Спрос и его изменение. Закон спроса
Раздел 2. Микроэкономика
Содержание:
2.1. Спрос и предложение
2.2. Предложение товаров на рынке. Закон предложения
2.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения
2.4. Структуры рынка (совершенная конкуренция, монополия, олигополия монополистическая конкуренция)
2.5. Рынки факторов производства. Формирование рыночных инфраструк
2.6. Рента
2.7. Рабочая сила (рынок труда). Заработная плата
2.8. Капитал как фактор производства. Структура капитала
2.9. Производственная функция
2.10. Понятие предприятия и классификация предприятий
2.11. Внешняя и внутренняя среда предприятия как совокупность внутренн внешней среды
2.12. Диверсификация, концентрация и централизация производства
2.13. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство
2.14. Валовые выручка и издержки. Переменные и постоянные издержки. О средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности
2.15. Прибыль бухгалтерская и экономическая
2.16. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимост Внутренняя норма доходности
2.17. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неи
2.18. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, ри
2.19. Страхование
2.20. Экономическая безопасность
Спрос и предложение
Спрос и его изменение. Закон спроса
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования
Спрос– это те конкретные товары и услуги, которые мы выбираем и за которые платить определенную цену.
Характерные для него принципиальные зависимости имеют вид устойчиво дейс экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых т услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденц росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями товара возрастает, то величина спроса(объем продаж товара), снижается. И нао цена снижается, то величина спроса на товар возрастает.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание величи (графически это выражается в наклоне кривой спроса вниз). Снижение количест данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цен, но и в насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребите меньшую пользу, выгоду, удовлетворение. В этом и состоит суть закона убываю предельной полезности.
Помимо закона убывающей предельной полезности на наклон кривой спроса вл эффект дохода. Чем выше цена блага, тем большую часть дохода отнимает поку блага. Потребитель не может приветствовать перекачку своих ресурсов от други расходов в пользу этого блага, что и приводит к снижению величины спроса.
Изменение кривой спроса
Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж, а постепенное убывание спроса показаны на рис. 8.
OS
a
0 Объем продаж товара Q
Рис. 8. Кривая спроса
Полого опускающаяся кривая спроса (D)имеет отрицательный наклон, обратную линейную зависимость между двумя переменными ценой и к товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополни стоимостного товара, что объясняет падение его цены.
Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж сни точке -А, В и т.д. - на кривой спроса Dсоответствует определенное знач переменных - цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из од другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызыва движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса ДД не изменилась ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменил прежним: изменение цен меняет лишь величину спроса, характеризующ объемом продаж товаров.
Изменение всего спроса происходит под воздействиями так называемых факторов спроса. Перечислим их:
• Численность населения. При увеличении численности населен спрос, что графически выражается в сдвиге всей кривой спроса в
• Изменение доходов потребителей. Рост доходов увеличивает с доходов уменьшает спрос.
• Изменение цен на товары заменители. Если цена на заменител снизится, то спрос на наш товар уменьшится.
• Цены на взаимодополняемые товары.
• Ожидания потребителей изменений цен и их доходов в буду
• Субъективное отношение покупателей к товарам;
Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изме конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количеств по той же, не изменяющейся, цене.
На рис. 9. пунктирной кривой спроса показано его увеличение под возд факторов. Увеличение спроса - это смещение всей кривой вправо и ввер увеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.
На рис. 10. показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сме вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и снижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу проду
Рис. 9. Рис. 10.
О н
К
ой
к
Объем товара
Рис. 12. Изменения предложения товаров при неизменной цене
51 - уменьшение предложения товаров;
52 - рост предложения товаров
Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на ры под воздействием следующих условий:
• Цены на факторы производства. При росте цен на факторы п
производители предлагают меньшее количество товаров, что в
кривой предложения влево, вверх.
• Цены на конкурирующую за те же факторы производства, п
спрос на мини велосипеды вырастет и цена на них станет выше велосипеды, то предложение обычных велосипедов уменьшится пользоваться спросом и производители не смогут получить бол
• Состояние технологий. Чем совершеннее технология, тем бол
произвести из одного и того же объема факторов производства
• Налоги и субсидии(рост налогов сдвинет кривую предложе
• Количество продавцов.
