IV. Инвестирование и фондовый рынок
А. | Основные понятия…………………………………………………………………... | |
Б. | Инвестирование в ценные бумаги………………………………………………….. | |
Инвестирование………………………………………………………... | ||
Виды инвестирования…………………………………………………. | ||
Инвестирование и инвестиционные инструменты………………….. | ||
Инвестирование в ценные бумаги……………………………………. | ||
Что такое ценные бумаги……………………………………………… | ||
Виды ценных бумаг……………………………………………………. | ||
Облигация………………………………………………………………. | ||
Акция…………………………………………………………………… | ||
Какова возможная доходность по различным типам ценных бумаг.. | ||
Риски по различным типам ценных бумаг…………………………… | ||
Стратегии инвестирования……………………………………………. | ||
В. | Фондовый рынок……………………………………………………………………. | |
Фондовые биржи………………………………………………………… | ||
Профессиональные участники рынка ценных бумаг как агенты физических лиц…………………………………………….. | ||
Как физическое лицо может участвовать в игре на рынке ценных бумаг………………………………………………… | ||
Спекуляции на рынке FOREX………………………………………….. | ||
С какими рисками сталкиваются участники рынка FOREX………… | ||
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)…………………………….. | ||
Общий фонд банковского управления (ОФБУ)……………………… | ||
Г. | Риски инвестирования и способы их уменьшения………………………………… | |
Риск и доходность ценных бумаг……………………………………… | ||
Риск инвестирования в акции………………………………………….. | ||
Почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок…………………………… | ||
Что такое инвестиционный портфель…………………………………. | ||
Диверсифицированный инвестиционный портфель………………….. | ||
Правила «трех не»………………………………………………………. |
Отдел третий
Финансовые риски
А. | Основные понятия…………………………………………………………………... | |
Б. | Финансовые риски…………………………………………………………………... | |
Основные виды риска……………………………………………………. | ||
Варианты защиты от разных видов риска……………………………… | ||
Что такое инфляция и чем она опасна………………………………….. | ||
Девальвация (падение курса рубля)……………………………………. | ||
Как избежать риска банкротства финансовых организаций………… | ||
За что отвечает государство и какие финансовые риски оно на себя брать не будет……………………………………….. | ||
В. | Риски финансового мошенничества……………………………………………….. | |
Финансовое мошенничество……………………………………………. | ||
Фальшивомонетчики…………………………………………………….. | ||
Финансовые пирамиды …………………………………………………. | ||
История пирамиды МММ ……………………………………………… | ||
Поддельные платежные терминалы …………………………………… | ||
Фальшивые банки ………………………………………………………. | ||
Кредит на ваше имя …………………………………………………….. | ||
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет ……………………………………………. | ||
Ответственность за финансовое мошенничество…………………....... | ||
Как нужно защищать свою информацию в Интернете……………….. | ||
Как необходимо действовать, столкнувшись с финансовым мошенничеством……………………………………....... | ||
Куда заявить в случае финансового мошенничества…………………. | ||
Г. | Экономический кризис……………………………………………………………… | |
Экономический кризис и безработица…………………………………. | ||
Мировой финансовый кризис…………………………………………… | ||
Как вести себя, когда настанет кризис…………………………………. |
Математическое приложение
Простые (арифметические) проценты по вкладу………………………………… | ||
Сложные проценты по вкладу…………………………………………………….. | ||
Сложно-простые проценты………………………………………………………… | ||
Экономический смысл числа е…………………………………………………….. |
Источники……………………………………………………………………………. |
Предисловие
Предисловие для учеников
И взрослым и детям, для того, чтобы улучшать жизнь своей семьи, помогать другим людям, делать интересные и полезные дела, важно уметь обращаться с деньгами. Надо знать, откуда берутся деньги, на что их тратят, зачем нужны банки и как не оказаться обманутым мошенниками, и много еще чего. Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций. Это может быть не только полезно, но и интересно.
Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели: хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь, начать свой бизнес, помочь детям получить образование и многое другое. Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами. Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег. Как же тогда они могут этому научиться? А очень просто – нужно начать играть!
В детских домах творчества, клубах, оздоровительных лагерях организуется учеба по программе «Азбука финансовой грамотности». Эта учеба включает себя детско-взрослые игры: «Чемпионат по финансовой грамотности», «Кейс-игра по финансовой грамотности».
