Типы и составляющие финансовой политики. Денежно-кредитная политика государства
Типы бюджетной политики:
1. Классический – отводит гос-ву роль «ночного сторожа». Рынок – главный регулятор экономического роста и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать рынок правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателей.
2. Планово-директивный тип. Основополагающей является система директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Предусматривается жёсткая централизация и перераспределение через гос. бюджет значительной части финансовых ресурсов экономики. Система ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.
3. Регулирующий– государство осуществляет циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (налоговые ставки, льготы, бюджетные расходы, бюджетные инвестиции и т.д.) В основу регулирующего типа положена теория Дж. М. Кейнса.
Составляющие финансовой политики.
1.Бюджетная
2.Налоговая
3.Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политикавключает:
- эмиссионную политику
- регулирование денежного обращения
- поддержание ликвидности кредитной системы
Эмиссионная политика включает определение необходимого количества денег в обороте и увеличение доходов бюджета, которое требует особой осторожности т.к. эмиссия бумажных денег приводит к переполнению каналов денежного обращения, обесцениванию денежной единицы, доходного бюджета и других субъектов экономики.
Регулирование денежного обращения и поддержание ликвидности кредитной системы осуществляется с помощью денежно-кредитной системы: нормы обязательных резервов, ставки рефинансирования, учётной ставки, операций на открытом рынке.
Бюджетная политика государства: условия и направления реализации
Бюджетная политика государства
Направления:
- Политика в области бюджетных доходов и расходов
- Управление государственным долгом и государственными активами.
- Реализация принципов бюджетного федерализма.
- Управление государственными финансами.
Цели бюджетной политики
- Общая стратегическая задача финансовой политики – модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста.
- формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны.
- Устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики.
- Значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику.
- Существенное снижение издержек функционирующего государства.
Налоговая политика государства: факторы и задачи
Налоговая политика:
- Налоговая система не должна носить конфискационный характер; совокупная налоговая ставка не должна превышать 30%.
- В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне; экономический механизм страны восстанавливается за счёт мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
- Суммарная величина налогов имеет тенденцию к росту при экономической системе, когда государство гарантирует стабильность законов и правил.
- Налоговая система должны быть простой, открытой и эффективной.
- Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда для импортных товаров.
- Основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество.
Институциональная основа финансовой политики государства
Финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учётом специфики её звеньев, функций финансовых учреждений и с учётом централизованного руководства.
Основные методологические принципы проведения финансовой политики:
1) зависимость от конечной цели
2) макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйствования
3) использование экономических законов
4) учёт внутренних и внешних политических условий
Методы финансовой политики
1) финансовое планирование и прогнозирование
2) регулирование
3) финансовый контроль
4) принятие финансового законодательства
5) обоснование ситемы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов