Теории транснационализации капитала и прямых иностранных инвестиций.
Одним из напр-й исследований в рамках теории междунар движ К явл-ся выяснение причин и механизмов интернационализации деят-ти транснациональных компаний Парадигма цикла междунар пр-ва товара.Разработана в 1966 г. франц ученым Р. Верноном. Жизн-й цикл товара состоит из 3 осн-х фаз: инновация,зрелость и массовое пр-во. В соотв. с ними у произв-лей есть 3 альтернативы: производить товар в пределах нац-й эк-ки, экспортировать его или переносить его произв-во на иностр-е рынки. Новые товары могут пользоваться временной монополией на дом-х рынках. Когда товар теряет свою рыночную новизну, достигая фазы зрелости, компания обычно ищет возм-ти его экспорта. На этом этапе конкуренция становится более жесткой, что ведет к высоким издержкам на единицу продукции и снижению прибыли. В конце концов, на этапе массового производства компании должны найти наиболее выгодные места размещения пр-ва в др-х странах, особенно крупных. Причины возрастания роли ТНК были проанализир в концепции монополистической конкуренции и несовершенств рынка Ш. Хаймером (1960 г.) и Ч. Киндльбергером (1969 г.). В соотв с ней фирма должна обладать монополистич-и преимуществами, происходящими из несовершенств рынка, чтобы обеспечить покрытие высоких издержек инвестирования за рубежом. К таким преимуществам относятся: 1) преимущества, связ-е с товарной пол-кой фирм: техники маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация; 2) преимущества, связ-е с факторами пр-ва: непосредств-й контроль над пр-вом, собств-е технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам К; 3) возм-ть использования интернальной (внутр-й) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе (эффект масштаба); 4) пол-ка прав-ва и его интервенция. В соответствии с концепциейПИИ-стратегий как олигополистической защитыФ. Никкербоккер (1973 г.) доказал, что в олигополистических отраслях за лидерами рынка, инвестирующими за рубеж автоматически следуют их нац-е конкуренты. В 45 % случаев эта стратегия "следования за лидером" наблюдалась в течение 3 лет с момента осущ лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % - в течение 7 лет. Концепция интернализации, разработ-я англ экономистами П. Баккли и М. Кассоном (1976 г.) показывает, что междунар компании получают свое конкурентное преимущество не вследствие использования единственного специфического фактора в одной определ функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау (распространить среди филиалов), вместо того, чтобы передавать его другим орг-циям на условиях лицензионного соглашения. Целостная внутренняя (интернальная) структура ТНК может сама по себе рассматриваться как альтернативный рынок, где затраты на трансферты м. б. снижены посредством экономии на масштабе. Парадигма "летящих гусей", разработ-я в к. 30-х гг японским ученым К. Акамацу выделяет 3 фазы развития отрасли: Фаза 1:Продукция поступает в эк-ку через импорт от заруб-х произв-лей. Фаза 2:Для удовлетворения, растущего нац-го спроса открываются новые местные пр-ва. Фаза 3: Излишки продукции экспортируются на новые заруб-е рынки Акамацу построил свою парадигму на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии и путем ее развития в течение 40-50 лет, начиная с к. XIX в. Теории ПИИ в период глобализации (Портер, OLI-парадигма, ПИР-теория). В теории конкурентных преимуществ наций (1990 г.) М. Портер показал, что успешные стратегии междунар-го инвестир-ия ТНК опирались на выгоды от достигнутых конкурентных преимуществ, как фирмы, так и страны, принимающей иностр-ый капитал. 4 группы преимуществ (бриллиант Портера): 1. Преимущества корпоративного управления(корпор. стратегия, стр-ра и конкуренция): управление и умение лидир-ть, цели компании, орг-ция новых сфер бизнеса и предприн-во, обеспеченность рисковым капиталом и т. д.; 2. превосходство над компаниями-конкурентами в исп-нии факторов пр-ва(состояние факторов); 3. выгоды, определяемые состоянием спроса (объем спроса в стране, темпы его роста, сегментация и хар-ки потребителей); 4. преимущества, связанные с состоянием сопутствующих и поддерживающих отраслей.Поскольку кооперация с местным смежным пр-вом фирме-инвестору экон-ски выгодна, поэтому степень роста ПИИ в страну-реципиент зависит от положения в сопутствующих и поддерживающих отраслях. М. Портер отмечает еще два макрокомпонента, воздействующих на эффективность компании: *роль случая или "судьбы", отражающих влияние резких перемен на мировых финансовых рынках или изменения котировок валют, внезапный рост местного/мирового спроса, а также войн; *влияние как внутренней, так и внешнеэкономической политики государства (либеральной или сдерживающей политики). В OLI-парадигме (1981 г., Дж. Даннинг) основное внимание уделяется конкурентным преим-вам компании и возм-стям их реализации. Внутренние источники преимуществ определяют потенциал фирмы за счет владения факторами пр-ва, в том числе уникальными. Оwnership-преим-ва – преим-ва владения собстенностью, привилегированное владение активами или привил-ный доступ к ним: произв-е технол-и, квалиф-ия технич-го персонала и мощность НИОКР, товарные ноу-хау и тд. Среди внутренних источников-преимущества интернализации (Internalization-преимущества)-орг-ция деят-ти всех структ-х подразделений компании как единого целого, когда эфф-ным образом соед-ся все факторы и бизнес-ф-ции, при этом создаются предпосылки для устойч-го развития компании, защиты от колебаний рынка и обеспечения контроля над активами. Центральные отделения распространяют методы ведения бизнеса среди своих филиалов, что позволяет снизить издержки. Внешние источники конкурентных преимуществ (Location-преимущества) образуются за счет рыночной среды, действующей в стране-реципиенте, если она благоприятна для иностранных инвестиций.