Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках интеграционных соглашений и международных экономических организаций.
Инвестиционное регулирование в Северной АмерикеСоглашение о создании НАФТА признается образцом многостороннего инвестиционного регулирования. В нем определены три инвестиционных режима — национальный, режим наибольшего благоприятствования и недискриминации, а также высокий стандарт защиты зарубежных инвесторов на основе свободного перевода доходов и прибыли за рубеж, гарантии от возможной экспроприации или иных форм утраты собственности и компенсации в связи с этим. Нормы соглашения распространяются на прямые и портфельные инвестиции благодаря широкому определению инвестиций. 2. Соглашение НАФТА определяет унифицированные правила допуска и функционирования инвесторов из стран-участниц и предусматривает дальнейшую либерализацию инвестиционных режимов США, Канады и Мексики на основе предоставления национального режима. Условия соглашения дают возможность инвесторам стран- участниц применять режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным предпринимателям в отношении создания, приобретения, расширения, управления и ликвидации капиталовложений. Соответствующие статьи НАФТА обязуют власти штатов США и провинций Канады распространить национальный режим в отношении инвесторов из стран — участниц группировки. 3. Членство в НАФТА позитивно сказалось на динамике притока зарубежных инвестиций в экономику Канады и Мексики. Максимальный эффект на ПЗИ экономическая интеграция оказала в Мексике. Опыт этой страны показывает, что развитие интеграции между развитыми и развивающимися странами стимулирует приток зарубежных инвестиций на рынок развивающихся стран благодаря реформированию и либерализации национальной экономики. Инвестиционное регулирование в Латинской АмерикеВ процессе экономической интеграции в странах — членах Общего рынка государств Южного конуса (МЕРКОСУР) формируется общая инвестиционная политика во взаимных связях и по отношению к капиталопотокам из третьих стран, что определено в Колонском и Буэнос-Айресском протоколах 1994 г. Многие положения этих документов идентичны, что свидетельствует 0 приверженности МЕРКОСУР к недискриминационной политике в отношении инвесторов из стран, не входящих в группировку. Статьи двух протоколов отражают положительный опыт Соглашения НАФТА. Это, в частности, широкое 251 понятие инвестиций (распространение положений инвестиционных соглашений на прямые и портфельные инвестиции), разработка общего механизма разрешения споров, общие (на региональном уровне) гарантии зарубежным инвесторам, общие инвестиционные режимы. 2. В МЕРКОСУР не предусмотрено создание зоны свободных капталопотоков на основе полной ликвидации ограничений. Тем не менее во взаимных рамках предусмотрена инвестиционная либерализация на основе распространения национального режима на стадию допуска с сохранением отдельных ограничений в отношении чувствительных национальных отраслей. 3. Таможенный союз МЕРКОСУР был создан лишь в 1995г., что не позволяет пока определить динамический эффект интеграции на динамику и направления инвестиционных потоков. Наконец, опыт МЕРКОСУР позволяет заключить следующее. Макроэкономическая стабильность является более важным фактором для привлечения ПЗИ, чем региональная интеграция. Практика Аргентины и Бразилии показывает, что зарубежные инвесторы больше учитывают результат политики реструктуризации национальной экономики, чем сам факт интеграции. Дальнейшее развитие интеграции по пути формирования таможенного союза может стимулировать значительный приток ПЗИ, прежде всего извне группировки. Статистические данные это подтверждают. Приток ПЗИ в регион распределяется неравномерно между странами группировки. Государства с более емкими рынками и более высокими сравнительными преимуществами (Аргентина и Бразилия) являются основными реципиентами инвестиций в кратко- и среднесрочной перспективе. Инвестиционное регулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионеВ силу специфики интеграционных процессов Форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества и большой экономической, социальной и культурно-языковой дифференциации стран, входящих в группировку, процесс инвестиционной либерализации, нацеленный на создание инвестиционной зоны, происходит на национальном, региональном и многостороннем уровнях. Либерализация с учетом договоренностей в рамках АТЭС носит добровольный и несвязанный характер, что сказывается на объеме и сроках реализации мер, определенных каждой страной в индивидуальных и коллективном планах действий. 2. В АСЕАН создается инвестиционная зона ради повышения привлекательности стран АСЕАН для зарубежных инвестиций на основе формирования общего крупного потребительского рынка, свободного от ограничений на передвижение товаров, услуг и капиталов. Параллельно происходит либерализация на национальном уровне, активизировавшаяся после азиатского финансового кризиса 1997—1998 гг., что также стимулирует приток зарубежных инвестиций. Наивысший уровень рег-ния мид-мдн эк организ-ми ОЭСР,ВТО,ВБ. Основн.документы ОЭСР-Кодекс либерализации капиталов; Кодекс либерализации невидим. тек. операций; Декларация об ин. инвестициях и многонац. Корпорациях и Руководящие принципы для многонац. корп. Направл. деят-ти ВБ:• предост цел. кредитов на строит-во пром. предприятий, инфрастр. объектов в развив-ся странах и стр с пер. экон • гарант-ие инв. в странах с повышенным уровнем риска (МАГИ); В системе ВТОесть многосторонний механизм, рег-щий мдн. инвестиции-Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах (Agreement on Trade-Related Investment Measures - TRIM).Соглашение признает, что некоторые инвестиц. меры не соответствуют требованиям ВТО о национ. режиме и отмене колич. ограничений на торговлю.