Общегосударственные страховые и др. финансовые фонды
Общегосударственные страховые и др. финансовые фонды
Децентрализованные фонды создаются на микроуровне, отражают хозяйственный оборот финансовых ресурсов и обслуживают производственную экономическую деятельность. Включают:
1. Капитал организаций
2. прибыль
3. основные оборотные средства
4. специализированные фонды
Отличительные признаки финансов:
1) Финансовые отношения обслуживают воспроизводственные процессы на разных условиях организации экономики
2) Финансовые отношения принимают денежную форму
3) Они складываются в сфере распределения и перераспределения созданных продуктов и доходов
4) Движение денег осуществляется на безэквивалентной основе в отличие от использования денег в сфере обращения
5) Финансы зависят от состояния рынка и от размеров государственного вмешательства в экономику
Роль финансов в расширенном производстве.
Процесс воспроизводства включает 4 стадии:
1. Производство;
2. Распределение;
3. Обмен;
4. Потребление.
Роль финансов, особенно государственных наиболее значительна на стадии распределения, на этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются общественные интересы и противоречия.
Распределению подлежит результат стадии производства - совокупный общественный продукт. Для анализа роли финансов можно использовать ВВП, однако в ВВП не включаются материальные затраты, на производство продукции, а в СОП не входят непроизводственные услуги => показатель СОП более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса – сферу материального производства.
СОП состоит из 2-х частей:
· Стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий и предметов труда (С));
· Национальный доход, который включает стоимость рабочей силы (V) и прибавочного продукта (m).
В распределение СОП активно участвует государство через налоговую систему и систему государственных расходов, а также сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система, страховые организации и т. д.
Государство за счёт доходов выплачивает з/п работникам денежной сферы, субсидирует производство, выделяет адресную помощь населению.
Население платит налоги, оплачивает услуги, страховые взносы.
За пределами сферы распределения не существует государственных финансов, в обмен государство не вмешивается.
Государство ещё до начала 2-ой стадии вмешивается в перераспределительные процессы изымая часть доходов с помощью финансово-экономических инструментов (налоги, бюджетные расходы, займы, государственный кредит, страховые взносы)
СОП
Соотношение между фондами накопления и потребления зависит от временного фактора, от особенностей субъектов воспроизводственного процесса, от развития технологий, коммуникаций, от государственного устройства, от авторитета общественных движений и т.д.
Участие финансов в накоплении проявляется, через государственные инвестиции в экономику, через создание резервов и страховых фондов.
Резервные фонды государства:
1. фонд национального благосостояния;
2. резервный фонд правительства;
3. резервный фонд президента;
4. фонд общественного потребления (представлен бюджетами государства и муниципальных образований, а также внебюджетными фондами государства).
Соотношение между фондами общественного и личного потребления зависит от национальных традиций; от государственного устройства.
Наличие фондов личного потребления – необходимое условие для функционирования товарного обмена.
3. Функции финансов.
Финансы- сфера экономических отношений, возникающих в процессе обращения и использования фондов денежных средств при формировании доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, их расходований, а также денежных доходов и расходов государства и муниципальных образованиях.
Функции финансов- конкретные воздействия финансовых отношений на экономическую систему, обеспечивающей сохранение, воспроизводство и развитие экономики.
Функции:
1) Распределительная:- финансы опосредуют на процессы распределения производственной стоимости, на первичные доходы владельцев фактора производства и их дальнейшее перераспределение во внебюджетные фонды.
2) Стимулирующая:- заключается в том, что через особые механизмы распределения средств, государство создает условия для поощрения отдельных отраслей и сдерживания других. Стимулирование может осуществляться прямым и косвенным способом. Прямое стимулирование: через распределение средств в форме субсидии, дотации, адресной помощи, конкурсного распределения средств. Косвенное стимулирование: осуществляется через финансирование научных разработок, подготовку кадров, страхования рисков, государственные гарантии кредитную поддержку.