• Ожидания изменения цен на товар в будущем. Если ожидае
будущем, производитель придержит товар, чтобы получить за
больше.
Все перечисленные факторы влияют на издержки производства дан оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товар
Бюджетное ограничение, кривые безразличия; эффект дохода замещения
Перечисленные характеристики спроса и потребительского поведения л приобретения товаров отражают прежде всего их стремление обеспечит собственном потреблении разнообразных благ при определенных, фик изменяющегося у них дохода, личного бюджета. В теории потребительс равновесие в потреблении описывают терминами и графиками бюджет кривыми безразличия (рис. 16).
Рис. 16. Потребительский бюджет и кривые безразличия
Бюджетные ограничения, потребительский и личный бюджет – это денежный д
потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отве запросам блага и услуги.
На рис. 16 представлена альтернатива потребительского выбора между товаров - продуктами и обувью. Равновесие в потреблении этих товаров формироваться в пределах фиксированного для каждого данного моме личного денежного бюджета. Линия потребительского бюджета предст кривой КМ. Кривые безразличия обозначены пунктирными линиями А равновесия в потреблении - Е, где кривая безразличия С соприкасается бюджетного ограничения. Кривые безразличия (их называют также кри полезностей) показывают все комбинации потребления продуктов и об для потребителя одинаковую совокупную полезность.
Кривые А и В расположены ниже кривой потребительского бюджета и у неполное его использование в целях текущего потребления. Кривая без проходит за пределами кривой бюджетного ограничения, т.е. потреблен превышает возможности дохода и личного бюджета данного потребите равновесия бюджета и возможностей потребления общих продуктов (п] максимальной полезностью для покупателя достигается в точке касания С с бюджетной кривой КМ. В этой точке - точке равновесия Е - замена о определяется уровнем их цены.
Для потребителя ситуация может измениться либо в случае смещения б КМ вправо вверх (если его доходы возросли), либо вследствие снижения обувь. Смещение точки равновесия Е произойдет и в том случае, если и товары только одной из рассматриваемых групп. В теории потребительс ситуации называют «эффектами дохода»и «эффектами замещения».собственного бюджета, потребитель стремится:
•максимизировать полезность благ, приобретаемых на свой дох
•руководствоваться собственными представлениями о полезност
предпочтениями при их выборе;
•осуществлять расходы в пределах собственного потребительског
(бюджетной линии) с учетом рыночных цен на потребительски
При этом потребитель «безразличен» к выбору и сочетанию товаров, им полезность. Отказ от одного из товаров компенсируется потребителем п другим товаром в большем количестве. Могут существовать не один, а н количественного сочетания продуктов и обуви, которые применимы дл потребителя, поскольку обладают равной полезностью. Об этом, в частн свидетельствуют кривые безразличия А и В, которые имеют по две точк бюджетной линией КМ. Каждая их точек пересечения фиксирует соотв набор товаров из двух товарных групп - продуктов и обуви, полезность
удовлетворительна. Потребитель выбирает одну из подобных точек, становящую равновесной для данного потребителя. Имея субъективные предпочтения, каж потребитель как бы перемещается по собственной бюджетной кривой КМ в пои необходимой ему точки равновесия. Каким правилом руководствуется при этом потребитель?
Рынок монополии
Абсолютная монополия –рыночная структура, при которой на рынке существ единственный поставщик товара, не имеющего близкого заменителя. Монополи воспринимает цену как заданную, а сама назначает ее, меняя объем продукции.
Кривая спроса на продукцию монополиста является убывающей: чтобы продать должен снижать цену. Монополия, максимизирующая прибыль, производит, то MR>0, что совпадает с зоной эластичного спроса.
В случае монополии MR=P – убытки от снижения цены на ранее произведенную продукцию. Вследствие этого P>MR (кроме Q=1).
