окружения;
· отраслевой и региональной принадлежности;
· рыночной ниши, степени диверсификации, уровня продукции и качества ресурсной базы эмитента и др.
При количественном анализе оцениваются:
· операционные результаты предприятия (выручка, прибыль, денежные потоки и т.д.);
· уровень прибыльности;
· эффективность использования активов;
· уровень капитализации и задолженность;
· состояние ликвидности.
Методы страхования и гарантирования инвестиций. Предотвращение потерь от инвестиций в ценные бумаги осуществляется на основе:
ü портфельных стратегий, снижающих риски при изменении рыночных тенденций;
ü хеджирования рисков вложений в отдельные ценные бумаги;
ü получения гарантий у третьей стороны о принятии на себя ответственности при наступлении различных видов риска (кредитного, валютного, ликвидности и т.д.);
ü заключения договора о страховании инвестиционных рисков со страховой компанией (страхование основной суммы инвестиций и страхование доходов).
Хеджирование — заключение сделки с ценными бумагами, противоположной основной сделке, при этом выигрыш наступает в случае, когда в основной сделке реализуется риск и возникает проигрыш (который компенсируется прибылью от хеджирующей сделки).
40. Методы оценки инвестиц.проектов.
Критерии распределения инвестиций. Выбор типа портфеля, инвестиционной политики и, соответственно, уровня риска и доходности, приемлемого для банка, определяет необходимость установления количественных критериев распределения инвестиций. Они задают уровень риска и доходности портфеля. Их устанавливают управляющие для каждого типа портфеля, поддерживая в дальнейшем заданную структуру инвестиций.
Рекомендации Базельского комитета по вопросу упр-ия банк-ми рисками.
Базельский комитет по банковскому надзорусоздал рекомендации о внутреннем аудите в банковских организациях и о взаимоотношениях надзорных органов и внутренних и внешних аудиторов как часть своих продолжающихся усилий по решению вопросов банковского надзора и улучшения надзора посредством руководства, поощряющего здоровую практику.
Комитет по аудиту
Комитет по аудиту обычно рассматривается как комитет совета директоров и обычно состоит из неисполнительных директоров, независимых от менеджмента.
Рекапитализация банка
Комплекс мероприятий, направленных на восполнение капитала, является главным направлением антикризисного управления. Источники рекапитализации могут быть как внутренними, так и внешними.
Источником является сокращение объема операционных расходов, в первую очередь за счет облегчения организационной структуры. К числу мероприятий, направленных на решение данной задачи, относятся: сокращение персонала, сокращение объема накладных расходов, отказ от инвестиций в новые технологии.
Составляющей внутренних источников может стать реализация активов для снижения нагрузки на капитал банка, а также фокусирование внимания на тех стратегических направлениях, которые способны быстро принести прибыль.
Фин-й мен-т как сис-ма и фин-ый механизм упр-ия фин-ми.
Менед-т-рын-я модель управл-я эк-ой,ориентир-я на максимиз-ию прибыли путем наилучшего удовлетв-я интересов потребит-ей.
Фин.мен-т-сис-ма управл-я фин.потоками компании,кот.направлена на достиж-е целей функцион-ия компании на рынке.
К этим целям относ-ся:получ-е прибыли,увелич-ие рент-ти,закрепл-е на рынке,рост объема продаж,избеж-ие банкрот-ва.
Элементы:
-Общ.принципы управл-ия финан-ми комп-ми;
-Фин-ые методы;
-Фин-ые инстр-ты;
-Организац-ая стр-ра системы управл-ия фин-ми.
Общ.прин-пы управ-ия фин-ми комп-ми:
1.Пр-п хозяйств-ой самостоят-ти(самост-ое принятие реш-ий);
2.Пр-п самофинанс-ия(преобладание собствен-х источников);
3.Пр-п ответствен-ти за рез-ты хоз-ой деят-ти(штрафные санкции за наруш-ие догов-ых обязат-в,нал-го закон-ва);
4.Пр-п заинтерес-ти в ведении коммерч-ой деят-ти(возмож-ть извлекать прибыль);
5.Пр-п эк-ой эффектив-и (достижение устойчивых рез-ов);
6.Пр-п создания фин-ых резервов,предназ-ых для защиты от рисков;
7.Пр-п фин-го контроля(в проверке законности и результатив-ти фин.деят-ти)
Фин-ые методы управ-ия финансами:
1.Фин-ый учет–система учетных процедур,отраж-их состояние и движ-ие имущ-ва,обязат-тв,дох.и расх.компании.
Результат фин-го учета–фин-ая инф-ия.Фин-ый учет строится с учетом МСФО.Базовые формы фин-ой отчетности:бух-ий баланс,отчет о приб.и убыт,отчет о движении ден-ых ср-в.
2.Фин-ый ан-з–заключ-ся в оценке эффект-ти фин-ых потоков,всей финансово-хоз-ой деят-ти компании за прошлый период,а также в опред-ии возможностей ее повышения в перспективе.
К осн.видам фин-го ан-за относ:
-Экспресс-ан-з(экстренные данные);
-Комплексный фин-ый ан-из(глубокая компл-я оценка);
-Ориентир-ый фин-ый а-з(оценка отдельных аспектов фин-ой деят-ти)
Методы фин-го а-за:
-Горизон-ый–сравнение ден-х потоков во времени;
-Верт-ый–опред-ие структур-го влияния отд-ых фин-ых потоков на фин-ый рез-т в целом;
-Сравнит-ый–сопостав-ие фин-ых потоков компании с фин-ми потоками др.аналог-ых;
-Метод фин-ых коэф-ов–расчет показ-ей ликв-ти,устойчивости, рентаб-ти.
3.Фин-ое планир-ие–процесс оптимизации фин-ых потоков в перспективе.
Включает:долгоср-е планир-е;текущее;перспективноею
4.Фин-ый контроль-выявление отклон