Подвесные веревочные дороги (переправы).
Подвесные веревочные дороги (переправы).
Для транспортировки пострадавшего через большие ледниковые трещины, ледопады, каньоны, опасные места на скальных склонах, через реки и т.д. самым надежным и безопасным способом по-прежнему остаются подвесныеверевочные дороги (переправы). Часто подвесные дороги используются не только для транспортировки пострадавшего, но и для его подъема со дна ущелий, каньонов и т.д.
Важно! Надо понимать разницу между подвесными веревочными дорогами, применяемыми при спасательных работах и импровизированными переправами через горные реки, которые организуют туристские и альпинистские группы на маршрутах.
Подвесные дороги для ПСР часто не подразумевают их сдергивания после использования и организуются с гораздо большим запасом прочности и надежности.
При проведении ПСР на подвесной веревочной дороге может находиться 2 и даже 3 человека, при организации переправы согласно требованиям безопасности, допустимо нахождение на переправе не более одного человека.
Термины.
Исходный берег – берег на котором находятся спасатели, пострадавший и грузы.
Целевой берег – берег на который надо переместить спасателей, пострадавшего и грузы.
Грузовая веревка – натянутая веревка, по которой перемещается груз.
Страховочная веревка – ненатянутая, слабо натянутая или натянутая веревка (в зависимости от выбранной схемы организации переправы) к которой закреплен груз и которая воспринимает все нагрузку от груза в случае отказа грузовой веревки.
Бегунок (тяговая веревка) – веревка, используемая для перемещения груза и возврата блок ролика на исходный берег. В некоторых схемах переправ бегунок (тяговая веревка) также выполняет роль страховочной веревки.
Пилот – тонкая вспомогательная веревка, которую перекидывают через препятствие и с помощью которой через препятствие перетягивается грузовая и страховочная веревка.
Общее.
Организация подвесных дорог — это достаточно сложное и опасное мероприятие, одним из самых опасных моментов является переход спасателя через реку, во время которого спасатель подвергается серьезному риску.
При натяжении веревок и транспортировке груза система испытывает значительные, во много раз превосходящие вес груза, нагрузки.
Понимать опасности и управлять возникающими при этом рискам поможет знание процессов, происходящих в системе и умение рассчитать возможные нагрузки.
Организация станций на деревьях.
Самым распространенным способом организации станций при натягивании переправ является использование в качестве точек деревьев.
Деревья, на которых будет натянута переправа, должны удовлетворять следующим требованиям. Минимальный диаметр 18-20 см. Лучше, если деревья будут лиственными – их корневая система глубже уходит в грунт, чем у хвойных. Деревья не должны стоять слишком близко к реке – во-первых подмытые рекой корни хуже удерживают деревья,во-вторых около дерева должна быть площадка на которой смогут работать спасатели.
Веревка закрепляется на дереве максимально близко к земле, это позволяет снизить нагрузи на дерево и повысить надежность закрепления. Но очень часто особенно на длинных переправах и при использовании динамических веревок приходится делать точку закрепления на большой высоте, иногда в нескольких метрах от земли. В этом случае следует сделать дополнительную оттяжку от точки закрепления к основанию соседнего дерева или искусственной страховочной точки. Рисунок
Если деревьев, удовлетворяющих этим условиям, нет, то можно использовать более тонкие деревья, организуя подстраховку и распределение нагрузки на несколько точек. Рисунок.
Внимание! Не стоит организовывать точку закрепления выше 2х метров от земли – это очень осложнит работу спасателей и подвеску груза.
Организация переправы.
На точке закрепления переправы организуют независимые станции для закрепления полиспаста, грузовой, страховочной и тяговой веревки.
Завязывая петли следует помнить, что под нагрузкой узлы сильно затянуться и их будет очень сложно развязать, поэтому в них следует заранее вставить карабины или палочки. Рисунок Грузовая и страховочные веревки крепятся к станции с помощью системы Тандем прусик.Рисунок.
