Тема 1.2.30. Разбор учебно-тренировочного цикла занятий и восхождений – 8 часов теоретических занятий.
Разборы учебно-тренировочных занятий и восхождений являются продолжением обучения альпинистов. Разборы проводятся после прохождения каждой практической темы и после осуществления каждого восхождения. На разборах вскрываются недостатки каждого участника в отдельности и коллектива в целом. Подводятся итоги отработки определенной темы и даются оценки действий. Ставятся задачи для дальнейшей работы.
Тема 1.2.31. Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке – 2 часа собеседования и 2 часа практической сдачи зачетов.
На 2-й день пребывания в лагере альпинисты, претендующие на работу по программе данного квалификационного уровня и имеющие значок «Альпинист России», должны пройти собеседование и сдать зачеты по программе предсезонной подготовки (темы 1.2.1 – 1.2.13). При этом должны быть представлены следующие документы: удостоверение о выдаче значка «Альпинист России», справку о состоянии здоровья с допуском к занятиям альпинизмом и зачетная карточка (зачетная книжка), в которой представлены сведения о подготовке, пройденной во время подготовительного периода (Приложение № 1). По итогам собеседования формируются учебные группы соответствующей квалификации.
Зачеты по общей физической подготовке сдаются также на 2-й день пребывания в горах специальной комиссии, назначенной распоряжением по альпинистскому мероприятию. Нормативы для сдачи зачетов по ОФП приведены в Приложении № 6.
Методические указания по проведению занятий и указания по осуществлению безопасности для начальной подготовки альпинистов при выполнении нормативов на получение значка «Альпинист России» и нормативов на 3-й спортивный разряд по альпинизму.
На основании учебного плана, представленного в донной программе, старший тренер альпинистского мероприятия (начальник учебной части) разрабатывает календарный план работы по проведению начальной подготовки для своего альпинистского мероприятия с учетом подготовленности альпинистов до выезда в горы и результатов собеседования, а также – с учетом сдачи нормативов по физической подготовке.
При составлении календарного плана необходимо учитывать следующее:
1. Должны быть полностью использованы дни, указанные в путевке (дни пребывания в горах). Заезд участников осуществляется накануне дня начала смены, вечером, отъезд – в последний день смены.
2. Рабочий день состоит из практических занятий с 09:00 до 14:00 (семь академических часов) и занятий после обеда с 17:00 до 19:00.
3. Общих дней отдыха должно быть два, примерно седьмой и четырнадцатый дни смены. В день отдыха могут планироваться 2-3 часа занятий.
4. Подходы к местам занятий включаются в учебное время изучения соответствующих тем, так как во время проведения подходов также происходит обучение альпинистов.
Например: при подходе к месту скальных занятий целесообразно частично отработать тему 1.1.21 «Передвижение по тропам, травянистым склонам и осыпям». Время занятий – 20 минут. При возвращении с занятий необходимо включить изучение темы 1.1.19 «Транспортировка пострадавшего подручными средствами»: «Оказание помощи пострадавшему при переломе большой берцовой кости и транспортировка его в лагерь». Время занятий – 1 час.
5. Выход в высокогорную зону следует планировать на 6-8 день смены для того, чтобы обеспечить достаточную адаптацию.
6. Тренерский совет или учебная часть может добавить или исключить учебные темы или заменить количество учебных часов для отдельных групп в зависимости от их предварительной подготовленности или в соответствии со спецификой района.
Все отклонения от учебного плана и настоящей программы должны быть четно зафиксированы в распоряжениях по альпинистскому мероприятию с соответствующим обоснованием.
Эффективность обучения основывается на трех главных аспектах:
· организация урока;
· методические построения и приемы на уроке;
· обеспечение безопасности.
Организация урока.
1. Учебное подразделение должно быть полностью обеспечено снаряжением.
2. Выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определенных приемов, соответствующих рельефу или другим условиям. Недопустимы условности.
3. Работать на рельефе следует сдвоенными группами (отделениями), чтобы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, сменяя друг друга. Разборы результатов работы следует проводить совместно. Сдвоенность групп (отделений) облегчает дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более тесная.
4. При комплектовании групп и отделений следует учитывать подготовленность альпинистов, выявляемую по результатам собеседования и по данным представленных документов. Окончательный состав групп утверждается в соответствии с результатами практических проверок.