Кафедра «Административного и финансового права»
ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(СЗФ РПА Минюста России)
Кафедра «Административного и финансового права»
Л. К. Самойлова
Администрирование государственных и муниципальных финансов.
Учебное пособие в схемах
Санкт-Петербург
ББК
С
Рецензенты:
Л.А. Подолянец, доктор экономических наук,
профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит»
ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ»
Самойлова Л.К.Администрирование государственных и муниципальных финансов.Учебное пособие в схемах. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014. – 234 с.
В учебном пособии рассматриваются базовые категории, характеризующие отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований: государственные и муниципальные финансы; бюджет, бюджетная система; налоговые и неналоговые доходы бюджетов; расходы бюджетов; бюджетное финансирование; внебюджетные фонды.
В данном пособии представлены теоретические основы организационно-правового регулирования процессов в сфере публичных финансов, сопоставлены различные точки зрения на содержание исследуемых финансовых дефиниций, охарактеризованы полномочия участников бюджетной деятельности, рассмотрены особенности реализации межбюджетных отношений, отражена специфика налоговых отношений.
Рекомендуется для студентов очной, заочной форм обучения, и студентов, занимающихся по программе получения второго высшего образования.
Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой Административного и финансового права (протокол №__ от __ __________ 201__ г.)
и рекомендовано Ученым советом Северо-западного (г. Санкт-Петербург) филиала РПА Минюста России (протокол №__ от __ _____________ 201__ г.)
©
СОДЕРЖАНИЕ
с. | |||||
Предисловие | |||||
Раздел I | Теоретические аспекты управления государственными и МУНИЦИПАЛЬНЫМИ финансами | ||||
ГЛАВА 1 | Финансы и финансовая система государства | ||||
1.1 | Исторический аспект развития науки о финансах | ||||
1.2 | Сущность, признаки, функции, социально-экономическое значение финансов | ||||
1.3 | Финансовая система государства: понятие, характерные особенности, структурные элементы | ||||
ГЛАВА 2 | финансовая Деятельность государства и муниципальных образований | ||||
2.1 | Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований | ||||
2.2 | Функции органов государственной власти в сфере финансовой деятельности | ||||
ГЛАВА 3 | Государственный и муниципальныЙ финансовый контроль | ||||
3.1 | Становление и развитие института государственного финансового контроля в Российском государстве | ||||
3.2 | Содержание, цель, задачи, принципы, функции государственного и муниципального финансового контроля | ||||
3.3 | Виды государственного финансового контроля | ||||
3.4 | Методы государственного финансового контроля, их характеристика | ||||
3.5 | Аудиторский контроль | ||||
3.6 | Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля | ||||
Раздел II | государственные и муниципальные денежные фонды | ||||
ГЛАВА 4 | Теоретические основы бюджетной деятельности в Российской Федерации | ||||
4.1 | Сущность, признаки, функции государственных и муниципальных финансов | ||||
4.2 | Понятие, характерные особенности, разновидности бюджетов | ||||
4.3 | Бюджетное устройство Российской Федерации | ||||
ГЛАВА 5 | Экономико-правовая характеристика доходов и расходов бюджетов | ||||
5.1 | Понятие и классификация доходов бюджетов | ||||
5.2 | Понятие, признаки, формы расходов бюджетов | ||||
5.3 | Правовой режим дефицита бюджета | ||||
ГЛАВА 6 | Бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований | ||||
6.1 | Понятие бюджетной компетенции | ||||
6.2 | Содержание бюджетной компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований | ||||
ГЛАВА 7 | организационные основы бюджетного процесса | ||||
7.1 | Понятие, содержание, принципы бюджетного процесса | ||||
7.2 | Полномочия участников бюджетного процесса | ||||
7.3 | Организационно-правовая характеристика стадий бюджетного процесса | ||||
ГЛАВА 8 | Межбюджетные отношения | ||||
8.1 | Понятие и принципы межбюджетных отношений | ||||
8.2 | Финансово-правовой режим межбюджетных трансфертов | ||||
ГЛАВА 9 | государственныЕ и муниципальныЕ целевыЕ денежныЕ фонды | ||||
9.1 | Понятие и виды государственных и муниципальных целевых денежных фондов | ||||
9.2 | Правовой режим Пенсионного фонда Российской Федерации | ||||
9.3 | Правовой режим Фонда социального страхования Российской Федерации | ||||
9.4 | Правовой режим Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации | ||||
Раздел III | регулирование государственных и муниципальных доходов | ||||
ГЛАВА 10 | Теоретические основы налогоОбложения в Российской Федерации | ||||
10.1 | Понятие и признаки налога, сбора, пошлины. Функции налогов. Классификация налогов | ||||
10.2 | Налоговая система Российской Федерации | ||||
ГЛАВА 11 | Налоговые отношения | ||||
11.1 | Понятие, структура налоговых отношений | ||||