Монополист, стремится максимизировать прибыль. Он производит такой объем при котором MR=MC. Размеры монопольной прибыли могут быть разными. В краткосрочном периоде монополист, даже неся убытки будет продолжать произ тех пор, пока P>AVC, и прекратит производство, только если P<AVC.
В долгосрочном периоде монополист не станет нести убытков и немедленно уйд как только P<ATC. В долгосрочном плане монополия может сохранить равновес существующую экономическую прибыль только при высоких входных барьерах
Монополист назначает наивысшую из возможных цен, стремясь обеспечить себе прибыль на единицу продукции.
Цена и издержки
В данном случае монополист получает прибыль, отраженную площадью фигуры цена на единицу продукции превышает средние общие издержки.
Рынок олигополии
Напомним, что олигополия –это рыночная структура, характеризующаяся экон масштабах производства, взаимозависимостью отдельных кампаний, неценовой конкуренцией и негибкостью цен, стремлением фирм к слиянию, сговору, нали высоких барьеров для вхождения на рынок новых фирм.
Стремление участников олигополии к координации своих действий связано с те
ограничение объеме производства ниже того уровня, который существовал бы п совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к гро увеличению прибыли участников олигополии.
Если фирмы существенно координируют свои действия, то они совместно макси прибыль. В этом случае устанавливаемая на рынке цена близка к монопольной. Искусственное ограничение производства с помощью соглашения между фирма поддерживать в течение длительного периода времени. Снижение спроса и рост конкуренции со стороны новых товаров или новых производителей ведет к паде рынка, принадлежащего картелю.
Преобладающей на данной модели рынка является неценовая конкуренция: исп маркетинга и научно-технического прогресса.
На рынке олигополии фирма реагирует на колебания цен на экономические ре Однако об изменении рынка готовой продукции олигополист судит по изменен при фиксированной цене. Чаще всего фирмы-олигополисты устанавливают цен предельных издержек производства, а это означает, что они функционируют пр производства, не позволяющих достичь оптимального выпуска товаров и услуг. олигополия сходна с монополией.
Рента
Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использова ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными. В более узком с экономической рентойподразумевается цена земли, уплачиваемая арендаторо собственнику за возможность производительного использования и получения пр Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее распределения в п собственника земли. Собственность на землю с ее естественными ресурсами и недвижимостью в виде построенных сооружений дает основание для получения абсолютной ренты, а также доходов в виде арендной платы. Зачастую рента вкл и арендную плату, если земельный участок арендуется для хозяйственного испо построенными на нем сооружениями. Арендная плата выступает самостоятельн платежа, при которой используется лишь недвижимость, т.е. сооружения, здани
На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив взаимозамещения во многих сфер хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложен рынках неэластично или недостаточно эластично, т.к количество земельных рес может быть увеличено.
Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет иметь вид вертикальной линии (рис. 17.).
Количество земли
Рис. 17. Спрос и предложение земли
Vs - неэластичное предложение земли;
£>£> - потенциальный спрос на землю;
D D - спрос в условиях, когда земля не приносит ренты;
s - равновесная цена земли, установившаяся на уровне р в соответс
предложением.
Можно повысить производительность земли, улучшить ее качество, мож рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить этот уровень количество совокупного предложения этого фактора производства в каж фиксированный момент времени увеличить невозможно. Чистая эконо определяется соотношением спроса и предложения земли на рынках.
Относительно неэластичного предложения земли, ее ресурсов и недвиж факторов производства рыночный спрос выступает важнейшим услови включающим ренту и арендную плату в издержки производства.
Одним из условий изменений спроса на землю и сопряженные с ее испо производства является рыночная норма процента. Исчисление ренты в
нормы процента представляет собой разновидность дисконтирования такого ка актива, как земля, ее ресурсы или расположенная на ней недвижимость. Дискон размер ренты необходим при заключении договоров об использовании этих фак производства на тот или иной период. Дисконтирование, т.е. исчисление будущ дохода в виде ренты, осуществляется следующим образом:
DP-L
(19), где
DF - дисконтированный размер ренты; р - годовая рента; ? - норма процента.