Тяговая веревка закрепляется к станциям на обоих берегах с помощью прусика в три оборота, закрепленного к станции узлом Мунтера-мула. Рисунок
Тип и теоретический выигрыш в силе полиспаста выбираются в зависимости от количества спасателей и тапа используемых веревок. См стрхххРекомендуется использовать полиспаст 6:1 на блок роликах.
Полиспаст удобно организовать из отдельной веревки. На грузовой и страховочной веревках завязываются схватывающие узлы Прусик в з оборота, к которым будет с помощью муфтованного карабина крепиться полиспаст.
Важно не превышать рекомендованный для переправ фактор тяги (12).
Работа с системой.
После того, как система собрана, руководитель работ/контролер, проверяет систему и задает вопросы: «исходный берег готов?», «целевой берег готов?» Если все готовы, то контролер подает команду «преднатяжение».
По этой команде ОДИН спасатель с помощью полиспаста 2:1 с разворотным роликом производит по очереди натяжение грузовой и страховочной веревки. В процессе преднатяжения все спасатели контролируют поведение системы.
На грузовую и страховочную веревки устанавливается ролик, к прикрепленными к нему тяговыми веревками.
Далее подается команда «закрепить груз». Если транспортируется пострадавший в носилках, то центральный узел «паука» носилок крепится муфтованным карабином к ролику. Самостраховка пострадавшего также крепится к ролику или центральному узлу «паука».
Следующая команда «выбрать грузовую веревку». Два спасателя с помощью полиспаста 6:1 натягивают по очереди грузовую и страховочные веревки до того момента, пока груз не поднимется на необходимое расстояние от земли. Грузовая и страховочная веревки фиксируются с помощью систем Тандем прусик.
Следующая команда «груз пошел», по этой команде спасатели на дальнем берегу начинают выбирать тяговую веревку, а на исходном выдавать. Выдается веревка обычным методом, как при работе с системой Тандем прусик, выбирать веревку удобно используя на дальнем берегу блок ролик PMP. Рисунок
Если при приближении к середине веревки груз слишком сильно провисает, то спасатели продолжают подтягивать грузовую и страховочную веревки.
После прохождения середины веревки груз становится тяжело выбирать так как он движется вверх, в этом случае на дальнем берегу на тяговой веревке организуют полиспаст 3:1. Рисунок
Если подвесная дорога имеет сильный наклон — то удобно организовать на тяговой веревке тормозную систему (узел UIAA). Рисунок
Если длина подвесной канатной дороги превышает 20 метров, то тяговая веревка начинает сильно провисать и может попасть в воду, чтобы этого не произошло через каждые 5-7 метров тяговая веревка подвешивается к грузовой. Для этого используются петли 30-60 см или отрезки репшнура. К тяговой веревке петли крепятся с помощью схватывающего узла (прусик в два оборота, чтобы предотвратить сползание поддерживающих петель), а к грузовой с помощью скользящего карабина. Эти действия осуществляет спасатель, находящийся у края площадки. Движение груза при установке/снятии поддерживающих петель не прерывается. Рисунок.
Снятие переправы.
На целевой берег переправляются грузы, пострадавший и все спасатели, кроме одного -замыкающего.
Спасатели на целевом берегу ослабляют грузовую и страховочную веревки, оставшийся спасатель разбирает полиспаст и систему подстраховки на исходном берегу и по слабо натянутой веревке отправляет освободившееся снаряжение на целевой берег. После этого он крепит грузовую и страховочную веревки с помощью узлов карабинная удавка к станции, конец тяговой веревки также крепится к карабинам узлов карабинная удавка.
Спасатели с целевого берега преднятягивают веревку и проверяют систему. Спасатель с целевого берега с помощью ролика закрепляется на грузовую веревку, бегунок в этой конфигурации выполняет роль подстраховки. Спасатели с целевого берега натягивают веревку и перетаскивают замыкающего на целевой берег.
После освобождения грузовой веревки натягивая бегунок спасатели развязывают узел карабинная удавка и вытаскивают все веревки на целевой берег.