Участвуя в этих играх, можно вместе со своей командой прорешать очень много разных финансовых задачи, совершить самые разные финансовые действия и понять, к чему они ведут: какие возможности открывают и какую ответственность накладывают.
Но чтобы игра была не совсем примитивной и «детской» (как в детском садике дети играют «в магазин»), в ней нужно смоделировать финансовый мир: банки, страховые компании, фондовый рынок, налоги, ипотеку, кредиты и займы и много еще чего.
Получается, что для того, чтобы принять участие в Чемпионате или Кейс-игре нужно уже много чего знать?
Вовсе необязательно!
Точнее, это и так, и не так.
Узнавать и разбираться можно по ходу дела, в процессе подготовке к игре и в ходе
самой игры.
Для этого вам и нужен «Справочник по финансовой грамотности».
Разделы справочника специально устроены так, чтобы участвуя в играх «Чемпионат по финансовой грамотности» и «Кейс-игра по финансовой грамотности» вы легко могли найти нужную для вас информацию и быстро разобраться в возникшем вопросе.
В какой раздел Справочника смотреть для получения нужной информации вам может подсказать преподаватель. Но вы вполне можете и самостоятельно осуществить информационный поиск по Справочнику.
Допустим, например, что ваша команда играет за семью – за «домохозяйство». И в игре оказывается, что семье нужно приобрести квартиру. Это большая и серьезная покупка. Как ее сделать? Где взять денег?
Сначала мы можете разобраться, какие вообще есть у семьи возможности. Для этого вы можете посмотреть в Справочнике «Отдел первый Личные и семейные финансы». В разделе «I. Б. Финансовое благосостояние» вы можете искать способ, как повысить финансовое благосостояние семьи. В пункте «Услуги финансовых организаций» вы узнаете, что один из способов – это кредит в банке.
Теперь вас интересует, что такое – точно и подробно - кредит, и можно ли использовать кредит для покупки квартиры.
Тема кредита не очень проста. Если вы хотите с ней разбираться постепенно, переходя от простого к сложному, вы по прежнему читаете в Справочнике «Отдел первый Личные и семейные финансы». В части «А. Основные понятия» раздела I вы можете прочитать, что такое кредит. С помощью раздела «II. Семья и финансовые организации», вы можете разбираться, что такое коммерческие банки и чем они могут быть полезны.
Для того, чтобы получить окончательный ответ на свой вопрос вам нужно узнать про кредит именно для покупки квартиры. Для того, чтобы детально ознакомиться с кредитами и кредитованием вам нужно обратиться в «Отдел второй. Услуги финансовых организаций» в раздел «III. Кредитование».
Первым делом в данном разделе нужно заглянуть в часть «А. Основные понятия». Там вы найдете понятие «Ипотека». Ипотека – это специальный кредит для покупки квартиры. После этого вы можете целенаправленно прочитать пункт «Ипотека» в части «Б. Займы».
Предисловие для педагогов
«Справочник по финансовой грамотности» является частью целостного учебно-методического комплекта «Азбука финансовой грамотности», в который входят также «Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» и «Методическое пособие «Азбука финансовой грамотности».
Учебно-методический комплект предназначен для проведения занятий с учащимися возраста 12 – 17 лет в учреждениях детского дополнительного образования и в детских выездных оздоровительно-просветительских лагерях.
В соответствии с Образовательной программой занятия проходят в интерактивных проектных и игровых формах: «Чемпионат по финансовой грамотности» и «Кейс-игра по финансовой грамотности». Игровые формы строятся так, что в них могут участвовать учащиеся без всякой предварительной подготовки по финансовой грамотности.
Назначение Справочника – оперативно предоставлять ученикам сведения, необходимые для участия в игровых и проектных интерактивных занятиях. Предполагается, что в процессе подготовки или по ходу игры на возникающие вопросы ученики смогут получить нужный ответ из Справочника.
Поэтому «Справочник по финансовой грамотности» согласован со всеми другими документами учебно-методического комплекта и содержит весь материал сведений, терминов и понятий, а также разобранных примеров, необходимый для участия в «Чемпионате по финансовой грамотности» и «Кейс-игре по финансовой грамотности».
