Формирование и использование средств Фонда Социального страхования.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан для материального обеспечения лиц, не участвующих в тру­довом процессе. (учрежден в соответствии с Ука­зом Президента РФ от 7 августа 1992 г. и Положением ПравительстваРФ о Фонде социального страхования от 12 февраля 1994 г.

Фонд социального страхования действует как само­стоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.

Среди основных задач фонда:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и чле­нов их семей и другие цели государственного соци­ального страхования;

· участие в разработке и реализации государствен­ных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; дотации отделениям Фонда при недостатке их обо­ротных денежных средств;

· сотрудничество с аналогичными фондами других го­сударств и международными организациями по воп­росам социального страхования.

Средства ФСС образуются за счет: сумм единого со­циального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний; доходов от ин­вестирования временно свободных денежных средств ФСС в ценные ликвидные государственные бумаги и банковс­кие вклады; добровольных взносов граждан и юридичес­ких лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на по­крытие определенных видов расходов и прочих доходов.

3Формирование и использование средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) (учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страхо­вании граждан РФ».)

— источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населе­ния, предусмотренного медицинским страхованием.

Основные задачи:

· обеспечение реализации Закона РФ «О медицинс­ком страховании граждан в Российской Федерации»;

· обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обя­зательного медицинского страхования;

· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинско­го страхования;

Основные функции:

· выравнивание условий деятельности территориаль­ных фондов обязательного медицинского страхова­ния по обеспечению финансирования программ обя­зательного медицинского страхования;

· финансирование целевых программ в рамках обя­зательного медицинского страхования;

· разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О меди­цинском страховании граждан в РФ»;

· финансово-кредитная деятельность для выполне­ния задач, предусмотренных Уставом Федераль­ного фонда ОМС;

· контроль над рациональным использованием фи­нансовых средств системы обязательного медицин­ского страхования.

Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы на­логообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Основную часть расходов ФОМС составляют расхо­ды на выравнивание финансовых условий территориаль­ных фондов обязательного медицинского страхования, ко­торым принадлежит основная роль в финансовом обеспе­чении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулиро­вание средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государствен­ной власти субъектов РФ для финансирования территори­альных программ обязательного медицинского страхования.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат.

Финансовый аппарат состоит из:

1.Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Министерство финансов состоит из:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу;

• Федерального казначейства. Функции Министерства финансов РФ:

• участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;

• организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

• участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

• укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;

• выпуск государственных внутренних займов РФ;

• организация учета и отчетности и т.д.

2. Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Финансовый контроль– это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1.Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1.Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля– максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного(главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Различают следующие виды контроля:

1. Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.

3. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский контроль – это деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть:

• инициативная– проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта;

• обязательная– проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Наши рекомендации