Причины возникновения инфляции.

Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения

между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и

массой товаров, имеющиеся на рынке. Это соотношение задается так называемым

уравнением обмена, выведенным ученым – экономистом И. Фишером:

М * V = P * Q ,

Где М (mass) – масса денег, V (velocity) – скорость обращения денег (т.е.

число, показывающее, сколько раз в среднем за год денежная единица

расходовалась на покупку товаров); Р (price) – цены всех продаваемых в стране

товаров (уровень цен или совокупная цена); Q (quantity) - количество

товаров, продаваемых в стране. Можно записать эту формулу иначе:

MV

P = Q .

Это показывает, что уровень цен (Р) прямо зависит от величины денежной массы (М)

и скорости обращения денег (V). Скажем, к августу 1993 года скорость обращения

денег в России возросла до 0,17 против 0,13, т.е. в 1,3 раза. Нетрудно понять,

что это и стало одним из факторов повышения темпов инфляции в мае – августе

того же года в 1,53 раза ( с 19 до 29%). (1, 137)

Конечно, рост производимой и продаваемой в стране товарной массы требует и

увеличения массы денег для своего обслуживания. Но если денежная масса

увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги

как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем

прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В

такой ситуации цены, если их измерять в деньгах (существуют ведь и

натуральные цены, когда товары меняют друг на друга в некотором соотношении

без участия денег), начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на

поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием

денег, и есть главная причина стойкого роста цен. Особенно отчетливо это

видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно

неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным

банком.

Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние

проявления инфляции; его глубинной причиной является нарушение пропорций

национального хозяйства.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к

дисбалансу национального хозяйства и инфляции.

· Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю

торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы,

связанные с функциями современного государства.

· Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или

иного уровня заработной платы.

· Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или

падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции

важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

За последние 30-40 лет было испробовано много методов борьбы с инфляцией.

Практически все ведущие экономисты мира сходятся в том, что инфляция очень

чувствительна к резкому сокращению темпа роста денежной массы, когда в стране

возникает «денежный голод».

Такие методы используется обычно при стойкой инфляции, которая успела создать

в стране стабильные инфляционные ожидания. Цель таких действий – заморозить

совокупный спрос, что, в свою очередь, будет способствовать снижению темпов

инфляции. Однако, подобные действия влекут за собой ряд негативных, но

неизбежных последствий: снижение реального уровня производства и

возникновение избыточной безработицы. Но во что обходится обществу сокращение

темпа роста денежной массы? Неизбежной платой за успех, достигаемый на основе

метода «денежного голода», становится потеря той части реально возможного

благосостояния страны, которая была утеряна из-за временного спада во время

антиинфляционных действий и увеличения (либо возникновения) временной

избыточной безработицы. Эта плата бывает весьма ощутимой для страны даже в

том случае, когда бороться приходится с относительно низкой инфляцией,

порядка 8 – 12% в год. А если требуется снизить инфляцию, темп которой

составляет 200 – 300% в год? Возможно ли это? Если и возможно, то на это

уйдут долгие годы, в течение которых будет удерживаться очень высокий уровень

безработицы. Для борьбы с инфляцией малограмотные в экономике политики часто

предлагают другой метод – индексирование. Это процесс автоматической

перестройки цен и зарплаты, когда зарплата автоматически повышается вслед за

повышением цен. Такой метод превозносится потому, что он якобы позволяет

защитить всех граждан от отрицательных последствий инфляции. Однако метод

индексирования теоретически абсолютно непригоден. А на практике, чем шире его

применение, тем больше он ускоряет инфляцию вплоть до момента, когда она

переходит в гиперинфляцию.

Гиперинфляция – это инфляция с особенно высокими темпами роста цен (обычно более

50% в месяц), при которой становятся невыгодными любое производство и даже

многообразная торговая деятельность, а люди озабочены лишь тем, как побыстрее

избавиться от денег, обменяв их на любые товары. (1,141)

Неизбежным следствием инфляции становится подрыв денежного обращения и

массовый переход к натуральному обмену (бартеру).

