Транснационализация и субъекты прямых иностранных инвестиций

Процессы транснационализации производства и капитала являются основой современной глобализации мировой экономики. Международная торговля постепенно утрачивает позиции главного двигателя интернационализации экономических связей, уступая место международному инвестированию и транснационализации экономических отношений.

Транснационализация – это новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, который проявляется в сближении экономических механизмов различных стран на микроуровне. Главная роль в этом процессе принадлежит транснациональным компаниям (ТНК), использующим прямые инвестиции в новые рынки как стратегию укрепления их конкурентоспособности.

Термин «транснациональная корпорация» и его другие интерпретации («мультинациональная компания», «транснациональная компания», «международная компания»), как общепринятый стал применяться только с 1960 года.

Согласно определению ООН, ТНК — это компания:

  • включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
  • функционирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
  • в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими;
  • в которой головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале. В качестве нормативной нижней границы для осуществления контроля за активами считается доля капитала не менее 10 % обыкновенных акций.

ООН долгое время относила к международным корпорациям такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов, и филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы о международном статусе фирмы свидетельствует размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала компании.

В соответствии с Докладом о мировых инвестициях за 2005 год, подготовленным Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая традиционно изучает деятельность ТНК, в мире их насчитывается примерно 70 000 и 690 000 зарубежных филиалов, общий объем продаж которых достигает почти 19 трлн. долларов.

Примечательно, что из всего огромного количества ТНК доля крупных составляет только 5 %. Остальные ТНК – малого и среднего размера, то есть которые, по наиболее распространенной классификации, насчитывают не более 100 и 500 человек занятых соответственно.

Количество ТНК за последние тридцать пять лет увеличилось в 10 раз[3]. В 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм, в 1976 г. их было 11 тысяч с 86 тыс. зарубежных филиалов, а в 1990 г. — 24 тыс. ТНК. В середине 90-х годов функционировало 40 тыс. ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних компаний.

На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63 % внешней торговли. ТНК контролируют до 80 % патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 % — рынка меди и бокситов, 80 % — рынка чая и олова, 75 % — сырой нефти, натурального каучука и бананов.

Благодаря использованию стратегии прямого международного инвестирования, ТНК характеризуются: значительными масштабами собственности и хозяйственной деятельности; высокой степенью транснационализации производства и капитала; особым характером социально-экономических отношений внутри ТНК.

В последнем десятилетии ХХ века масштабы расширения сферы деятельности ТНК значительно увеличились под влиянием факторов: либерализации экономики стран постсоциалистического пространства; ускорения глобализации финансовых рынков; интенсификации процессов приватизации и операций по слиянию и поглощению; углубления взаимозависимости ряда стран и национальных экономик; усиления конкуренции на национальном и международном уровнях; интеграции; появления новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций.

Расширение сферы приложения своей активности позволяет ТНК приобретают множество преимуществ. Они используют в своих интересах не только природные и людские ресурсы, но и научно-технический потенциал других стран. Имея филиалы в разных странах, ТНК преодолевают ограниченность внутреннего рынка стран базирования.

Транснациональные корпорации получают преимущества и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Располагая филиалами и дочерними компаниями в других странах, ТНК получают возможность приспосабливать свои производственные, финансовые и торговые схемы применительно к специфическим условиям национальных рынков разных стран и осуществлять политику бухгалтерского учета операций дочерних компаний и филиалов, выгодную центральной компании.

Деятельность крупных ТНК отслеживается и подвергается различного рода оценкам со стороны множества экспертов, агентств, аналитических структур и международных организаций. Оцениваются: динамика стоимости их активов, возрастающая благодаря прямым инвестициям за рубеж; их капитализация; объем созданных активов и осуществляемых продаж за рубежом; численность занятых в стране базирования и за рубежом и другие показатели международного статуса этих корпораций.

На степень транснационализации ТНК влияет географическое положение страны базирования. Японские и американские ТНК, как правило, не столь транснациональны, как их европейские. 50 ведущих ТНК из развивающихся стран, еще менее транснациональны. Однако разрыв между ТНК из развитых и развивающихся стран в этом отношении сужается.

Для оценки степени интернационализации крупнейших ТНК мира рассчитывается индекс интернациональности (ИИ), представляющий собой долю зарубежных филиалов в общей сумме всех филиалов. В группе 25 крупнейших ТНК мира первое место по ИИ занимает «Форд моторз» с индексом, равным 84 %. Однако среди 100 крупнейших ТНК мира данная компания по ИИ только на двенадцатом месте.

Крупные финансовые ТНК занимают ведущие позиции на мировых финансовых рынках с точки зрения не только совокупных активов, но и числа стран, в которых они работают. Этот перечень возглавляет компания "Ситигруп " (Соединенные Штаты), за которой следует "ЮБС" (Швейцария) и "Альянц" (Германия). На финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в 2003 году приходилось 74% суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК.

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. Однако в группе из 25 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности работают – 24 %, в нефтяной отрасли - 20 %, в сфере электро-, газо- и водоснабжения – 16 %, в области телекоммуникаций – 12 % корпораций.

Деятельность ТНК достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей.

Крупные ТНК являются важнейшими участниками процесса интернационализации НИОКР. На их долю приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше двух третей коммерческих расходов на исследования и разработки (по оценкам, 450 млрд. долл.). В отдельных странах эти долевые показатели значительно выше. Расходы на НИОКР некоторых крупных ТНК намного превышают соответствующие затраты многих стран. Шесть ТНК ("Форд", "Пфайзер", "ДаймлерКрайслер", "Сименс", "Тойота" и "Дженерал моторс" в 2003 году израсходовали на НИОКР свыше 5 млрд. долл.

Проводимые ТНК НИОКР приобретают все более интернациональный характер. Эта тенденция характерна для всех стран базирования ТНК, однако начинается она с различных уровней.

Для характеристики международного подхода в деятельности компаний используют так называемый индекс распространения сети — NSI (Network Spread Index). Этот индекс рассчитывается как отношение (в процентах) числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность. В настоящее время число таких стран составляет 187. Причем, страны, небольшие по территориальному признаку, более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки.

В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Роял датч/Шелл груп», «Нестле», «Юнилевер».

Однако для устойчивого развития стран-реципиентов наибольшее значение привлечение ПИИ малых и средних ТНК.

Наши рекомендации