Повышение финансовой грамотности населения реализуется в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект), реализуемого в соответствии с Соглашением о Займе № 79830-RU от 14 марта 2011 года между Российской Федерацией и Международным Банком Реконструкции и Развития.
В рамках данного Проекта уже реализован ряд Проектных контрактов/договоров, направленных на разработку различных материалов, способствующих повышению финансовой грамотности школьников и студентов:
- FEFLP/QCBS-3.1 «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования»;
- FEFLP/QCBS-3.3 «Разработка и апробация модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов»;
- FEFLP/FGI-2-1-6 «Школа личных финансов»;
- FEFLP/FGI-2-1-8 «Образовательные и просветительские мероприятия в области финансовой грамотности для обучающихся в общеобразовательных учреждениях старшей школы и учреждениях среднего профессионального образования муниципального образования г. Екатеринбурга: разработка и внедрение»;
- FEFLP/FGI-2-1-14 «Разработка сценариев внеклассных занятий по финансовой грамотности и мероприятий с образовательными, познавательными, навыкообразующими и воспитательными целями, а также их методическое обеспечение и апробация»;
- FEFLP/FGI-2-1-15 «Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаем!»;
- FEFLP/FGI-1-2-01 «Информационно-просветительская кампания, направленная на развитие ответственного потребительского поведения на финансовом рынке и защиты прав потребителей финансовых услуг среди молодежи»;
- FEFLP/FGI-1-2-13 «Разработка, проведение и последующее распространение обучающей интерактивной деловой игры по защите прав потребителей финансовых услуг для школьников»;
- FEFLP/FGI-2-2-01 «Настольная игра для организации финансовых турниров»;
- FEFLP/FGI-2-2-11 «Интерактивный практикум «Эффективность понимания договора с финансовыми организациями - практическая основа защиты своих интересов»;
- FEFLP-V/CQS-9 «Разработка, апробация и реализация образовательной программы по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования»;
- FEFLP-V/CQS-10 «Разработка, апробация и реализация образовательного курса по финансовой грамотности для экономических школ, проводимых в детских оздоровительных/летних лагерях»;
- FEFLP-Tom/CQS-4 «Разработка цикла информационно-просветительских телевизионных программ по вопросам финансовой грамотности для населения Томской области»;
- FEFLP-Tom/CQS-6 «Создание цикла телевизионных программ по повышению финансовой грамотности детей в возрасте от 7 до 16 лет».
Данный «Справочник по финансовой грамотности» (как и весь учебно-методический комплект «Азбука финансовой грамотности») подготовлен в рамках Контракта FEFLP/QCBS-3.25 «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования» (далее – Контракт), который продолжает реализацию Проекта.
В рамках Контракта разработана Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения. В Концепции описано общее содержание образования, которое является двухслойным: с одной стороны, описано содержание финансовой грамотности, с другой стороны, содержание, определяющее проектную, исследовательскую, практическую и иные формы деятельности, через которые будет осуществляться обучение. Указано место содержания образования в системе общего и дополнительного образования детей, описана связь разрабатываемого содержания образования с содержанием образования общеобразовательных предметов, представлена характеристика особенностей содержания образования в контексте Проекта и данного Контракта.
Все эти особенности Концепции нашли свое отражение и воплощение в «Справочнике по финансовой грамотности», «Образовательной программе «Азбука финансовой грамотности» и «Методическом пособии «Азбука финансовой грамотности».
Согласно условиям Контракта при подготовке учебных и методических материалов должны использоваться результаты предыдущих (перечисленных выше) проектов/контрактов. Поэтому настоящий «Справочник» представляет собой компиляцию материалов из учебников по финансовой грамотности, изданных издательством М.: ВИТА-ПРЕСС, Серия «Учимся разумному финансовому поведению» в рамках Проекта.
Список указанных учебников и некоторых других источников приведен в разделе Источники в конце «Справочника».
Материалы для «Справочника» брались из указанных источников без изменений, только в очень немногочисленных случаях булла осуществлена необходимая стилистическая правка. Поэтому практически на каждый фрагмент материала в «Справочнике» дается ссылка на источник в таком, например, виде: (6, с. 135 – 140). Имеется ввиду источник, стоящий в списке источников под номером 6, фрагмент текста со страниц 135-140.