11.2 | Финансово-правовой статус участников налоговых отношений | ||||
ГЛАВА 12 | охрана налоговых отношений | ||||
12.1 | Понятие и методы налогового контроля | ||||
12.2 | Налоговые правонарушения | ||||
12.3 | Ответственность за налоговые правонарушения | ||||
ГЛАВА 13 | Неналоговые доходы государства и муниципальных образований | ||||
13.1 | Неналоговые доходы федерального бюджета | ||||
13.2 | Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации | ||||
13.3 | Неналоговые доходы местных бюджетов | ||||
Раздел IV | регулирование государственных и муниципальных расходов | ||||
ГЛАВА 14 | Финансово-Правовой режим расходов бюджета | ||||
14.1 | Понятие и принципы бюджетного финансирования | ||||
14.2 | Предоставление бюджетных кредитов | ||||
ГЛАВА 15 | сметно-бюджетное финансирование | ||||
15.1 | Понятие сметно-бюджетного финансирования | ||||
15.2 | Смета бюджетного учреждения | ||||
Раздел V | Финансово-Правовые основы государственного и муниципального кредитования | ||||
ГЛАВА 16 | Государственный и муниципальный кредит как экономическая и правовая категория | ||||
16.1 | Понятие, признаки государственного и муниципального кредита | ||||
16.2 | Принципы государственного кредита | ||||
ГЛАВА 17 | регулирование государственных и муниципальных займов | ||||
17.1 | Понятие, виды, формы государственных и муниципальных заимствований | ||||
17.2 | Методы управления государственным и муниципальным долгом | ||||
Тестовые задания | |||||
Словарь терминов | |||||
литература | |||||
Предисловие
Государственные и муниципальные финансы являются основным элементом финансовой системы территориального образования соответствующего уровня. Они взаимосвязаны с кредитной, банковской и страховой системами. Посредством государственных финансов осуществляется международное взаимодействие, функционирует и развивается мировое хозяйство. В связи с этим, не имея суждения о том, что представляют собой государственные и муниципальные финансы, каким образом они аккумулируются, распределяются и используются на общегосударственные нужды, трудно судить о работе в целом финансово-кредитной системы государства.
Под государственными и муниципальными финансами следует подразумевать материальную основу деятельности государства и органов местного самоуправления. Располагая достаточным количеством денежных средств, государство может обеспечивать национальную безопасность, осуществлять охрану правопорядка, участвовать в международных отношениях, реализовывать социальную политику, поддерживать отрасли народного хозяйства, проводить научные исследования.
Государственные финансы выступают в качестве эффективного инструмента макроэкономического регулирования. Посредством их использования государство может решать разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность национальной денежной единицы, изменять уровень ссудного процента в целях повышения или снижения совокупного спроса, сглаживать конъюнктурные колебания.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что в качестве основного направления, изучаемого финансовой наукой, как по объему охватываемых общественных отношений, так и по значимости, выступает бюджетная деятельность, поскольку в бюджетной системе сосредотачиваются денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. К централизованным финансам также относятся государственные и муниципальные целевые денежные фонды, создание которых обусловлено необходимостью поддержания и развития отдельных сфер жизнедеятельности государства.
В связи с тем, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств государства, в самостоятельный раздел следует выделить формирование государственных доходов, основные положения которого раскрывают налоговые отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами.
Функционирование финансовой системы государства предполагает не только аккумулирование доходов в форме централизованных фондов денежных средств, но и необходимость осуществлять целенаправленное и эффективное расходование государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Следовательно, особое значение имеет институт государственных расходов, состав которого образуют бюджетное финансирование и бюджетные кредиты.
В сложившихся социально-экономических условиях, сопряженных с особенностями функционирования финансово-хозяйственного комплекса государства, знания в области централизованных финансов становятся востребованными как со стороны работников налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтеров предприятий, предпринимателей, физических лиц, являющихся налогоплательщиками, и прочих участников финансовых отношений. В связи с этим повышается интерес к учебной и научной финансовой литературе.
Ознакомление с институтами бюджетной системы, государственных и муниципальных доходов и расходов, целевых денежных фондов, налоговыми инструментами направленно на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных принимать участие в финансовых отношениях.
