Формирование и использование средств Фонда Социального страхования.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан для материального обеспечения лиц, не участвующих в трудовом процессе. (учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. и Положением ПравительстваРФ о Фонде социального страхования от 12 февраля 1994 г.
Фонд социального страхования действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.
Среди основных задач фонда:
· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и другие цели государственного социального страхования;
· участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; дотации отделениям Фонда при недостатке их оборотных денежных средств;
· сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет: сумм единого социального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС в ценные ликвидные государственные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на покрытие определенных видов расходов и прочих доходов.
3Формирование и использование средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) (учрежден в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ».)
— источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.
Основные задачи:
· обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
· обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
Основные функции:
· выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
· финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
· разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
· финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС;
· контроль над рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат.
Финансовый аппарат состоит из:
1.Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Министерство финансов состоит из:
• Федеральной налоговой службы;
• Федеральной службы страхового надзора;
• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
• Федеральной службы по финансовому мониторингу;
• Федерального казначейства. Функции Министерства финансов РФ:
• участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;
• организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
• участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
• укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;
• выпуск государственных внутренних займов РФ;
• организация учета и отчетности и т.д.
2. Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.
3. Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
4. Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль– это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.
Значение финансового контроля заключается в:
1.Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.
Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:
1.Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Главная цель государственного контроля– максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного(главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
Различают следующие виды контроля:
1. Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
2. Налоговый контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.
3. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
4. Аудиторский контроль – это деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Аудиторская проверка может быть:
• инициативная– проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта;
• обязательная– проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
К функциям финансового контроля относятся:
1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;
3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.
Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.