Страховые взносы во внебюджетные фонды

С 1 января 2015 г. сроки представления отчетности во внебюджетные фонды зависят от способа представления:

- в ПФР - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, если расчет представляется на бумаге; не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, если представляется электронная отчетность;

- в ФСС РФ - на бумаге не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Времени на подготовку отчетов во внебюджетные фонды стало немного больше.

Через Интернет должны отчитываться работодатели, у которых трудится более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

С 2015 г. переплату по одному виду взносов можно направлять на погашение задолженности другого вида при условии, что эти взносы администрирует один фонд. До 1 января 2015 г. проводить зачет переплаты можно было только по платежам одного бюджета.

Пени за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов начисляются за каждый день просрочки, включая день погашения недоимки (ч. 3 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. на выплаты иностранцам, которые временно пребывают в РФ, начисляются страховые взносы в ФСС РФ по тарифу 1,8 процента. Теперь они имеют право на пособие по временной нетрудоспособности (кроме декретных) при уплате за них страховых взносов не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.

Лица, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами и по обязательному пенсионному страхованию (за исключением высококвалифицированных специалистов). Выплаты в их пользу облагаются пенсионными взносами вне зависимости от продолжительности трудовых отношений.

С 2015 г. предельные базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС РФ не совпадают и составляют:

- в ПФР - 711 000 руб.;

- в ФСС РФ (взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) - 670 000 руб.

Страховые взносы в ПФР с сумм, которые превышают 711 000 руб., нужно исчислять по тарифу 10 процентов.

Страховые взносы в ФФОМС уплачиваются со всех выплат в пользу работников. То есть предельная база для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование отменена, поэтому, несмотря на сохранение тарифа, величина взносов увеличится.

Аптечные организации, работающие на ЕНВД, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только в отношении лиц, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ). На фирму в целом льгота не распространяется.

Взносы на компенсацию стоимости проезда в отпуск за границу не облагаются только самим работникам организаций Крайнего Севера. Затраты на членов их семей составляют объект обложения страховыми взносами (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Также не облагаются страховыми взносами суммы, связанные с увольнением работников, независимо от основания для увольнения (кроме компенсации за неиспользованный отпуск). Это выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства, но с учетом ограничения по величине - в пределах трехкратного или шестикратного (для Крайнего Севера) размера среднего месячного заработка. Суммы превышения предельных размеров выплачиваемых сумм облагаются страховыми взносами в общем порядке.

С 1 января 2015 г. проиндексированы на 5,5% "детские" пособия, и их размеры стали такими:

- пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности - 543,67 руб.;

- единовременное пособие при рождении ребенка - 14 497,80 руб.;

- минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - 2718,34 руб. (за первого ребенка), 5436,67 руб. (за второго и последующих детей).

Страховые взносы, подлежащие перечислению, до целых рублей округлять не нужно (ч. 7 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

Некоторым страхователям с 1 января 2015 г. предоставлено право на отсрочку или рассрочку на уплату страховых взносов. Отсрочка - изменение срока уплаты страховых взносов с единовременной уплатой задолженности. Рассрочка - изменение срока уплаты страховых взносов с поэтапной уплатой задолженности. Процедура их получения одна и та же (п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. получить отсрочку (рассрочку) можно на срок не более года и только тем, чье финансовое положение, вызванное обстоятельствами, изложенными в ст. 18 Закона N 212-ФЗ, не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок.

С 1 января 2015 г. сообщать в фонды о реорганизации или ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем не нужно (отменен ч. 3 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. банк по запросу фонда (в рамках контрольных мероприятий) в течение трех дней должен представлять справки о счетах и (или) об остатках денежных средств на счетах плательщиков взносов, выписки по операциям на их счетах (ч. 6.1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ).

Стандартный срок для проверки страховых взносов - не более двух месяцев - остается. Но с 2015 г. его могут продлить до четырех или шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Условиями для продления проверки могут быть наличие обособленных подразделений у страхователя, информация о нарушениях. Смягчающие и отягчающие вину нарушителя обстоятельства выявляться не будут, а только те, которые исключают вину лица в совершении правонарушения.

Внимание! В 2015 г. вероятность продления срока проверки внебюджетных фондов возрастает у тех, кто имеет разветвленную сеть обособленных подразделений.

Повторную выездную проверку по страховым взносам могут провести, если плательщик подал уточненный расчет, в котором указана сумма взносов в размере, меньшем ранее заявленного. Проверят период, за который представлен уточненный расчет (ч. 24 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

Прочее

Авансовые платежи по транспортному налогу в 2015 г. нужно рассчитывать с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ).

С 2015 г. организации, применяющие УСН, стали плательщиками налога на имущество по объектам, в отношении которых база по этому налогу определяется как кадастровая стоимость (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685). То есть до конца 2015 г. останутся на УСН те налогоплательщики, чьи доходы не превысят 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,147) (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

При определении размера расходов запрещено применять метод ЛИФО (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

С отчетности за I квартал 2015 г. применяется обновленная форма декларации по ЕНВД, утвержденная Приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/353@.

С 2015 г. при расчете ЕНВД базовую доходность нужно умножать на коэффициент-дефлятор К1, равный 1,798 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685).

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТЧЕТУ

Прежде чем составлять бухгалтерскую отчетность, вам нужно:

- провести инвентаризацию активов и обязательств фирмы;

- внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;

- провести реформацию баланса;

- отразить те или иные операции, которые произошли после 31 декабря 2015 г. (события после отчетной даты).