Еще один метод борьбы с инфляцией называют обычно «регулируемой политикой

доходов». Он предполагает установление правительством совокупности норм и

правил, удерживающих рост зарплаты, вен и инфляционных ожиданий. Довольно

часто эта политика приносила нужные результаты, если одновременно

осуществлялись: контроль за ценами и зарплатой, торможение спроса (сжатие

денежной массы), психологическое воздействие на население. Из этих мер

наиболее сильной является прямой правительственный контроль за ценами и

зарплатой. Но он дает кратковременный эффект.

В современной экономической науке в качестве еще одного антиинфляционного метода

рассматривается градуализм – экономическая политика, на медленное снижение

инфляции в долгосрочный период за счет управления совокупным спросом и без

ущерба для занятости. (1,142) В мировом экономическом опыте уже имели

место случаи применения данного метода, однако, в условиях гиперинфляции он

оказался малоэффективным.

Если говорить о России, то основная причина высокой инфляции за последние

годы заключается в постоянном выбросе денежной массы, который производится

для того, чтобы обеспечить государственные дотации. Результат такой политики

очевиден: убыточное предприятие спасается от банкротства, но инфляция

усиливается.

45. Структура финансовых рынков. Финансовые посредники.

На финансовом рынке происходит купля-продажа денег, капитала в той или иной специфической форме: в форме финансовых инструментов и в форме финансовых услуг. В общем виде финансовый рынок можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу купли-продажи разнообразных финансовых инструментов и финансовых услуг.

Инструменты финансового рынка представляют собой финансовые обязательства их эмитента - покупателяденежных средств. Одновременно они выражают вложения средств инвестором, т. е. образование финансовых активов у продавца этих денежных средств. Таким образом, финансовые активы представляют собой вложения денежных средств в различные финансовые инструменты, обращающиеся на финансовом рынке.

Материальными активами являются здания, сооружения, оборудование, запасы товаров и материалов и т.п. На практике для развития хозяйствующих субъектов требуются средства, превышающие их собственные возможности. Тогда и возникают финансовые инструменты, позволяющие покрыть названный дефицит средств. Дефицит финансируется при помощи выпуска финансовых инструментов, представляющих собой долевые или долговые обязательства. Субъект рынка, имеющий избыточные сбережения, покупает эти обязательства, становится владельцем финансовых активов.

Эквивалентом получаемых взамен проданных денег их владельцем выступают обязательства покупателя, которые имеют ряд количественных и качественных характеристик, таких, как срок, доходность, дополнительные права и т.п. В совокупности эти характеристики образуют сочетание обязанностей покупателя денежных средств и прав их продавца.

Финансовые рынки состоят из целого ряда учреждений и организаций, предоставляющих свои услуги гражданам, фирмам и государству. Эти учреждения и организации занимаются в основном двумя видами деятельности: предоставляют посреднические услуги и обслуживают инфраструктуру рынка. Развитая инфраструктура позволяет создать высокоэффективный финансовый рынок. Эффективный финансовый рынок необходим для обеспечения адекватного объема свободного капитала и поддержания экономического роста в стране.

Конечными потребителями денежных средств на финансовых рынках могут выступать предприниматели, вкладывающие средства в развитие производства, и государство, финансирующее государственные расходы. Эти две категории потребителей осуществляют вложения средств совершенно по-разному.

Предприниматели финансируют расширение производства, в котором происходит прирост стоимости, создается национальный доход.

Государство,являясь эмитентом финансовых обязательств, может использовать деньги на финансирование конкретных инвестиционных проектов или текущих расходов. Если государство финансирует инвестиционные проекты, в этом случае его деятельность приравнивается к предпринимательской с той лишь разницей, что не все государственные проекты приносят прибыль, за счет которой могут быть уплачены проценты за пользование заемными денежными средствами.

Обеспечить эффективный переток капитала от его владельцев к потребителям - в этом состоит назначение финансового рынка. Функции финансового рынка можно условно разделить на общерыночные, присущие любым видам рынков, и специфические, характерные только для финансового рынка.