3) Контрольная:- заключается в том, что на основе движения финансовых ресурсов, сведений об объеме и направлений используется, можно делать заключение о ходе экономических процессов, контролировать их течение, корректировать в зависимости от приоритетов государственной экономической политики. Контроль осуществляется через механизмы, институты, образующую финансовую систему, через налоговую систему, через механизмы межбюджетного субсидирования, исполнение государственного бюджета в отдельных случаях через судебную систему для разрешения споров, возникающих финансовых вопросов между органами государственной власти физическими и юридическими лицами.
4) Воспроизводственная:- посредством распределения и перераспределения финансовых ресурсов, создаются целевые фонды денежных средств, которые используются для воспроизводства экономики страны, региона, фондов предприятия (основные, оборотные средства)
5) Фискальная:- финансы формируют общегосударственные фонды для выполнений функций государства.
4. Понятие и структура финансовой системы.
Финансовая система-элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств. В отечественной литературе преобладает функциональный подход в трактовке фин. системы. Финансовая система-совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансовая система России
|
Финансовая система
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
- Это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств в процессе социально-экономической деятельности участников
- Участвуют в первичном распределении национального дохода и вторичном распределении национального дохода и вторичном распределении через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов (дотации на оплату услуг ЖКХ)
Содержание финансовой политики, стратегия и тактика
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государства своих функций.
По мнению Витте, финансовая политика «должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственного дохода».
Фин. политика охватывает комплекс мероприятий:
-разработка общих концепций фин. политики, определение целей, принципов, задач
-управление фин. деятельностью гос-ва и других субъектов экономики
Фин. политика реализуется через систему гос. мероприятий, направленных на мобилизацию части фин. ресурсов общества в бюджет и их эффективное использование для выполнения гос-ва своих функций.
Для осуществления фин. политики применяются бюджетно-налоговые, денежно-кредитные инструменты, а также используются институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию фин. ресурсов и регулированию денежных вопросов.
Фин. политика включает:
-стратегию
-тактику
Тактика предусматривает разработку конкретной системы мер по усилению воздействия финансовых отношений для достижения цели в краткосрочной перспективе.
Реализации тактических задач имеют решения:
1) Создание финансового механизма, способного обеспечить эффективное достижение соц. экономической цели.
2) Повышение эффективности финансовой взаимосвязи звеньев фин. системы.
3) Учёт особенности развития экономики
Стратегия состоит в обосновании перспективы направления фин. политики на длительный период (10- 15 лет)
Принципы финансовой политики:
1. Фин. политика выступает частью общей экономической политики гос-ва.
2. Обеспечение стимулирующей роли финансов.
3. Учёт всех интересов, складывающихся в рыночной экономике.
4. Финансово-материальная сбалансированность экономики означает, что каждый фонд финансовых ресурсов выступает денежным эквивалентом соответствующего материального фонда.
Необходимо учитывать, что распределение фин. ресурсов по сути есть распределение соответствующих материальных благ и услуг через денежные потоки. Фин. потоки на основе спекулятивных операций на финансовых рынках не могут привести к росту материальных источников их покрытия.
Методы финансовой политики
1) финансовое планирование и прогнозирование
2) регулирование
3) финансовый контроль
4) принятие финансового законодательства
5) обоснование ситемы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов
Неналоговые доходы.
Неналоговые доходы включают:
1.доходы от использования имущества находящегося в гос. или муниципальной собственности.
2. Средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой , административной, уголовной ответственности в том числе штрафы, конфискации и компенсации.
3. Средства, полученные за возмещение вреда причиненного РФ-ей субъектом РФ, муниципальным образованием.
4. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход к деятельности.
5.безвозмездные перечисления, которые включают:
а) перечисление физическим и юридическим лиц.
б) от международных организаций.
в) правительств иностранного государства.
г) безвозмездные перечисления(финансовая помощь от других бюджетов бюджетной системе РФ).
18. Расходы бюджета: понятие, виды
Расходы бюджета.
По экономическому содержанию расходы бюджета – это финансово-денежные отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами, между органами гос. власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней.