Инвентаризация

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (ст. 11), обязательное проведение инвентаризации устанавливается федеральными и отраслевыми стандартами.

До утверждения таких стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г. (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Инвентаризация относится к правилам бухгалтерского учета (разд. II ПВБУ). Поэтому при проведении инвентаризации в текущем году нужно по-прежнему руководствоваться п. п. 26 - 28 ПВБУ. Но в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.

Однако если до 1 января 2013 г. инвентаризации подлежало имущество (правда, не в гражданско-правовом, а в "бухгалтерском" понимании), то теперь - активы. Следовательно, одна из задач инвентаризации - удостовериться, что статьи баланса соответствуют определению активов, приведенному в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.).

Внимание! Инвентаризации подлежит не имущество, а активы, то есть хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции).

Активом признается не всякое имущество. В этой связи предстоит списать те основные средства, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 29 ПБУ 6/01, Письмо Минфина России от 13 июня 2013 г. N 03-05-05-01/21929). Одновременно такие объекты приходуют в качестве материалов по цене возможной продажи (например, металлолома). Скорректировать стоимость других дебетовых остатков позволят пассивные счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений", 63 "Резервы по сомнительным долгам". Наконец, нужно убедиться, что числящиеся в учете расходы будущих периодов удовлетворяют критериям признания активов.

Внимание! Статьи капитала инвентаризации не подлежат (ч. 1 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Инвентаризация материальных ценностей - это сверка того, что отражено в регистрах бухгалтерского учета с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т.д., включая обособленные подразделения фирмы.

Инвентаризация обязательств - это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и т.д.

Инвентаризация нужна для обеспечения достоверности данных учета.

Прежде всего оформите приказ руководителя о проведении инвентаризации. Затем зарегистрируйте его в журнале. Для этих документов предусмотрены специальные унифицированные формы - N N ИНВ-22 и ИНВ-23. Создайте инвентаризационную комиссию.

Членами комиссии могут быть работники администрации, бухгалтерской службы и другие специалисты, которые способны оценить состояние активов и обязательств фирмы.

В приказе укажите, какие именно активы и обязательства будет инвентаризировать комиссия. Образец такого приказа приведен ниже.

Унифицированная форма N ИНВ-22

Утверждена

Постановлением Госкомстата России

от 18.08.98 N 88

┌────────┐

│ Код │

├────────┤

Форма по ОКУД │ 0317018│

ООО "Агрегат" ├────────┤

----------------------------------------------- по ОКПО │40062011│

организация ├────────┤

Склад материально-производственных ценностей N 2 │ - │

------------------------------------------------------- │ │

структурное подразделение └────────┘

┌─────────┬───────────┐

│ Номер │ Дата │

│документа│составления│

├─────────┼───────────┤

│ 3 │ 05.12.2015│

ПРИКАЗ └─────────┴───────────┘

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ)

О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

основных средств

Для проведения инвентаризации --------------------------------

__________________________________________________________________

назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:

Директор Аксаков Андрей Николаевич

Председатель комиссии ----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

Технический

директор Михеев Игорь Викторович

Члены комиссии: ----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

Начальник

цеха N 3 Долгополов Иван Петрович

----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

- -

----------- --------------------------------

должность фамилия, имя, отчество

основные средства, находящиеся

Инвентаризации подлежит --------------------------------------

наименование имущества, обязательства

в цехе N 2

------------------------------------------------------------------

8 декабря 2015

К инвентаризации приступить "--" ---------- ---- г.

11 декабря 2015

и окончить "--" ---------- ---- г.

инвентаризация перед составлением

Причина инвентаризации ---------------------------------------

контрольная проверка, смена материально

годовой бухгалтерской отчетности

------------------------------------------------------------------

ответственных лиц, переоценка и т.д.

__________________________________________________________________

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию

__________________________________________________________________

12 декабря 2015

не позднее "--" --------- ---- г.

Директор Аксаков Аксаков А.Н.

Руководитель ---------- ------- ------------------------------

должность подпись расшифровка подписи

Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов и обязательств фирмы.

В регистрах учета должны быть следующие записи:

- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;

- ее сумма;

- остатки по счетам бухгалтерского учета на дату начала инвентаризации.

Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись "до инвентаризации на (дата)".

На основании названных документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа "По данным бухгалтерского учета").

Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида активов и обязательств оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме N ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме N ИНВ-3 и т.д.

Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки о том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные - списаны и все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве фирмы не менее пяти лет.

Как провести инвентаризацию

Фактическое наличие находящихся в организации товарно-материальных ценностей при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого членов комиссии необходимо обеспечить помощниками для взвешивания и перемещения предметов, а также необходимыми механизмами (весами, контрольно-измерительными приборами и т.п.).

Если инвентаризацию проводят в течение нескольких дней, то складские помещения после ухода комиссии каждый раз опечатывают. Основная задача инвентаризации - выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием объектов бухгалтерского учета. А ее цель - обеспечить достоверность данных отчетности.

Внимание! Проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например: арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).

Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером.

Инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. К назначенной дате бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии.

Инвентаризацию основных средств разрешено проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.

Торговые фирмы проверяют наличие на своих складах товаров, как правило, не реже раза в квартал. Да и внезапную проверку кассы рекомендуется делать с такой же периодичностью.

Наши рекомендации