Настоящее учебное пособие представляет собой изложение основных теоретических положений государственных и муниципальных финансов. Данное пособие может быть полезно студентам для изучения материала по курсу «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетная система Российской Федерации» в высших учебных заведениях. Кроме того, оно рассчитано не только на первичное ознакомление студентов с базовыми положениями в сфере финансовой деятельности государства, но и на дальнейшее углубленное изучение и освоение теоретических проблем современной финансовой науки.
ДенежныЕ фондЫ
Глава 4. Теоретические основы бюджетной деятельности
в Российской Федерации
4.1. Сущность, признаки, функции государственных и муниципальных финансов
Рис. 63. Декомпозиция категории «государственные финансы»
Рис. 64. Систематизация функций государственных финансов
| ||||
|
Рис. 65. Характеристика контрольной функции государственных финансов
Рис. 66. Декомпозиция категории «муниципальные финансы»
4.2. Понятие, характерные особенности, разновидности бюджетов
Рис. 67. Группировка авторских определений категории «бюджет»
Рис. 68. Систематизация научных трактовок категории «бюджет»
с различных точек зрения
Рис. 69. Декомпозиция категории «бюджет»
Рис. 70. Понятие, признаки и особенности категории «бюджет»
Рис. 71. Цель и задачи бюджета, определяющие объективную необходимость его формирования и использования
Рис. 72. Характеристика функций бюджета
Рис. 73. Классификация бюджетов с точки зрения А.Н. Козырина
4.3. Бюджетное устройство Российской Федерации
Рис. 74. Декомпозиция категории «бюджетное устройство»
Рис. 75. Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств
Рис. 76. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Рис. 77. Понятие и состав бюджетной классификации
Российской Федерации
Рис. 78. Систематизация принципов построения бюджетной системы Российской Федерации
Рис. 79. Характеристика отдельных принципов построения бюджетной системы Российской Федерации
Рис. 80. Характеристика бюджетного устройства
субъекта Российской Федерации
Рис. 81. Характеристика бюджетного устройства
муниципального образования
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность категории «государственные финансы».
2. Назовите основные классификационные признаки государственных и муниципальных финансов.
3. Охарактеризуйте функции государственных и муниципальных финансов.
4. Проанализируйте различные трактовки категории «бюджет». Раскройте экономическую, социальную, политическую сущность бюджета.
5. Перечислите виды бюджетов. Охарактеризуйте предназначение консолидированного бюджета.
6. Дайте определение категории «бюджетное устройство государства». Сравните бюджетное устройство унитарных, федеративных и конфедеративных форм государства.
7. Назовите структурные элементы бюджетного устройства Российской Федерации.
8. Охарактеризуйте структуру бюджетной системы Российской Федерации.
9. Определите назначение бюджетной классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
10. Раскройте принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.
11. Охарактеризуйте особенности бюджетного устройства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ГЛАВА 5. Экономико-правовая характеристика доходов и расходов бюджетов
5.1. Понятие и классификация доходов бюджетов
Рис. 82. Декомпозиция категории «доходы бюджета»
Рис. 83. Классификация доходов бюджетов по мнению Ю.А. Крохиной
Рис. 84. Классификация доходов бюджетов по мнению
Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина
5.2. Понятие, признаки, формы расходов бюджетов
Рис. 85. Декомпозиция категории «расходы бюджета»
Рис. 86. Принципы осуществления расходов бюджета
Рис. 87. Формы расходов бюджетов
5.3. Правовой режим дефицита бюджета
Рис. 88. Основные состояния бюджета
Рис. 89. Декомпозиция категории «дефицит бюджета»
Рис. 90. Способы финансирования дефицита бюджета
Рис. 91. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, выделенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение категории «доходы бюджета». Раскройте предназначение доходов бюджета.
2. Охарактеризуйте виды доходов бюджета.
3. Раскройте сущность «расходов бюджета» с экономической, материальной и юридической точки зрения.
4. Какие признаки свойственны расходам бюджета?
5. Перечислите принципы осуществления расходов бюджета.
6. Назовите формы осуществления расходов бюджета.
7. Опишите возможные состояния бюджета.
8. Проанализируйте причины возникновения дефицита бюджета.
9. Сравните преимущества и недостатки способов финансирования дефицита бюджета в различных экономических условиях.
ГЛАВА 6. Бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
6.1. Понятие бюджетной компетенции
Рис. 92. Декомпозиция категории «бюджетная компетенция»
|
Рис. 93. Бюджетные полномочия Российской Федерации
Рис. 94. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
Рис. 95. Бюджетные полномочия муниципальных образований
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое бюджетная компетенция?
