Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс)

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.28),

где n – число индивидуальных индексов или число товаров.

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru

Имеются данные об индексах цен на приобретаемые промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов в 2007 г. (на конец квартала; в % к предыдущему кварталу):

Вид топливно-энергетических ресурсов 3 квартал 4 квартал
А 100,0 101,3
Б 84,8 100,4
В 101,0 106,7
Г 101,3 113,1
Д 103,4 102,2
Е 101,0 100,9

Источник: стат. сборник “Калужская область в 2007 году”

Определите среднее изменение цен с использованием индекса Карли и среднего геометрического индекса.

Решение: индекс Карли определяется Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru .

Соответственно в 3 квартале он равен Iр = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 98,6%. Цены сократились на 1,4%;

в 4 квартале Iр = 104,1%. Цены выросли на 4,1%.

Средний геометрический индекс Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru .

В 3 квартале он равен Iр = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 0,984 или 98,4%. Цены сократились на 1,6%;

в 4 квартале Iр = 1,04 или 104,0%. Цены выросли на 4%.

Для характеристики изменения цен по разнородным видам товаров используют сводные (агрегатные) индексы:

1) индекс цен Э. Ласпейреса представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам базисного периода и вычисляется по формуле:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.29),

где Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru - количество товара в базисном периоде;

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru - цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Индекс показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию либо перерасход Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru , который можно было бы получить от изменения цен;

2) средний арифметический индекс цен Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.30);

3) индекс цен Г. Пааше представляет собой сравнение агрегированных цен, которые взвешены по физическим объемам текущего периода и определяется по формуле:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.31).

Индекс показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или на сколько товары в отчетном периоде стали дороже либо дешевле, чем в базисном Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru ;

4) средний гармонический индекс цен Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.32);

5) “идеальный” индекс И. Фишера представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.33);

6) индекс цен Эджворта- Маршалла Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.34).

Индекс показывает динамику цен в условиях среднего объема продаж отчетного и базисного периодов.

 
  Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru

Известны данные о средних ценах на отдельные виды группы товаров и объемах их покупки за два периода по одному из регионов РФ:

Группы товаров Средние потребительские цены, руб./кг Объем покупки, кг/месяц
Базисный год Отчетный год Базисный год Отчетный год
Р0 Р1 q0 q1
Хлебные продукты 21,61 27,36 10,2 8,0
Картофель 9,55 10,69 6,0 5,8
Рыба и рыбопродукты 64,38 68,65 1,4 1,3
Масло растительное 37,50 58,89 1,0 0,8

Источник: стат. сборник “Калужская область в 2007 году”

Определите индексы цен Пааше, Ласпейреса, Фишера и Эджворта-Маршалла.

Решение: для облегчения расчетов построим разработочную таблицу

Группы товаров Р0q0 Р1q1 Р0(q0+ q1) Р0q1 Р1(q0+ q1) Р1q0
Хлебные продукты 220,42 218,88 393,30 172,88 497,95 279,07
Картофель 57,3 62,00 112,69 55,39 126,14 64,14
Рыба и рыбопродукты 90,13 89,25 173,83 83,69 185,36 96,11
Масло растительное 37,5 47,11 67,50 30,00 106,00 58,89
ИТОГО 405,35 417,24 747,32 341,96 915,45 498,21

Индекс цен по методике Пааше Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 1,220. Цены выросли на 22,0%.

Индекс цен по методике Ласпейреса Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 1,229. Цены выросли на 22,9%.

“Идеальный индекс Фишера Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 1,224. Цены увеличились на 22,4%.

Индекс цен Эджворта- Маршалла Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru =1,225. Цены выросли на 22,5%.

Для изучения изменения цен по однородным группам товаров по совокупности единиц исследования используют индексы средних уровней, которые характеризуютотносительное изменение средней цены. К индексам средних уровней относят:

- индекс переменного состава;

- индекс постоянного состава;

- индекс структурных сдвигов.

Индекс переменного состава характеризует увеличение или уменьшение средней цены по группе товаров в результате изменения цены каждого товара и структуры продукции:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.35 а,б),

где Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru - доля каждой группы товаров в общем объеме расходов в отчетном и базисном периодах,

определяется по формуле:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.36 а,б).

Индекс постоянного состава характеризует изменение средней цены товара в результате влияния только одного фактора – изменения цен на отдельные товары:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.37 а,б).

Индекс структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры продукции на величину средней цены товара:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.38 а,б).

Абсолютное изменение средней цены:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.39),

за счет следующих факторов:

а) изменения цен на отдельные товары - Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.40),

б) изменения структуры продукции - Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru (21.41).

 
  Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru

Имеются данные о средних ценах на мясо и их объемах по трем регионам РФ за два периода:

Регион Средние цены, руб./кг Объемы, тыс. т
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 143,82 149,71 5,3 4,9
Б 143,67 147,42 3,2 2,6
В 77,67 83,96 0,4 0,4

Источник: стат. сборник “Калужская область в 2007 году”

Определите относительное и абсолютное изменения средних цен.

Решение: относительное изменение средних цен характеризуется индексами переменного, постоянного составов и структурных сдвигов:

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru =

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru : Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru =

=145,63/140,79 = 1,034;

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 145,63/140,42 =1,037;

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 140,42/140,79 = 0,997.

Проверка правильности расчетов 1,037 ·0,997 = 1,034.

Абсолютное изменение средней цены определяется

Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 145,63-14,79 = 4,84 руб.,

за счет следующих факторов:

а) изменения цен на отдельные товары - Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 145,63-140,42 = 5,21,

б) изменения структуры продукции - Средний геометрический индекс (У.С. Джевонс) - student2.ru = 140,42-140,79 = -0,37.

Правильность расчетов 5,21-0,37 = 4,84.

Средняя цена на мясо в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 3,4% или 4,84 рубля. Это изменение было обусловлено ростом цен по каждому виду мяса на 3,7% или 5,21 рублей и уменьшением в структуре продукции дорогих видов мяса на 0,3% или 0,37 рублей.

Наши рекомендации