Кафедра административного, финансового информационного права

ГУ.Формы и методы ГУ.

ГУ – целенаправленное организующее-регулирующее воздействие гос-ва через систему его органов и должностных лиц на общественныйе процессы, отношения и деятельность людей.

Форма ГУ – внешневыраженное действие оив или должностного лица, осуществляющего в рамках его компетенции и вызывающ.определен.юрид.последствия.

Формы управления могут выступать в роли форм реализации исп.власти (правовые) и внутриаппаратной работы (неправов).

Главенствующее значение-первые-в них выражение получает сама власть. Наиб.значим.формы связ.с реализ.правоприменит,правоустановит, правоохран.функ-й исп вл. Они вызывают наиболее существ. юрид.последствия. сюда относят нпа, совершение на их основе иных действий юр характера. К неправовым (организационные, политич, аналитич) относятся формы которые не влекут прямых юр последствий. Это проведение семинаров, совещаний, инструктаж, обработка получаемой информации.

К числу форм управленческой деятельности относят издание нпа, издан индивид.актов, совершение иных юридич. знач.действий, заключение договоров, осущ-е организ.действий, вып.мат-техн операций.

Правовой акт управления. – основная адм-правов форма реализации задач и функций испол.власти. ПАУ – основанный на законе, однонстрон., юридическое властное волеизъявление полномоч.субъекта исп.власти, направл. на установление адм-правов. отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исп.власти повседневной деятельности исп.органов,должност.лиц на основе закрепленной за ними компетенции устан.границ и соответс.форме. Метод управления – способ практич.осущест-я функций гос-управленч деят-ти, достижения ее целей.

Основные универсальные-метод принуждения и убежедения.

1. Убеждение в государственном управлении (административное убеждение) – способы и

средства, направляющие сознание и поведение людей на добровольное подчинение правовым и организационным требованиям в сфере государственного управления.

2. Поощрение в государственном управлении (административное поощрение) – способы

и средства признания и оценки заслуг, т.е. волевых действий, превосходящих уровень требований правомерного поведения.

3. Принуждение в государственном управлении (принуждение по административному

праву) – способы и средства обеспечения служебной дисциплины и правопорядка в государственном управлении. В рамках данного метода необходимо выделять административное принуждение и дисциплинарное принуждение по административному праву.

Виды административного принуждения:

1.Административное предупреждение

2.Меры административного пресечения

3.Меры административной ответственности.

4. Регулирование в государственном управлении (административное регулирование) – способы и средства реализации повседневных оперативных функций в сфере государственного управления, связанных с правомерным поведением субъектов административного права.

Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

Виды правовых актов управления:

1. По юридическим свойствам

• Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.

• Индивидуальные. Акты применения норм права.

2. По сроку действия

• Бессрочные • Срочные

3. По территории

• Акты, действующие в пределах РФ.

• Акты, действующие в пределах субъекта РФ.

• Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.

4. По характеру компетенции

• Общего • Отраслевого • Межотраслевого

5. По органам, издающие акты

• Указа президента, распоряжения президента.

• Постановления распоряжения правительства.

• Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.

• Постановления государственных комитетов

• Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

+ эк.метод (налоговые льготы), адм, псих.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

ОИВ. Система ОИВ.

Наличие в системе гос власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации ф-ий и задач исполнительной власти, посредством которой осуществляется гос управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) и др.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

- федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

РЕГИОНАЛЬНЫЙ.

Конституция РФ и Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". В единую систему исполнительной власти субъекта включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный ОГВ общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные ОГВ специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

Приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе ОГВ, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Главой исполнительной власти в краях и областях является глава администрации или губернатор.Его правовой статус закрепляется в уставе субъекта Федерации, в законах о системе ОГВ или в специальных законах о главе исполнительной власти. Глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом субъекта Федерации и руководит системой органов исполнительной власти области (края) на принципах единоначалия.

Глава исполнительной власти области (края):

• образует (совместно или по согласованию с законодательным органом) отраслевые и территориальные органы исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

• утверждает положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти;

• образует, реорганизует и ликвидирует иные государственные организации, назначает их руководителей, утверждает их уставы и положения;

• вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации;

• издает правовые акты (постановления и распоряжения), обязательные на всей территории субъекта Федерации.

Ниж.обл.: Губернатор является высшим должностным лицом области, Председателем Правительства.

1) представляет область в отношениях с фед ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС;

2) представляет область при осуществлении внешнеэкономических связей;

3) подписывает от имени области договоры и соглашения;

4) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

5) формирует и возглавляет Правительство в соот-ии с зак-вом области, принимает решение о его отставке;

6) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с Законодательным Собранием и иными госорганами области и в соот-ии с зак-вом РФ может организовывать взаимод-е органов исполн власти области с фед органами испол власти и их террит органами, ОМС и общественными объединениями;

Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет высшее должностное лицо области - Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства. Правительство Нижегородской области полномочно решать все вопросы государственного управления социально-экономическим развитием региона. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Состав и порядок формирования Правительства, его структура, правовые основы деятельности и полномочия, взаимоотношения Правительства с другими органами государственной власти и местного самоуправления определяются Уставом области и законом области "О Правительстве Нижегородской области". Членами Правительства являются: 1) Губернатор; 2) Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства; 3) заместители Губ-ра, заместители Пред-ля Прав-ва; 4) министры области. Перечень заместителей Губернатора и вопросы их компетенции определяются Губернатором. Правительство формирует Губернатор. Вице-губернатор, заместители Губернатора назначаются на должности Губернатором после согласования их кандидатур Законодательным Собранием. Министры, Руководители органов исполнительной власти области, не являющиеся министрами, и их заместители, руководители иных органов и организаций, подведомственных Правительств назначаются на должность Губернатором

Наши рекомендации