Банковский и финансовый надзор как функция банка россии
В соответствии с российским законодательством органом банковского регулирования и банковского надзора является Банк России.
Банковский надзор – это разновидность государственного регулирования, осуществляется надзорным органом посредством специфических процедур, технологий, методов.
Функциями банковского надзора являются:
1. превентивная: регулирование процесса вхождения кредитных организаций в банковскую систему, формирование и поддержание стабильности банковской системы;
2. сигнализирующая: способность диагностировать, своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности кредитных организаций и принимать меры по их устранению;
3. контрольная: выявление отклонений банковских показателей от экономических и регулятивных норм и требований, причин их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитных организаций по их устранению.
В зависимости от субъекта надзора в мировой практике различают три типа надзорных систем:
– надзорная деятельность полностью сосредоточена в Центральном банке (Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина, Россия);
– функции надзора разделены между Центральным банком и Министерством финансов (Япония, Италия, Канада); проверки и инспектирование банков осуществляет ЦБ, лицензирование – МинФин;
– наряду с Центральным банком надзор осуществляют специально созданные органы (Германия, Франция, США).
Объектом банковского надзора выступают кредитные организации, банковские группы (холдинги), иностранные банки и их представительства.
Предметом надзора являются:
– процессы вступления и выхода кредитных организаций в банковской системе, процессы организационно-правового формирования банковской системы;
– текущая деятельность кредитных организаций и управление;
– состояние учета и отчетности в кредитных организациях.
В соответствии с риск-ориентированной моделью построения системы банковского надзора, которая выстраивается в России на основании рекомендаций Базельского Комитета по банковскому надзору, в предмет банковского надзора также включают:
– выявление сфер деятельности подразделений банка, которые несут наибольшие риски;
– выявление слабых кредитных организаций и установление за ними более интенсивного надзора.
Принято различать два основных вида банковского надзора: 1. вступительный надзор; 2. текущий надзор.
При вступлении кредитной организации в банковскую систему основными методами надзора являются государственная регистрация и лицензирование.
Вновь создаваемой кредитной организации могу выдаваться следующие виды лицензий:
– на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения вкладов физических лиц);
– на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения вкладов физических лиц); позволяет устанавливать неограниченные корреспондентские отношения с иностранными банками.
– на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Лицензия на привлечение вкладов физических лиц может быть получена только через два года после начала деятельности кредитной организации при условии, что в течение последних 6 месяцев финансовое состояние банка является устойчивым. Кроме того, банки могут получить лицензию на осуществление валютные операций, лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также Генеральную лицензию. Генеральная лицензия позволяет кредитной организации осуществлять все виды банковских операций и сделок, предусмотренных в законодательстве.
Текущий банковский предполагает дистанционный и контактный надзор. Дистанционный надзор имеет непрерывный характер, опирается на отчетность кредитной организации и основан на соблюдении кредитными организациями пруденциальных норм и требований Банка России.
Обязательные нормативы деятельности кредитной организации, установленные Банком России, в настоящее время включают:
1. нормативы достаточности капитала (Н1.0 – норматив достаточности собственных средств (капитала) банка; Н1.1 – норматив достаточности базового капитала банка; Н1.2 – норматив достаточности основного капитала банка);
2. нормативы ликвидности (Н2 – норматив мгновенной ликвидности; Н3 – норматив текущей ликвидности; Н4 – норматив долгосрочной ликвидности);
3. нормативы кредитных рисков (Н6 – норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; Н7 – норматив максимального размера крупных кредитных рисков; Н9.1. – норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); Н10.1 – норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка; Н12 – норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц.
Кроме того, Центральный банк установил требования по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, предоставлению отчетности и ее публикации; требований по формированию резерва на возможные потери по ссудам, ценным бумагам и иным активам.
Контактный надзор является периодическим и выборочным и предполагает инспектирование кредитных организаций (проведение проверок). Целью проверки является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности, в т.ч.: соблюдения законодательства РФ, достоверности учета (отчетности), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации, величины и достаточности собственных средств, оценка качества управления кредитной организации, выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца и могут быть комплексными и тематическими, а также без предварительного уведомления и с предварительным уведомлением. Проверки Банка России не заменяют обязательный аудит кредитных организаций.
После получения статуса мегарегулятора на Банк России возложены функции по надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в т.ч.
– профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
– специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
– акционерных инвестиционных фондов;
– организаций, осуществляющих клиринговую деятельность и деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
– организаций, осуществляющих деятельность организатора торговли;
– организаций, осуществляющих деятельность центрального депозитария;
– субъектов страхового дела;
– негосударственных пенсионных фондов;
– микрофинансовых организаций;
– кредитных потребительских кооперативов;
– жилищных накопительных кооперативов;
– бюро кредитных историй;
– организаций, осуществляющих актуарную деятельность;
– рейтинговых агентств;
– сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.