Дифференциальная рента
Дисконтирование улавливает так называемую дифференциальную ре
полученную с более выгодных участков земли, и содержит некоторую п разность дохода, возникающего на более плодородных землях и более п содержании ископаемых ресурсов и т.д.
На рис. 18. дифференциальная рента может быть показана с помощью к издержек производства и средних совокупных издержек для трех нефте компаний.
р
к
■lj
к
о
5 3
Щ
1=Г
дифференциальная рента
АТС - средние совокупные издержки
МС -предельные издержки
—►■ Количество добычи
нефти
Рис. 18а. Дифференциальная рента как разность между ценой нефти и издержк добычи из неглубоких пластов
/ j АТС - средние
/ / совокупные издержки
I----- ------------ дифференциальная рента
МС -предельные издержки
О 100 200 Количество добычи нефти
Рис. 18б. Отсутствие дифференциальной ренты, так как цена нефти и издержки условиях более гибкого залегания пластов совпали
К
МС -предельные издержки
ой
к :=г
АТС - средние ■ совокупные издержки
дифференциальная рента
О 100 200
Количество добычи нефти
Рис. 18в. Отсутствие дифференциальной ренты и убыточность добычи из более пластов залегания нефти, вследствие чего издержки добычи выше цены за тонну
2.7. Рабочая сила (рынок труда). Заработная плата
Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложение равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли, сырья, т технологий, потребительских товаров. Важным моментом выступает также нали конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равнове предложения не возникает существенных различий в оплате труда.
Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступа многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколь
для альтернативной деятельности. Этим определяется продолжительность к найме в любом секторе экономики, при условии, что уровень оплаты является удовлетворительным для работника.
Дилемма «работа-досуг» применительно к рынку труда получила название «эф замещения и эффекта дохода», которую можно продемонстрировать на график своеобразным наклоном полного поднимающейся кривой предложения труда (р
Pl
Q-H
К
3l Dl
О Количество трзда Ql
Рис. 19. Рынок труда. Предложение труда по принципу замещения «эф «эффекта досуга»
Характерный наклон кривой предложения труда показывает, что повыш заработная плата стимулирует работника к получению дополнительно деятельности лишь до определенного момента. В течение этого периода время приносятся в жертву интересам высокого заработка. По достижен за свой труд, работник приостановит дальнейшее увеличение предлож откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся ро платы, поскольку его благосостояние будет на достаточно высоком уров
Для данного работника «эффект дохода» не является больше приорите жертву ради альтернативного работе времяпровождения и досуга.
«Эффект дохода» замещается «эффектом досуга». В целом на рынках т]рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих
• общая численность населения;
• численность активного трудоспособного населения;
• количество отработанного времени за год;
• качественные параметры труда, его квалификации, произ специализации.
Общий уровень производительности труда зависит от кооперации капитала, рес технологий, совершенных методов производства. От них зависит и общий урове труда, однако он повышается и тогда, когда предложение труда ограничено по другими факторами производства и фиксированным спросом на рабочую силу
На рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям рабо видам работ. Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее масс формой дохода в любой экономике.
Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной частности, одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между но реальной заработной платой. Номинальная заработная плата– это сумма дене выплат, а реальная– определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемы данный момент на денежную сумму заработной платы.
В большинстве случаев различия в заработной плате зависят от профессионализ работников и видом выполняемых работ. Различия в оплате труда определяются выполняемых функций, а также тем, что работа может быть принятой или не пр сложной или более простой. Надбавка к заработной плате увеличивает ее основн за выполнение работ в ночное время, в неблагоприятных или вредных для здоро условиях. Высококвалифицированный труд вознаграждается более высокой зар платой, во-первых, потому, что такой труд вносит более весомый вклад в получа прибыль. Во-вторых, высокая зарплата квалифицированных специалистов комп прошлые затраты времени, средств и усилий на образование и профессиональн подготовку.
