Инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Основными из них являются:

1. процентные ставки по операциям Банка России;

2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3. операции на открытом рынке;

4. рефинансирование кредитных организаций;

5. валютные интервенции;

6. прямые количественные ограничения;

7. эмиссия облигаций от своего имени.

процентные ставки по операциям Банка России

Банк России может устанавливать одну или несколько %ных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации % ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные % ставки. Ставки ЦБ РФ – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

В своей %-ной политике кредитные организации ориентируются на уровень ставки рефинансирования. Кроме этого ставка рефинансирования используется при расчёте штрафов и пеней, ставок налогов. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям и привести к диспропорциям в налоговой сфере.

Официальная ставка рефинансирования БР РФ - 13%.

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

Механизм обязательного резервирования заключается в депонировании части привлечённых кредитной организацией средств на отдельном счёте в Банке России и фактическом их блокировании на этом счёте в течение всего периода функционирования банка.

Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определённом уровне денежной массы в обращении:

- уменьшение норм резервирования позволяет банкам шире использовать кредитные ресурсы, что ведёт к росту денежной массы;

- увеличение нормативов обязательных резервов (политика кредитной рестрикции) вынуждает банки сократить объем активных операций, замораживая тем самым объём денежной массы.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. В 2005 году Банк России продолжает использовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования банковской ликвидности.

операции на открытом рынке

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций (ГКО и ОФЗ), прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (сделка РЕПО).

- Покупая у коммерческих банков ц/б, ЦБ РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования;

- При их продаже происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается потенциал для кредитования экономики.

Сделка РЕПО состоит из двух частей:

1. Сначала одна сторона продаёт ц/б другой и одновременно берёт на себя обязательство выкупить их в определённый срок;

2. Затем происходит обратная покупка ц/б по цене, отличной от цены первоначальной продажи.

Разница между ценами представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО.

В 2005 году Банк России сохранил возможность по предоставлению денежных средств кредитным организациям путём проведения сделок РЕПО на срок от 1 до 90 дней.

рефинансирование кредитных организаций

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы.

Весь кредит Банка России коммерческим банкам можно подразделить в зависимости от его целевой установки на:

1. Инвестиционный – ориентирован на реальный сектор экономики;

2. Санационный кредит – удовлетворяет потребность коммерческого банка в капитале, вызванную в основном вложением ресурсов в убытки (это например, кредит банку-санатору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации, или кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками);

3. Кредит ликвидности. К нему относятся:

Ø Ломбардный кредит. Он предоставляется под залог ценных бумаг, включённых с Ломбардный список БР. Выдаются на срок от 3 до 30 дней.

Ø Однодневный расчётный кредит (кредит «овернайт») предоставляется для завершения банком своих расчётов в конце операционного дня путём зачисления на его корреспондентский счёт суммы кредита.

Ø Внутридневные кредиты. Предоставляются путём оплаты с кор/счёта банка платёжных документов при отсутствии или недостаточности средств на этом счёте. При непогашении кредита в течение операционного дня непогашенная сумма в конце дня переоформляется в кредит «овернайт».

В ломбардный список Банк России планирует включить высоколиквидные ц/б крупнейших российских эмитентов, имеющих высокий рейтинг.

валютные интервенции

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Осуществление интервенций может преследовать различные цели:

- Удержание курса на заданном уровне (в диапазоне);

- Сглаживание резких колебаний валютного курса;

- Обеспечение требуемой динамики курса;

- Пополнение валютных резервов Банка России.

В 2005 году сохранилась необходимость использования режима управляемого плавающего валютного курса рубля.

прямые количественные ограничения

Под ними понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

эмиссия облигаций от своего имени

Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию ценных бумаг, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Банк России переходит к регулярному выпуску облигаций и к целенаправленному формированию ёмкого и ликвидного рынка этих облигаций. Сделки с облигациями Банка России осуществляются в целях связывания свободных денежных средств.

59. Организация безналичного платёжного оборота.

Безналичный денежный оборот – часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путём перечисления платежей по банковским счетам.

В безналичном порядке в соответствии со ст. 861 ГК РФ производятся расчёты между юридическими лицами, а также расчёты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Вместе с тем в ограниченных размерах расчёты могут производиться также и наличными деньгами. Предельный размер таких расчётов установлен в сумме 10 тыс. рублей по одному платежу.

Безналичные расчёты – это расчёты путём перевода банками средств по счетам клиентов на основании расчётных документов в стандартизированной форме, а также путём зачёта взаимных встречных требований.

Организатор безналичных расчётов в РФ, методический центр по разработке правил, форм и сроков расчётов, стандартов платежных документов – Банк России.

Платёжно-расчётная функция коммерческих банков по подсчётам занимает не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

Современная правовая база безналичных расчётов сформировала принципы построения системы безналичных расчетов, характерные для рыночной экономики:

1. Списание денежных средств со счёта клиента производится банком только на основании распоряжения клиента:

§ Путём выписки расчётного документа, содержащего приказ о списании денег со счёта (платёжное поручение, расчётный чек, заявление на открытие аккредитива);

§ В форме согласия оплатить (акцептовать) расчётный документ, предъявленный кредитором (платёжное требование).

2. Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчётов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Банку в этом случае отводится только роль посредника в платежах.

3. Срочность платежа означает осуществление расчётов точно в сроки, предусмотренные в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Министерства финансов РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций о выплате зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда. Получатель денежных средств заинтересован в зачислении их на свой счёт не в любое время, а именно в заранее оговоренный, фиксированный срок. Ответственность плательщика за неисполнение денежного обязательства установлена ст.395 ГК РФ. Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счёт не позже следующего операционного дня после получения соответствующего расчётного документа.

4. Обеспеченность платежа. Платёж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счёт плательщика либо наличием у него права на получение кредита. Различают: Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы:

v Постоянные, неснижающиеся остатки средств на счёте клиента;

v Предварительное депонирование средств для предстоящего платежа (например, при расчётах по аккредитиву);

v Право на получение кредита (например, в форме «овердрафта» по расчётному или текущему счёту).

Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито-и платёжеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.

60. Формы безналичных расчётов

Форма расчётов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Положением о безналичных расчётах в РФ от 3 октября 2002 г.№2-П предусматриваются следующие формы безналичных расчётов:

q расчёты платёжными поручениями;

q расчёты по аккредитиву;

q расчёты чеками;

q расчёты по инкассо.

Формы безналичных расчётов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых с контрагентами. Взаимные претензии по расчётам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном порядке без участия банков.

Расчётный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платёжного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счёта плательщика и перечисление на счёт, указанный получателем средств (взыскателем).

1. РАСЧЁТЫ ПЛАТЁЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.

Платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определенную денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Расчёты пл/поручениями – самая распространённая форма безналичных расчётов (95%), так как имеет ряд достоинств:

- Простой и быстрый документооборот;

- Возможность использовать их при нетоварных платежах;

- Возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг.

2. РАСЧЁТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним соответствующих документов или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Аккредитив предназначен для расчётов с одним получателем средств.

Аккредитивы бывают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные.

«-»Аккредитива: трудоёмкость, сложный документооборот, высокая стоимость услуг для клиентов, отвлечение оборотного капитала плательщика в связи с предварительным депонированием средств.

«+»Аккредитива: поставщику гарантирован платёж, а для покупателя эта форма расчётов более предпочтительна, чем предварительная оплата пл/поручением, так как его денежные средства не уходят из банковского оборота и будут ему возвращены при невыполнении контрагентом условий аккредитива.

3. РАСЧЁТЫ ЧЕКАМИ.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.

Из «+» можно выделить то, что в отличие от расчётов пл/поручениями чек передаётся плательщиком (чекодателем) непосредственно поставщику в момент совершения хозяйственной операции.

Различают чеки именные и ордерные (переводные).

4. РАСЧЁТЫ ПО ИНКАССО.

Расчёты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчёты по инкассо осуществляются на основании платёжных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

61. Расчётные и текущие счета.

Для осуществления операций по основной текущей деятельности путём безналичных расчётов банки открывают своим клиентам банковский счёт – расчётный или текущий.

Расчётные счета открываются:

1. коммерческим предприятиям и организациям, то есть юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (хозяйственные общества, ООО, ОДО, АО, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

2. Гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

3. Финансовым организациям, то есть организациям, деятельность которых в основном связана с деньгами, с предоставлением услуг финансового характера, аккумулированием и перераспределением капитала (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые компании, фондовые и валютные биржи, брокерские организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды).

Владелец расчётного счёта имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другие операции, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью.

Текущие счета открываются всем тем, кому не может быть открыт расчётный счёт, в частности:

1. Некоммерческим организациям (в форме общественных, религиозных организаций, фондов, партнёрств);

2. Обособленным подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица с режимом использования средств, исходя из полномочий филиала или представительства;

3. Учреждениям и организациям, состоящим на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Самостоятельность владельца текущего счёта существенно ограничена по сравнению с владельцем расчётного счёта. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности владельца счёта согласно его учредительным документам.

Клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчётных, депозитных и иных счетов в любой валюте. Открытие расчётного счёта в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счёта, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счёту.

При недостаточности денежных средств на счёте для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряет право распоряжаться средствами, поступающими на счёт. Тогда списание денежных средств со счёта осуществляется по мере их поступления в установленной законом очерёдности.

62. Расчёты пластиковыми картами.

Расчёты с использованием наличных денег очень дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам по следующим причинам:

1. необходимость выпуска в обращение новых купюр;

2. обмен старых купюр;

3. содержание большого количества персонала;

4. неудобство и потери времени рядовых клиентов.

Создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчётов – один из перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота.

С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчётов с помощью специальных банковских карточек.

Банковская карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счёту, в том числе произведение безналичных расчётов и получение соответствующих денежных сумм со счёта. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счёту, устанавливаются законом или договором между держателем и эмитентом банковской карты.

