Структура финансового механизма

Структура финансового механизма - student2.ru

Финансовые рычаги (инструменты): понятие, перечень.

Финансовые рычаги – финансовые обязательства и права, обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме.

Перечень: доходы, расходы, прибыль, цена, амортизационные отчисления, налог, пошлина, паи, страховой взнос, страховая премия, валютный курс, депозит, дисконт, вклад, инвестиции, кредит, фонд, процент.

Финансовые методы: понятие, перечень.

Финансовые методы – способы использования одного или нескольких финансовых рычагов.

Перечень: финансирование, кредитование, налогообложение, страхование, самофинансирование, аренда, лизинг, бюджетирование, фондообразование, факторинг, залоговые операции, валютные операции, платежи и расчеты.

15.Финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо.

16. Кредитование – предоставление активов (денежных средств, товаров, ценных бумаг) на условии возврата на определенный срок и под определенный процент.

17. Инвестирование– осуществление инвестиций, вложение инвестором средств во что-либо.

18. Самофинансирование– обеспечение развития предприятия за счет их собственных средств.

19. Налогообложение– законодательно установленный порядок взимания налогов.

20.Аренда – имущественный наем, договор, по которому арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение – арендную плату.

21. Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

22. Нормативно-правовое обеспечение – конституция, кодексы, законы, указы президента, постановления правительства, приказы, инструкции, письма, телеграммы, нормативные документы по организации: устав юридического лица, приказы, распоряжения субъекта управления.

23. Информационное обеспечение – информация о внешней среде, о конъюнктуре финансовых рынков, статистическая, научно-техническая.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

24. Финансовая политика – совокупность принципов, методов, инструментов, на основании которых обеспечивается формирование фондов финансовых ресурсов и их расходование для обеспечения социально-экономической политики государства (воспроизводства государства). Разработка финансовой политики осуществляется законодательной и исполнительной властью. Главной задачей финансовой политики является определение способов рациональной организации деятельности финансового механизма с целью достижения выбранных параметров социально-экономического развития и гармонизация финансовых интересов субъектов экономики.

25. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства.

Финансовая политика с одной стороны является частью социально-экономической политики, поскольку обеспечивает ее реализацию, а с другой стороны, финансовая политика разрабатывается по своим особым правилам, поскольку ориентирована на специфический объект – финансы. В России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях ФС определяет основные направления на год и на среднесрочную перспективу. Правительство должно действовать в рамках этого послания с целью его реализации. Финансовая политика (политика доходов и з/платы) непосредственно связана с социальной (занятость, образование, жилье, культура) и экономической (инновации, внешняя экономика, отраслевая экономика) политикой.

26. Содержание и структура финансовой политики.

Финансовая политика с одной стороны является частью социально-экономической политики, поскольку обеспечивает ее реализацию, а с другой стороны, финансовая политика разрабатывается по своим особым правилам, поскольку ориентирована на специфический объект – финансы. В России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях ФС определяет основные направления на год и на среднесрочную перспективу. Правительство должно действовать в рамках этого послания с целью его реализации.

Структура финансового механизма - student2.ru

27. Бюджетная политика – совокупность решений, осуществляющих органами законодательной и исполнительной власти и связанных с определением направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных мер по их использованию в интересах государства и общества.

28. Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

29. Таможенная политика – совокупность мероприятий по взиманию косвенных налогов с товаров, провозимых через национальную таможенную границу.

Таможенные пошлины, как косвенный налог, подразделяется на:

фискальные, взимаемые с целью получения дополнительных бюджетных доходов; протекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые, защищающие внутренний рынок от ввоза товаров по ценам ниже мировых; компенсационные для снижения конкурентоспособности ввозимых товаров; специальные, ответные на дискриминационные меры или недобросовестную конкуренцию

30. Акцизная политика – это совокупность мер косвенного налогообложения юридических лиц с целью регулирования потребления отдельных видов товаров, получения дополнительных доходов бюджета за счет товаров роскоши, а также для других целей.

31. Ценовая политика – совокупность мероприятий государства по регулированию цен и установлению ценовых пропорций в экономике с целью обеспечения социально-экономического развития и роста.

Выделяют формы:

• Контроль цен при антимонопольном регулировании

• Установление прямых правил ценообразования

• Установление учетной ставки

• Установление МРОТ

• Налогообложение

32. Денежно-кредитная политика – это проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.

33. Денежная политика – это совокупность мероприятий по обеспечению необходимыми денежными средствами экономического роста страны.