Данную методику организации переправы можно применять в полном или сокращенном виде для организации перильной страховки при других видах переправ.
Вариантом вышеописанной системы является следующий сценарий.
Порядок работ.
Спасатели выбирают место для подвесной дороги. Место зависит либо от места НС, либо от возможности организовать в этом месте надежные страховочные станции.
Выше выбранного места через препятствие перекидывается/переносится на дальний берег вспомогательная веревка — Пилот, с помощью которой в дальнейшем и передаются грузовая и страховочные веревки.
Важно! После передачи веревок Пилот остается висеть на своем месте — очень часто его приходится использовать для передачи необходимого снаряжения, и он также будет необходим в случае какого-либо отказа в системе.
На исходном берегу ицелевом берегуспасатели организуют по две страховочные станции для грузовой и страховочной веревки. После того, как станции готовы, система закрепления веревок подготовлена, концы веревок с помощью пилота по очереди передаются на дальний берег.
Грузовая веревка на дальнем берегу крепится к станции узлом восьмерка или Мунтера-мула, страховочная через систему Тандем прусик.
Важно! Длина страховочной веревки должна быть в два раза больше, чем длина подвесной дороги.
На исходном берегу страховочная веревка также крепится через систему Тандем прусик, а грузовая веревка крепится и готовится к натяжению с помощью сложного полиспаста 6:1, организованного из другой веревки. Полиспаст крепится к грузовой веревке с помощью Тандем прусика, блокировка обратного хода полиспаста организуется с помощью одинарного схватывающего узла. Так как этот схватывающий узел установлен на нисходящей ветви полиспаста, то на него приходится 1/2 от общей нагрузки. Грузовая веревка с небольшим провисом (1-2 метра) фиксируется на станции.
Для удобства работы и увеличения расстояния от груза до поверхности часто используют, поддерживающую веревку ферму. Быстро организуется и надежна в работе конструкция типа А-образная рама.
После того, как система собрана, руководитель работ/контролер, проверяет систему и задает вопросы: «исходный берег готов?», «целевой берег готов?» Если все готовы, то контролер подает команду «преднатяжение».
По этой команде ОДИН спасатель с помощью полиспаста 2:1 с разворотным роликом производит натяжение грузовой веревки. В процессе преднатяжения все спасатели контролируют поведение системы.
На грузовую веревку устанавливается ролик, к прикрепленными к нему страховочными/тяговыми веревками.
Далее подается команда «закрепить груз». Если транспортируется пострадавший в носилках, то центральный узел «паука» носилок крепится муфтованным карабином к ролику. Самостраховка пострадавшего также крепится к ролику или центральному узлу «паука».
Следующая команда «выбрать грузовую веревку». Два спасателя с помощью полиспаста 6:1 натягивают грузовую веревку до того момента, пока груз не поднимется на необходимое расстояние от земли.
Следующая команда «груз пошел», по этой команде спасатели на дальнем берегу начинают выбирать страховочную веревку, а на исходном выдавать. Выдается веревка обычным методом, как всегда при работе с системой Тандем прусик, выбирать веревку удобно используя на дальнем берегу блок ролик PMP. Рисунок
Если при приближении к середине веревки груз слишком сильно провисает, то спасатели продолжают подтягивать грузовую веревку.
После прохождения середины веревки груз становится тяжело выбирать так как он движется вверх, в этом случае на дальнем берегу на страховочной веревке организуют полиспаст 3:1. Рисунок
Если подвесная дорога имеет сильный наклон — то удобно использовать кроме грузовой и страховочной еще одну веревку — тормозную. Она крепится наверхней станции, и веревка выдается через тормозное устройство. Рисунок TRRG 144
Если длина подвесной канатной дороги превышает 20 метров, то страховочная веревка начинает сильно провисать и не может выполнять функцию страховки, чтобы этого не произошло через каждые 5-7 метров страховочная веревка подвешивается к грузовой. Для этого используются петли 30-60 см или отрезки репшнура. К страховочной веревке петли крепятся с помощью схватывающего узла (прусик в два оборота, чтобы предотвратить сползание поддерживающих петель), а к грузовой с помощью карабина. Эти действия осуществляет спасатель, находящийся у края площадки. Движение груза при установке/снятии поддерживающих петель не прерывается. Рисунок.
