Теории поведения потребителя и производителя (предприятия
Основу теории потребительского выбора составляет современный вариа представлений о категориях предельной полезности. Вместе с тем, в ряд моментов теории предельной полезности и потребительского выбора ра Наиболее важными отличиями являются следующие:
• предельная полезность есть функция всего многообразия товар которые выбирают потребители;
• в случае потребительского выбора не требуется абсолютное изм полезности. В основу положено относительное соизмерение;
•стоимость товаров определяется без привлечения категории «а
Потребительское поведение- это процесс формирования спроса потр разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производс рынках. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что производ потребителю, а не наоборот, и что покупатель всегда прав. Потребитель обусловлено доходами людей, которые распределяют их в соответствии представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемы
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приоб потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуал потребителей складывается совокупный спрос по каждому из множеств «сигнализируя» производству и предложению о том, какое их количеств
рынках. Разумеется, вряд ли найдется хоть один человек, который детал кривую своего спроса и субъективного, индивидуального потребления. экономическому поведению людей как потребителей свойственны свои которые важны не столько для них, сколько для формирования объемов выпуска товаров на рынок.
Как уже отмечалось, рост или снижение спроса потребителей и соответс на рынках кривой спроса определяется:
• уровнем доходов, влияющих на размер личного бюджета потр
• наличием или отсутствием на рынках взаимозаменяемых и вза товаров;
•личными предпочтениями потребителей, их вкусами, отношен
товаров и другими факторами.
Неизменно лишь то, что наклонный и ниспадающий вид кривой спроса выражении любых индивидуальных и субъективных платежеспособных закон постепенного убывания спроса потребителей на один и тот же тов функцией цены товара.
Бюджетное ограничение, кривые безразличия; эффект дохода замещения
Перечисленные характеристики спроса и потребительского поведения л приобретения товаров отражают прежде всего их стремление обеспечит собственном потреблении разнообразных благ при определенных, фик изменяющегося у них дохода, личного бюджета. В теории потребительс равновесие в потреблении описывают терминами и графиками бюджет кривыми безразличия (рис. 16).
Рис. 16. Потребительский бюджет и кривые безразличия
Бюджетные ограничения, потребительский и личный бюджет – это денежный д
потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отве запросам блага и услуги.
На рис. 16 представлена альтернатива потребительского выбора между товаров - продуктами и обувью. Равновесие в потреблении этих товаров формироваться в пределах фиксированного для каждого данного моме личного денежного бюджета. Линия потребительского бюджета предст кривой КМ. Кривые безразличия обозначены пунктирными линиями А равновесия в потреблении - Е, где кривая безразличия С соприкасается бюджетного ограничения. Кривые безразличия (их называют также кри полезностей) показывают все комбинации потребления продуктов и об для потребителя одинаковую совокупную полезность.
Кривые А и В расположены ниже кривой потребительского бюджета и у неполное его использование в целях текущего потребления. Кривая без проходит за пределами кривой бюджетного ограничения, т.е. потреблен превышает возможности дохода и личного бюджета данного потребите равновесия бюджета и возможностей потребления общих продуктов (п] максимальной полезностью для покупателя достигается в точке касания С с бюджетной кривой КМ. В этой точке - точке равновесия Е - замена о определяется уровнем их цены.
Для потребителя ситуация может измениться либо в случае смещения б КМ вправо вверх (если его доходы возросли), либо вследствие снижения обувь. Смещение точки равновесия Е произойдет и в том случае, если и товары только одной из рассматриваемых групп. В теории потребительс ситуации называют «эффектами дохода»и «эффектами замещения».собственного бюджета, потребитель стремится:
•максимизировать полезность благ, приобретаемых на свой дох
•руководствоваться собственными представлениями о полезност
предпочтениями при их выборе;
•осуществлять расходы в пределах собственного потребительског
(бюджетной линии) с учетом рыночных цен на потребительски
При этом потребитель «безразличен» к выбору и сочетанию товаров, им полезность. Отказ от одного из товаров компенсируется потребителем п другим товаром в большем количестве. Могут существовать не один, а н количественного сочетания продуктов и обуви, которые применимы дл потребителя, поскольку обладают равной полезностью. Об этом, в частн свидетельствуют кривые безразличия А и В, которые имеют по две точк бюджетной линией КМ. Каждая их точек пересечения фиксирует соотв набор товаров из двух товарных групп - продуктов и обуви, полезность
удовлетворительна. Потребитель выбирает одну из подобных точек, становящую равновесной для данного потребителя. Имея субъективные предпочтения, каж потребитель как бы перемещается по собственной бюджетной кривой КМ в пои необходимой ему точки равновесия. Каким правилом руководствуется при этом потребитель?