К общерыночнымфункциям следует отнести обеспечение финансовым рынком взаимодействия продавца и покупателя,что способствует продвижению свободных денежных средств от их владельцев к потребителям. При этом особенностью финансового рынка является необходимость большого количества различных посредников,способствующих совершению сделок. Финансовые посредники, обладая необходимыми профессиональными знаниями, ориентируются в текущем состоянии конъюнктуры рынка, могут квалифицированно оценить условия предложений на покупку и продажу и в короткие сроки обеспечить связь продавцов и покупателей. Финансовое посредничество способствует ускорению совершения сделок и минимизации затрат участников рынка, тем самым ускоряя оборот капитала в национальной экономике и повышая эффективность использования денежных и материальных ресурсов.

Также общерыночной следует считать ценовую функцию. На финансовом рынке происходит формирование рыночных цен на финансовые инструменты и услуги. Эти цены отражают, прежде всего, соотношение между спросом и предложением. В некоторой степени цены на финансовом рынке находятся под влиянием государственной денежно-кредитной политики, но это влияние не отменяет сам механизм ценообразования, который остается сугубо рыночным.

На финансовом рынке устанавливаются свои правила распространения информации, правила торговли, порядок разрешения споров и т.п. Эти явления отражают регулирующую функцию финансового рынка.

Помимо общерыночных функций финансовый рынок обладает некоторыми специфическимифункциями.

Финансовый рынок мобилизует временно свободные денежные средства и способствует превращению их в капитал. При этом важно отметить, что финансовый рынок превращает в капитал общественные сбережения. Не истраченные на текущее потребление накопления населения, предпринимателей и государства «приходят» на финансовый рынок не с целью их сохранения, а с целью прироста, приумножения, получения прибыли. При этом отдельные секторы финансового рынка могут дать очень высокую норму прибыли, которую, как правило, сопровождает высокий уровень риска. Трансформация сбережений в капитал позволяет использовать для роста общественного производства те средства, которые могли бы лежать «в чулках» у населения или не использоваться в обороте предприятий. Для этого временно свободные денежные средства должны быть размещены на депозитных банковских счетах или использованы для приобретения финансовых активов.

Финансовый рынок способствует эффективному распределению аккумулированного капитала между конечными потребителями. Рынок выявляет спрос на конкретные виды финансовых активов, что способствует его удовлетворению. Эффективность распределения ресурсов обеспечивается рыночным механизмом распределения: в первую очередь удовлетворяется спрос на инвестиции хозяйствующих субъектов, которые могут обеспечить высокий уровень доходности инвестированного капитала. Перераспределение инвестиционных потоков в высокодоходные сферы экономики способствует наращиванию производства конкретных видов продукции, повышая предложение этих товаров на рынке и постепенно регулируя уровень цен.

Выполняя свои функции, финансовый рынок в целом способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.

Существуют различные сегменты финансового рынка, которые классифицируются по видам обращающихся финансовых активов, инструментов и услуг, по формам организации процедур купли-продажи, по условиям реализации сделок и по другим признакам. При всем различии отдельных сегментов финансового рынка их объединяет объект совершаемых операций - свободные денежные средства.

Наиболее значимым является разделение финансового рынка на отдельные сегменты по видам инструментов и услуг. С этой точки зрения финансовый рынок подразделяется на рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты и рынок драгоценных металлов.

46. Сущность рынка ссудных капиталов.

Ссудный капитал- это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности.

Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками:

- временным.По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки: от года допяти иот пяти и более;

- институциональным.По институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев:

- кредитной системы (совокупности различных кредитно-финансовых институтов);

- рынка ценных бумаг.

Временной и институциональный признаки рынка ссудных капиталов характерны для всех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят по институциональному признаку, т.е. по наличию двух основных ярусов: кредитной системы и рынка ценных бумаг.

1.Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;

ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических июридических лиц;

ü контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

ü организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

ü межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

ü разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом – Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.

К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:

– формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;

– прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;

– перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

– экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.

Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.

Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.

Временно свободные денежные средства ПФР размещены:

– в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;

– в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г.

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Средства ПФР расходуются на:

– финансирование базовой части трудовой пенсии;

– финансирование страховой части трудовой пенсии;

– выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– расходы на доставку пенсий;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;

– расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;

– выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;

– обеспечение текущей деятельности фонда;

– оказание социальной помощи.

Наши рекомендации