Преподавателям рекомендуется при подготовке занятий по программе «Образовательной программе «Азбука финансовой грамотности» ознакомиться со всеми разделами «Справочника».
Это нужно сделать прежде всего потому, что позволит преподавателю не имеющему знаний по дисциплине «Финансовая грамотность» очень быстро приобрести необходимые сведения в том объеме, который требуется для работа.
Также это нужно сделать во многом еще и потому, что со своими вопросами ученики будут обращаться прежде всего к преподавателю. При таких обращениях мы рекомендуем преподавателю выступать в роли консультанта: давать ученикам правильную ссылку на тот или иной раздел «Справочника» для того, чтобы учащиеся могли поработать с вопросом самостоятельно.
Отдел первый
Личные и семейные финансы
I. Денежные средства семьи
А. Основные понятия
Деньги (финансы) -инструмент в хозяйственной деятельности людей, выполняющий роли (функции) средства обмена, средства учета, средства платежа, а также средства накопления и сбережения богатств.
Финансовое благосостояние– этостепень бедности или богатства отдельного человека или семьи.
Домохозяйство – хозяйство семьи.
Доходы домохозяйства– все денежные или натуральные поступления, получаемые домохозяйством за определенный период времени.
Расходы домохозяйства– сумма всех затрат за определенный период времени.
Необходимые расходы— это те расходы, без которых семья неможет обойтись. Это основные (недорогие) продуктыпитания, минимум недорогой одежды, оплата жилья и
связанных с ним коммунальных счетов, жизненно необходимые медицинские услуги и лекарства.(8, с. 67)
Нужные расходы— это расходы на то, без чего семья временно (в экстренной финансовой ситуации) могла бы обойтись, но в целом ейэто нужно для поддержания нормального, благополучного существования. (8, с. 67)
Бюджет— это запись всех доходов и расходов, которыепотом складываются, чтобы понять, хватает ли средствна обеспечение всех потребностей составителя бюджета. Бюджет рассчитывается на определённый период,например месяц или год.(8, с. 59)
Дефицит бюджета— это превышение расходов наддоходами.(8, с. 60)
Профицит бюджета — это превышение доходов над расходами, он означает, что вы делаете сбережения.
Норма сбережения – это доля доходов, которая используется на создание будущих резервов семьи. (8, с. 86)
Цели— это ваши мечты, но конкретизированные. Помимо ответа на вопрос «чего мы хотим?» необходимоответить на следующие вопросы:
– Когда мы это хотим?
– Что из этого самое важное? (Другими словами, в какой последовательности мы это хотим?)
– Сколько это стоит?
– Сколько денег нам для этого не хватает?
Когда вы ответите на эти вопросы, ваши мечты превратятся вцели.(8, с. 77)
Денежный запас безопасности (ДЗБ) – это сумма, которую любому человеку стоит всегда иметь под рукой. И даже еслиэти деньги положены в банк, толучше, если они будут находитьсяна текущем счёте, с которого снятьденьги можно в любой момент.
(7, с. 133).
Трудовой договор– согласно Трудовому кодексу (ТК) РФ это соглашение между работником и работодателем, в соответствии скоторым работодатель обязан предоставить работнику работув определённой должности или по специальности (профессии),обеспечить условия труда, вовремя и полностью выплачивать зарплату, а работник обязан лично выполнять свои трудовые функции и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. (8, с. 24)
Предпринимательство— деятельность, направленная на получение прибыли от производства или продажи товаров или оказания услуг. (7, с. 318)
Чистая прибыль– это прибыль, которую твоя фирмаполучает после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов. Именно эту прибыль ты можешь
использовать по своему усмотрению, если бизнес полностью принадлежит тебе, или разделить между собойи своими партнёрами, если тебе принадлежит только
часть фирмы.(3, с. 289)
Банковский кредит для физических лиц— это услуга, при которой банк выдаёт определённую сумму денегфизическому лицу во временное пользование с условием возврата через оговоренный срок с процентами.(8, с. 153)
Сберегательный вклад— это деньги, которые банкпринимает у вас на хранение на заранее оговоренныйсрок и по истечении срока обязуется вернуть вместе спроцентным доходом.(8, с. 92)