По материально-вещественной форме расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовые обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Основная классификация расходов - функциональная, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства.
1. Функциональная структура расходов позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития и важностью решаемых задач.
2. Ведомственная классификация расходов отражает распределению бюджетных средств по их главным распорядителями. Например, деление расходов от министерств, ведомств, управлений, департаментов, отделов до бюджетов получателей (физические лица, администрации).
3. по уровню государственной власти расходы делятся:
А) финансируемые из федерального бюджета (направляемые на финансирование общенациональных благ). В РФ из федерального бюджета преимущественно финансируются: национальная оборона; реформы; функционирование органов государственной, законодательной, исполнительной, судебной власти , частичные сферы высшего образования; научные исследования; поддержка экономики, инфраструктуры; финансовая помощь нижестоящим бюджетам.
Б) расходы, финансируемые из региональных бюджетов. Это расходы, которые дифференцированы по разным регионам в зависимости от предпочтения граждан. В РФ и региональных бюджетов финансируются: здравоохранение, образование (среднее и общеобразовательное), социальная профессиональная политика, функционирование органов управления субъектов РФ, поддержка национальной экономики, ЖКХ, культуры, СМИ; финансовая помощь местным бюджетам.
В) расходы, финансируемые из местных бюджетов: расходы на функционирование органов местного самоуправления, финансирование и содержание дорожного хозяйства - дорого и транспорта местного назначения, на содержание муниципальных учреждений (школы, поликлиники, детсады), на поддержку местной экономики.
Содержание и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов разных уровней.
Весь бюджетный процесс занимает примерно 3 года:
1) 1 стадия - составления бюджета – полгода
2) 2 стадия – рассмотрение и утверждение бюджета – не более полугода
3) 3 стадия – исполнение- 1 год
4) 4 стадия – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение- 3-6 месяцев
Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) представляется льготный период продолжительностью в один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам принятым в рамках исполнения бюджета.
Стадия. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Это функция Федерального Казначейства.
Исполнение бюджета производится по двум направлениям:
по доходам предусматривает:
-перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета
-распределение доходов по уровням бюджетов в соответствии с действующим законодательством
-возврат излишне уплаченных сумм доходов в бюджет
-учет доходов и составление отчетности о доходах
по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета.
Этапы исполнения бюджета по расходам:
-составление и утверждение бюджетной росписи - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
-доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей средств
-доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств
-принятие денежных обязательств получателями средств
-расходование бюджетных средств.
Инвестиционные фонды
Например - паевые инвестиции фонда.
Они созданы с целью привлечения мелких инвесторов на фондовый рынок. ПИФы привлекают средства за счёт выполнения акций, инвестиционных паев. Средства фондов передаются в доверительное управление управляющей компании, которая вкладывает их в наиболее надежные ценные бумаги.
Активы ПИФов могут включать:
-корпоративные, государственные ценные бумаги
-ценные бумаги субъектов РФ, муниципальных образований.
-денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах на счетах и вкладах.
4. С 2011 года созданы федеральный и территориальный дорожные фонды.
Средства фондов формируются за счёт увеличения отдельных вдов акцизов, транспортного налога, будут аккумулироваться на отдельном счете и распределяться на реконструкцию и содержание дорог федерального и территориального назначения соответственно.
Общегосударственные страховые и др. финансовые фонды
Децентрализованные фонды создаются на микроуровне, отражают хозяйственный оборот финансовых ресурсов и обслуживают производственную экономическую деятельность. Включают:
1. Капитал организаций
2. прибыль
3. основные оборотные средства
4. специализированные фонды
Отличительные признаки финансов:
1) Финансовые отношения обслуживают воспроизводственные процессы на разных условиях организации экономики
2) Финансовые отношения принимают денежную форму
3) Они складываются в сфере распределения и перераспределения созданных продуктов и доходов
4) Движение денег осуществляется на безэквивалентной основе в отличие от использования денег в сфере обращения
5) Финансы зависят от состояния рынка и от размеров государственного вмешательства в экономику