В целом, если существует конкурентная среда на рынках труда, то уровень зараб платы для каждой профессиональной группы устанавливается под влиянием вр уравновешивающихся спроса и предложения на рабочую силу. Но реальная сит зачастую отличается от установленных условий полностью конкурентного рын одной стороны, это происходит из-за политики работодателей в области найма р и установления им заработной платы, а с другой – из-за монопольных тенденци предложения труда и его оплаты, порождаемых действиями, например, профсо
В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением зар платы и увеличением безработицы, либо увеличением занятости и инфляцией п растущей и реально снижающейся заработной платы. Экономическими условия обоснованного роста реальной заработной платы выступают высокий удельный природных ресурсов на единицу работающих, если эти ресурсы используются р и эффективно, и совершенствование методов производства за счет роста капита улучшения технологий, что способствует повышению эффективности труда и е
результативности. В этих условиях на конкурентном рынке труда уровень затра повышаться, смещая вверх точку равновесия спроса и предложения рабочей сил
Нарушения равновесия спроса и предложения происходят чаще всего вследстви монопольного воздействия профсоюзов, требующих повышения зарплаты, зача учета прочих экономических условий; ускорения замещения труда капиталом б прочих экономических условий, что вызывает относительное снижение спроса н силу; ограничения предложения труда в отрасли, охваченной профсоюзом, и т
Зарплата -плата за труд, включается в издержки производства и вызывает повы товарных цен на выпускаемую продукцию, следствием которого может оказатьс спроса потребителей. Повышение товарных цен также может вызвать снижение и накоплений капитала. Но наиболее существенным и нежелательным последст оказаться рост безработицы. Очевидно, что любое смещение кривой предложени влево при фиксированной кривой спроса на труд образует точку равновесия на высоком уровне, означающем новый, более высокий уровень заработной платы стрелкой вдоль вертикальной оси графика на рис.20).
Но одновременно снижается количество занятых работников, что показано на р заштрихованным треугольником.
Рис. 20. Повышение уровня заработной платы по требованию профсоюз предложение труда и способствующее увеличению размеров безработи треугольник в области точек прежнего и нового равновесия яя^соответс излишней рабочей силы.
Тенденции к безработице не усиливаются, если требования профсоюзов
заработной платы предусматривают также повышение спроса на дополнительну силу. Однако повышение спроса на труд со стороны предпринимателей может п только в том случае, если вновь привлекаемый дополнительный труд будет боле производительным. Только рост производительности труда выступает реальной повышения заработной платы. Это один из важнейших моментов, когда требова профсоюзов оказывают влияние на кривую спроса труда, смещая ее вправо ввер
Рис. 21. Требования профсоюзов о повышении заработной платы при во на рабочую силу. Рост заработной платы р и р', а также увеличение зан показаны стрелками вдоль соответствующих осей графика.
При такой ситуации возрастает заработная плата и занятость высокопр рабочей силы. Проблема может состоять лишь в том, что за пределами з часть рабочей силы, которая по различным причинам не может соответ требованиям высокой производительности труда.
Инфляция и безработица
Инфляция- это устойчивый длительный рост общего уровня цен на тов это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могу на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между с предложением и различная эластичность.
Инфляция измеряется в процентах, с помощью индекса цен. Для вычис берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определен
(«рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентично сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. |
На практике чаще всего используются индекс валового национального п потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потреб измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительск измерения общего уровня цен более приспособлен индекс цен валового продукта (дефлятор валового национального продукта).
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при оп инфляции. Другой критерий - степень расхождения роста цен по разли соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критер преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инф
• умеренная(цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохра риск подписания контрактов в номинальных ценах);
• галопирующаяинфляция (рост цен измеряется сотнями проце контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно мат
• гиперинфляция(цены растут астрономическими темпами, рас заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфля сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относитель остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных т изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорц
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость и ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой ин
инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – н
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние п инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций националь хозяйства.
В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящ дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
- государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю тор непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с фун современного государства;
- профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или уровня заработной платы;
- монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.
Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или па спроса и предложения, нарушая их баланс.
Различают два типа инфляции:
1. инфляция спроса- равновесие спроса и предложения нарушается со с спроса и происходит увеличение совокупного предложения.
2. инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложен происходит из-за роста издержек производства, происходит снижение совоку предложения.
Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем рыночный объем товаров и услуг. Обычно это инфляции имеет место при полной занятости, в условиях экономического подъе
Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и со заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товар Проиллюстрируем инфляцию спроса (рис. 22).
Рис. 22. Инфляция спроса
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производ мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потреблени кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением из производства в условиях не полного использования производственных ресурсов
Теория инфляция, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприя предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предлож и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издерж взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост издержек всле заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию. Этот тип инфляции и России. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 23.)
Рис. 23. Инфляция предложения
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводи смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствую высокой цене.
На практике, часто одновременно, имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.
На практике имеют место следующие основные социально-экономические после инфляции:
· снижение покупательской способности денег,
· перераспределение доходов и богатства,
· рост цен на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на
Инфляция приводит к тому, что субъектам экономики не выгодно делать долго инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности; инфля приводит также к обеспечению амортизационного фонда фирмы, что затрудня нормального воспроизводства; инфляция приводит к скрытой конфискации ден средств у населения и предприятий через налоги.
В борьбе с инфляцией преследуется главная цель – сокращение темпов роста ден массы.
Способы борьбы с инфляцией:
• метод индексирования- процесс автоматической перестройки целью смягчения последствий инфляции.
• Градуализм-политика снижения инфляции в течении длительн управления совокупным спросом,
• Совокупность установленных правительством норм и прави на зарплату, цены, инфляцию,
• Контроль над ценами и зарплатой.
• Баланс количесва товаров и услук и объме денежной массы.
На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борь лежит так называемая компромиссная теория информации, в соответст динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика бо опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится н теорию естественного уровня безработицы.
Кривая Филипса иллюстрирует соотношения между годовыми темпами инфляции и заработной платы. Она изображена на рис. 24.
AW
Р |
W
Безработные, % Рис. 24. Кривая Филипса
Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коро времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) она становится вертикальной период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инф нарастающей генерируют такие фирмы (монополисты), через неуклон заработной платы и товарных цен.
Сейчас кривая Филипса активнее дополняется, а зачастую и полностью подменя теорией естественного уровня безработицы.
Естественнымназывают такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естеств уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна б достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естествен равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклическо безработицы.
Вообще безработным считается тот, кто не имеет работу и активно ищет её. Так домохозяйка, сидящая дома, не может считаться безработной, поскольку она не поиском работы.
Циклическая безработица– безработица, вызванная последствиями экономиче
Фрикционная безработица- вызванная объективными изменениями как на р так и вообще в распределении ресурсов общества.
Структурная безработица– вызванная структурными изменениями в экономик отмирают одни отрасли и создаются другие.
Существует так же сезонная безработица- когда люди становятся безработными силу окончания сезона.
Пенсионеров так же нельзя отнести к безработным, нельзя отнести и к рабочей с категорию называют – выбывшие из состава рабочей силы.
Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к ра умноженной на 100%.
Как правило, безработица указывает на потери общества от недопроизведенной
Имея в виду это потери, следует упомянуть закон Оукена: при повышении факт уровня безработицы над естественным на 1 %, отставание объема ВНП может со
Государство воздействует на инфляцию и безработицу через инструменты фиск денежно-кредитной политики.
Производственная функция
Рыночное ценообразование на факторы производства, особенности их предложе спроса формируют условия, укладывающиеся в классическую «модель» поведен В экономической теории производства они получили название закона «затрат – представляют собой систему инженерных расчетов производственной функции
Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукци количества необходимых для этого ресурсных затрат. В наиболее общем виде эт фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию фирмы можно представить в следующем виде:
где Q- объем выпуска продукции;
L - количество используемого труда;
C - объем капитала (технических средств) фирмы.
Расчет производственной функции фирмы – это поиск оптимизма, выбор среди вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, один и тот же максимально возможный объем выпуска продукции. В условиях р и денежных затрат фирмы, т.е. издержек на приобретение фактор