2. Охарактеризуйте предметы ведения Российской Федерации в области бюджетной деятельности.
3. Раскройте бюджетную компетенцию субъектов Российской Федерации.
4. Перечислите бюджетные полномочия муниципальных образований.
5. Сравните объемы бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ГЛАВА 7. Организационные основы бюджетного процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Рис. 96. Понятие бюджетного процесса
Рис. 97. Принципы бюджетного процесса
7.2. Полномочия участников бюджетного процесса
Рис. 98. Бюджетные полномочия главного распорядителя
и распорядителей бюджетных средств
Рис. 99. Бюджетные полномочия главного администратора
и администраторов доходов бюджета
Рис. 100. Бюджетные полномочия главного администратора
и администраторов источников финансирования дефицита бюджета
Рис. 101. Бюджетные полномочия получателей бюджетных средств
7.3. Организационно-правовая характеристика стадий бюджетного процесса
Рис. 102. Стадии бюджетного процесса
Рис. 103. Порядок составления проекта бюджета
Рис. 104. Порядок рассмотрения проекта бюджета в первом чтении
Рис. 105. Порядок рассмотрения проекта бюджета во втором чтении
|
Рис. 106. Порядок рассмотрения проекта бюджета в третьем чтении и утверждения Федерального закона о федеральном бюджете
Рис. 107. Исполнение бюджета по доходам
Рис. 108. Исполнение бюджета по расходам
Рис. 109. Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения
и утверждения бюджетной отчетности
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение категорий «бюджетный процесс», «бюджетный цикл», «стадия бюджетного процесса».
2. Раскройте принципы бюджетного процесса.
3. Охарактеризуйте полномочия участников бюджетного процесса.
4. Кем и в какие сроки осуществляется проектирование федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период?
5. Проанализируйте положения бюджетного послания президента Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6. Охарактеризуйте стадию рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
7. Опишите особенности функционирования Согласительной комиссии на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
8. Как осуществляется исполнение бюджета по доходам?
9. Проанализируйте этапы исполнения бюджета по расходам.
10. Охарактеризуйте порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
ГЛАВА 8. Межбюджетные отношения
8.1. Понятие и принципы межбюджетных отношений
Рис. 110. Понятие, цели, предмет и субъекты межбюджетных отношений
Рис. 111. Принципы и особенности межбюджетных отношений
Российской Федерации и ее субъектов
8.2. Финансово-правовой режим межбюджетных трансфертов
Рис. 112. Формы межбюджетных трансфертов
Рис. 113. Условия предоставления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение категории «межбюджетные отношения».
2. Опишите причины возникновения межбюджетных отношений.
3. Какие цели реализуются посредством межбюджетных отношений?
4. Раскройте принципы межбюджетных отношений.
5. Охарактеризуйте полномочия субъектов межбюджетных отношений.
6. Какие формы межбюджетных трансфертов используются в Российской Федерации?
7. Проанализируйте условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Глава 9. государственные и муниципальные целевые денежные фонды
9.1. Понятие и виды государственных и муниципальных
целевых денежных фондов
Рис. 114. Характеристика государственных внебюджетных фондов
Рис. 115. Классификация государственных и муниципальных целевых денежных фондов
9.2. Правовой режим Пенсионного фонда Российской Федерации
Рис. 116. Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
| ||||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
| ||||||||
Рис. 117. Законодательное регулирование правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования
Рис. 118. Цели и задачи деятельности Пенсионного фонда РФ
Рис. 119. Задачи и функции органов, подведомственных ПФР
Рис. 120. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда РФ
9.3. Правовой режим Фонда социального страхования Российской Федерации
Рис. 121. Структура Фонда социального страхования Российской Федерации
Рис. 122. Цели деятельности и функции Фонда социального страхования РФ
Рис. 123. Функции отделений Фонда социального страхования РФ
Рис. 124. Доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования РФ
9.4 Правовой режим Фонда обязательного медицинского страхования
Рис. 125. Структура Фонда обязательного медицинского страхования РФ
Рис. 126. Цели деятельности и функции Федерального фонда
обязательного медицинского страхования РФ
Рис. 127. Задачи и функции территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
Рис. 128. Доходы и расходы бюджета Фонда обязательного
медицинского страхования
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение категории «государственный внебюджетный фонд». Охарактеризуйте значение внебюджетных фондов для экономики и социальной сферы государства.
2. По каким основаниям проводится классификация целевых денежных фондов?
3. Раскройте цель, задачи и функции Пенсионного фо