Владелец пластиковой карты получает возможность:

¨ круглосуточного доступа ко всей сумме средств на своём счёте;

¨ расплачиваться за товары и услуги, получать наличные в любой стране мира;

¨ бронировать места в отелях, брать на прокат автомобили;

¨ иметь «семейный счёт», оформив одну или несколько дополнительных карт для членов семьи, ближайших родственников;

¨ не декларировать средства, находящиеся на счёте, при выезде за рубеж;

¨ в случае утраты/кражи карты заблокировать её в любое время суток;

¨ оперативно получать информацию о совершенных операциях.

Классификация карт с финансовой точки зрения:

1. Кредитные карты, которые используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счёт кредита, предоставленного клиенту банком или специализированной сервисной компанией. К потенциальным владельцам предъявляются достаточно жёсткие требования в отношении их кредитоспособности.

2. Дебетовые карты (карточка наличных денег, карточка активов), которые используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банковских автоматах путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на карте. В отличие от кредитных карт они не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счёте. Дебетовая карта наиболее распространена в России.

Выделяют также:

1. Индивидуальные карты. Позволяют её держателю распоряжаться денежными средствами, учитываемыми на картсчёте физического лица.

2. Корпоративные карты. Позволяют её держателю, уполномоченному сотруднику юридического лица, распоряжаться денежными средствами, находящимися на картсчёте юридического лица.

С технологической точки зрения:

1. Карточки с магнитной полосой. Информация на магнитных полосках носит статический характер: однажды записанная, она не меняется со временем. Поэтому при каждом расчёте приходится связываться с центром авторизации, который производит операцию идентификации карточки, чтобы подтвердить наличие средств на счету клиента и разрешить операцию оплаты на ту или иную сумму. (авторизация – проверка возможности совершения операции с помощью пластиковой карты – не числится ли карточка в списке украденных или аннулированных, достаточно ли денег на счёте, не превышен ли кредитный лимит);

2. Карточки со встроенной микросхемой, смарт-карты. Проведение любой операции с использованием смарт-карты требует от владельца набора личного пароля, который записан на самой карте, а значит, не требуется процедура доступа к центрам авторизации. Информационные возможности смарт-карт шире, чем карт с магнитной полосой. Они обладают возможностью оперативного обновления данных в памяти микропроцессора, а также гораздо более надёжнее, поэтому имеют относительно высокую стоимость.

По эмитентам:

1. Банковские (универсальные) карточки, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;

2. Частные карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчётов в торговой и сервисной сети данной компании.

В системах банковских карточек выделяют:

v Банк-эмитент, который выпустил и выдал пластиковую карту, обслуживает владельцев карточек, открывает им специальные счета;

v Банк-эквайр, который предоставляет комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.

14 бюджетная система и бюджетное устройство Бюджетная система - это совокупность всех бюд-

жетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государ-

ственным устройством. В унитарных государствах

бюджетная система включает два звена:

1) государственный бюджет;

2) многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная сис-

тема состоит из трех звеньев:

1) государственный бюджет, или федеральный бюд-

жет, или бюджет центрального правительства;

2) бюджеты членов федерации (штатов - в США, зе-

мель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде,

субъектов Федерации - в России;

3) местные бюджеты.В унитарных государствах местные бюджеты своимидоходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет. Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает:

1) республиканский (федеральный) бюджет;

2) 21 республиканский бюджет в составе Российской

Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, го-

родские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга,

10 окружных бюджетов автономных округов, бюд-

жет автономной Еврейской области;

3) около 29 тысяч местных бюджетов (городских, рай-

онных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не

входят своими доходами и расходами в бюджеты выстоящих уровнях. Бюджетное устройство в Российской Федерацииосновывается на принципах:

1) единства;2) полноты;3) реальности;4) гласности;

5) самостоятельности всех бюджетов, входящих в го-

сударственную бюджетную систему.Единство бюджетной системы обеспечивается еди-

ной правовой базой, использованием единой бюджет-

ной классификации и форм бюджетной документации,

согласованными принципами бюджетного процесса,

единой социально-экономической и налоговой полити-

кой. Принцип полноты означает, что в каждом звене

бюджетной системы доходы и расходы должны отра-

жаться в их полном объеме. Реальность означает прав-

дивость бюджетных показателей. Принцип гласности

требует публикации утвержденных бюджетов, а также

отчетов об их исполнении, сводного отчета консолиди-

рованного бюджета РФ и территорий, а также Бюджетно-

го послания Президента РФ. Самостоятельность бюдже-

тов обеспечивается наличием собственных источников

доходов и правом определять направления их использо-

вания. К собственным источникам доходов относятся

закрепленные законом доходные источники для каждого

уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам,

дополнительные источники, устанавливаемые самостоя-

тельно представительными органами субъектов Феде-

рации и местными самоуправлениями.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъек-

тов Федерации, т. е. бюджетов национально-госу-

дарственных и административно-территориальных

образований, образует понятие «Консолидированный

бюджет» РФ, Этот бюджет используется для анализа

показателей бюджетной системы. Консолидирован-

ный бюджет не утверждается законодательным ор-

ганом власти.

Наши рекомендации