Таким образом можно организовывать подвесные дороги очень значительной длины — в реальных спасательных работах таким способом организовывались спасательные работы длинной до 350 метров, на тренировках до 500 метров.
Коммуникация между руководителем/контролером и целевымберегом часто очень затруднена, поэтому перед началом работ каждый спасатель должен знать общий план работ и представлять свою роль в этом плане.
Важно! Лучше потратить 15 минут и разъяснить каждому спасателю его задачу, чем пытаться это делать на вису через препятствие.
При достижении грузом дальнего берега можно с помощью полиспаста выдать грузовую веревку и опустить груз на землю.
Опускаемая переправа.
Для организации такой системы потребуется грузовая веревка, длина которой в 1,5 раза больше длины переправы и двестраховочные веревки длиной как минимум равные длине переправы.
Система организуется вышеописанным образом. Спасатель двумя самостраховками крепится к ролику и начинает движение по веревке. Как только он окажется в нужной точке (над пострадавшим) подается команда Стоп — приготовиться к спуску.Когда все спасатели готовы подается командаСпуск.Рисунок TRRG145
Спасатели, работающие с полиспастом, натягивающим грузовую веревку, выдают грузовую веревку. Спасатели, контролирующие страховочные веревки, выдают или выбирают веревки — позиционирую спасателя над пострадавшим.
При достижении пострадавшего, спасатель подстегивает его к двум самостраховками и подает команду Подъем. Грузовая верёвка натягивается, спасатель с пострадавшим поднимаются и с помощью тяговой веревки вытягиваются в нужную сторону.
Порядок проведения работ.
Преднатяжение веревки, закрепление спасателя, движение по подвесной дороге — описаны выше.
Как только он окажется в нужной точке (над пострадавшим) подается команда Стоп — приготовиться к спуску.Когда все спасатели готовы подается командаСпуск.На обоих берегах спасатели выдают крановую веревку, а спасатель на переправе удерживает схватывающие узлы и спускается в глубину каньона.
Важно! Если в каньоне течет река — то на нескольких завершающих метрахспуска веревка должна выдаваться ТОЛЬКО ПОЛИСПАСТНОЙ СИСТЕМОЙ!Это делается для того, чтобы оказавшегося в воде спасателя можно было быстро поднять.
Спустившись на дно каньонаспасатель, НЕ ОТСТЕГИВАЯСЬ от веревки подходит к пострадавшему, оказывает ему помощь и закрепляет его двумя самостраховками к блок ролику. Если спасатель отстегнет веревку, то существует вероятность, что он не сможет ее потом поймать.
После того, как пострадавший закреплен подается команды «кподъёму готов» и «подъем», Спасатели сначала полиспастом выбирают крановую веревку, потом, при необходимости, дополнительно натягивают грузовую, поднимают спасателя и пострадавшего ивытягиваютих в нужную сторону.
Также возможно организовать систему кран, работая с крановой веревкой только, с одной стороны. В этом случае один конец крановой веревки закрепляется на берегу, а второй на блок ролике, установленном на грузовую веревку. Порядок работы и организация системы в остальном не меняются. Рисунок.
Врезка. Часто задаваемые вопросы.
Подвесные веревочные дороги (переправы).
Для транспортировки пострадавшего через большие ледниковые трещины, ледопады, каньоны, опасные места на скальных склонах, через реки и т.д. самым надежным и безопасным способом по-прежнему остаются подвесныеверевочные дороги (переправы). Часто подвесные дороги используются не только для транспортировки пострадавшего, но и для его подъема со дна ущелий, каньонов и т.д.
Важно! Надо понимать разницу между подвесными веревочными дорогами, применяемыми при спасательных работах и импровизированными переправами через горные реки, которые организуют туристские и альпинистские группы на маршрутах.