Из общего количества конверсионных операций в 1996 г. на операции
· USD/DEM приходилось 22%,
· USD/JPY -17%,
· GBR/USD — 11%
· 50% на другие пары валют.
В Токио по операциям доллар — иена в 1996 г, более 50% объема операций на брокерском рынке обслуживалось электронными брокерскими сетями. В отличие от традиционной валютной биржи, где торги ведутся на «паркете» и «голосом», появились электронные биржи — в Чикаго, во Франкфурте-на-Майне, Токио, Сингапуре и других мировых рынках, оснащение которых не только позволяет получать всестороннюю информацию о валютных курсах и процентных ставках на мировых рынках, совершать операции на них, но и вести аналитическую работу, прогнозировать динамику валютных курсов.
Дилерский аппарат валютных отделов достигает нескольких десятков, в ряде случаев — более сотни сотрудников. Среди них дилеры, экономисты-аналитики, менеджеры. Дилеры (во Франции их обычно называют камбистами) — специалисты по купле-продаже валюты. Распределение работы между ними осуществляется по валютам и видам операций (с торгово-промышленной клиентурой, межбанковские, наличные, срочные и т.д.). Более опытные дилеры —старшие, главные — имеют право совершать арбитражные операции и создавать спекулятивные позиции в валютах. Экономисты-аналитики прогнозируют движение валютных курсов и процентных ставок на основе изучения тенденции развития экономики, политики, международных расчетов. Они разрабатывают эконометрические модели оценки валютных рисков и наиболее эффективных способов их страхования, используемые для рекомендаций во взаимоотношениях с клиентурой. Основная часть прогнозирования осуществляется на базе эконометрических моделей с помощью ЭВМ. Определение тенденций движения курсов валют, их колебаний в определенных курсовых точках на основе статистических графиков (чартов) играет большую роль в действиях дилеров, учитывающих «точки сопротивления», преодоление которых знаменует возможность значительных изменений курсов. Общее управление валютными операциями возложено на менеджеров, которые руководствуются валютной политикой, утверждаемой валютным комитетом — рабочим органом банка. В небольших банках дилер одновременно выступает как эксперт и оператор.
При прогнозировании и определении тенденций краткосрочной и среднесрочной динамики валютных курсов анализируются факторы, влияющие на конъюнктуру валютного рынка
· объем ВВП,
· рост промышленного производства,
· уровень безработицы,
· индекс оптовых и розничных цен,
· состояние основных статей платежного баланса,
· динамику процентных ставок.
На базе полученных данных разрабатываются стратегия и тактика проведения валютных операций. Однако надежность прогнозов обычно невелика, так как валютные сделки подвержены рискам объективного и субъективного характера. Объективная основа риска обусловлена тем, что в долгосрочном плане валютные курсы зависят от экономических показателей различных стран, а в краткосрочном плане — от политических событий, решений государственных органов по экономическим вопросам, слухов и ожиданий. Субъективный фактор связан с тем, что в пределах прав дилера от его усмотрения зависит решение об объеме операций в курсе валют, по которому совершается купля-продажа. Поскольку за минуты заключаются сделки на десятки миллионов долларов, то неправильные решения дилеров в сочетании с объективными факторами, особенно при крупных сделках, могут вызвать значительные потери.
Банкротства банков привели к усилению контроля за валютными операциями со стороны руководства банков и соответствующих государственных органов. Национальные органы надзора над банками наблюдают за их валютными позициями в целях контроля за движением капиталов и объемом банковских рисков. Операции на мировых валютных, кредитных рынках служат объектом постоянного изучения национальных и международных органов. Необходимость этого диктуется тем, что курсы валют, ценных бумаг, процентные ставки оказывают значительное воздействие через экспорт и импорт, движение капиталов на перспективы развития производства, конъюнктуру, темп инфляции.
Межбанковский рынок делится на
· прямой
· брокерский.
Поэтому составным звеном в институциональной структуре валютного рынка являются брокерские фирмы, через которые проходит примерно 30% валютных операций. Брокерские фирмы взимают за посредничество комиссию (до 20 долл. США за каждый купленный или проданный миллион долларов или его эквивалент). С развитием электронных средств межбанковской связи и совершением валютных сделок (Рейтер-дилинг, Телерейт) роль брокерских фирм на межбанковском рынке снизилась, хотя они продолжают играть значительную роль в операциях частных лиц и небольших фирм.
В международной практике принята система начисления брокерской комиссии, оплата которой делится поровну между покупателем и продавцом валюты и не включается в котировку. Она выплачивается контрагентами непосредственно брокеру, обычно ежемесячно. Лишь на валютных рынках США брокерская комиссия долгое время прибавлялась к курсу продавцов и после продажи валюты уплачивалась брокеру. С сентября 1978 г. по решению Ассоциации валютных брокеров Нью-Йорка на американских валютных рынках введена существующая международная практика начисления брокерской комиссии.
ТНК играют ведущую роль на валютном рынке. Сделки с иностранной валютой занимают важное место в их деятельности. Это объясняется их политикой диверсификации валютных активов, совершенствования управления своими ликвидными средствами, стремлением уменьшить риск потерь от обесценения активов в неустойчивых валютах, получить прибыль от спекуляции на разнице курсов валют. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то ТНК переводят активы в более устойчивые денежные единицы; способствуя их укреплению за счет дальнейшего ухудшения позиций ослабленной валюты. Операции ТНК на валютном рынке служат одним из факторов изменения курсов ведущих валют.
Маркет-мейкеры – банки,которые активно котируют валюты на рынке иимеют значительный объем валютных сделок как с торгово-промышленной клиентурой, так и с банками, обладают достаточным размером собственных средств, позволяющим держать значительную валютную позицию, чтобы иметь возможность диктовать курсы по сделкам определенного объема. Крупные банки мало заинтересованы в сделках на суммы менее 5—40 млн долл. Банки меньшего размера, наоборот, не осуществляют котировок для сделок на сумму свыше 3—5 млн долл.
Благодаря маркет-мейкерам поддерживаются ликвидность и устойчивость валютного рынка, поскольку они всегда готовы осуществить сделку по предложенным ими самими котировкам, а также обладают достаточными финансовыми возможностями для компенсирования движения валютных курсов как за счет собственных средств, так и выполняя приказы клиентов. Большинство маркет-мейкеров работают 24 ч в сутки, активно заключая сделки.
Другие банки на валютном рынке — пассивные участники процесса котировки, т.е. они делают запрос банку-контрагенту о состоянии валютного курса и вынуждены соглашаться на менее выгодный курс. Например, при обращении клиента во французский банк с просьбой сообщить курс французского франка дилер отвечает: курс 5,6030—5,6080, что означает: покупаю 1 долл. за 5,6030 франц. фр., продаю 1 долл. за 5,6080 франц. фр. Маржа в этом случае составляет 0,0050 франц. фр. на 1 долл. (или 0,089% от курса продавца). Такое деление участников рынка очень условно, поскольку коммерческие банки сами котируют курс валюты для своих клиентов торгово-промышленных корпораций и частных лиц.