34. Эмиссионная политика – это часть денежной политики, совокупность мероприятий, направленных на регулирование объема денежной массы в экономике с целью обеспечения ее денежными средствами и обеспечением устойчивого развития.

35. Валютная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере валютных отношений с целью обеспечения устойчивого экономического роста и экономической безопасности.

36. Кредитная политика – это совокупность мероприятий по управлению объемами кредитов и уровнем процентных ставок, регулированию рынков ссудных капиталов.

Кредитная политика на макроуровне направлена на расширение кредита или сокращение кредита.

37. Инвестиционная политика – это совокупность мероприятии по формированию финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

38. Финансовое прогнозирование – это вид управленческой деятельности, связанный с определением желательных параметров развития финансовой системы и возможных траекторий, способов, последовательности действий их достижения.

39. Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, научно обоснованный процесс определения:

• Потребности в финансовых ресурсах

• Источника финансовых ресурсов

• Их методов мобилизации

• Объема аккумулирования финансовых ресурсов

• Их способов и условий использования

40. Основания финансового планирования.

Финансовое планирование основывается на:

• использовании финансовых долгосрочных нормативов (ставки налогов и платежей, ставка рефинансирования, ставка доходности, рентабельности);

• выборе оптимального варианта финансового развития;

• использовании экономико-математических методов для оптимально выбранных параметров и принятых решений;

• выборе периода планирования, позволяющего получить в оценке высокие степени вероятности.

41. Финансовое программирование – метод финансового планирования, предполагаемый программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Выбор варианта программы зависит от ресурсных факторов. Учитывается: масштабы, сложность, значение достижения цели, ожидаемый эффект, возможные потери.

42. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.

Финансовое прогнозирование отлично от финансового планирования: горизонтом, степенью детализации, преобладанием экспертных оценок, многовариантностью разработок.

43. Баланс финансовых ресурсов– документ, разработанный министерством экономического развития и торговли и министерством финансов. В нем отражается формирование и использование ресурсов планируемых на основе: бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, ссудных фондов, денежных фондов предприятия и организации, денежных средств граждан.

44. Баланс денежных доходов и расходовнепосредственно связан с БФР. Разрабатывается министерством экономического развития и торговли, министерством финансов, ЦБ. В нем отражается движение денежных средств в наличной и безналичной форме: заработная плата, пенсии, пособия, доходы от индивидуальной деятельности. Данный баланс определяет пропорции между доходами и расходами, отражает соотношение между заработной платой и пенсией, показывает рост объемов товарного предложения.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

45. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке хозяйственных и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления финансовых ресурсов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.

Целями финансового контроля является: обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности, предупреждение расточительности и хозяйственности, выявление факторов хищения и злоупотребления.

46. Субъективный состав финансового контроля: государственный (налоговый, таможенный, казначейский, бюджетно-финансовый, валютный), аудиторский, банковский, общественный.

47. Внешний финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый в соответствии с законом или обычаями делового оборота с целью определения финансового состояния субъекта хозяйствования, соответствие его финансовых решений определенным правилам.

48. Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности действий в сфере формирования и использования финансовых ресурсов.

Виды государственного контроля:

1) Налоговый

2) Таможенный Казначейский

3) Бюджетно-финансовый

4) Валютный

49. Задачи государственного финансового контроля:

1) Проверка законности, своевременности и полноты образования и использования фондов государственных финансовых ресурсов

2) Проверка выполнения международных финансовых обязательств государства

3) Экспертиза проекта федерального бюджета

50. Органы государственного финансового контроля:

1) Государственный бюджетные и внебюджетные фонды

2) Предприятия, организации, учреждения финансируемые за счет бюджетных средств

3) Государственные предприятия и учреждения

4) Субъекты экономики в сфере управления налогами

51. Основные принципы государственного финансового контроля:

1) Независимость контроля

2) Объективность и компетентность

3) Гласность

4) Результативность

5) Четкость и логичность предъявляемых контрольных требований

6) Обоснованность и доказательность информации приведенной в актах проверок и ревизии.

7) Превентивность

8) Презумпция невиновности

9) Согласованность действий других контролирующих органов

52. Внутренний финансовый контроль – независимая деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, осуществляемой в собственных интересах.

Особенности:

• Организуется по решению руководства организации

• Проводится внутри организации ее сотрудниками

• Информация, как правило, предназначена для управленческого персонала

• Внутренний контроль финансируется за счет собственных средств организации

Наши рекомендации