Блоки финансового механизма

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

· Организация финансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

· Координация (лат. соре + ordinatio — расположение в порядке) в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация, обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.

· Регулирование (лат. regulate — подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом механизме означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

· Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

· Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.

Элементы финансового механизма предприятия.

В структуру финансового механизма входят шесть взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые рычаги и инструменты, финансовые методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Блок «Инвестиции»

1. Сущность и экономическое содержание инвестиций.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Инвестиции – (анг.Вкладывать)это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов. Инвестиции относятся к числу важнейших категорий как на макро-, так и на микроуровне. Они, в конечном счете, определяют социально-экономическое состояние экономики. В Законе РСФСР от 26 июня1991 г. №265 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее- Закон об инвестиционной деятельности) под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения прибыли(дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиции в соответствии с этим законом могут осуществляться в денежной и материальной форме, в форме имущественных прав и иных ценностей. Инвестиции- это все виды ресурсов(ценностей), вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли(дохода) и(или) получения положительного эффекта(социального, экономического и др.). В качестве подобных ценностей могут выступать денежные средства, движимое и недвижимое имущество, объекты авторского права, лицензии, патенты, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности, права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом. Источником прироста капитала, побудительным мотивом и качественным признаком осуществления инвестиций является получение прибыли. К наиболее значимым факторам, влияющим на инвестиционную активность и объем инвестиций в экономике, относятся:

1. ожидаемая норма прибыли;

2. доля сбережений в доходах;

3. ставка ссудного процента;

4. предполагаемый темп инфляции.

Следует отметить, что до 1991 г. (год принятия Закона об инвестиционной деятельности) вместо понятия инвестиций использовался термин«капитальные вложения». Таким образом, капитальные вложения являются составной частью инвестиций. Это есть не что иное, как инвестиции в создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские разработки и др.

2. Классификация инвестиций.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционнойдеятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)Разнообразие экономических отношений, которое присуще инвестиционному процессу, предопределяет необходимость классифицировать инвестиции. Все инвестиции по признаку назначения делятся на три основные группы: финансовые, реальные, инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции - это вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, дающие право на получение доходов от собственности, а также банковские депозиты. В современных условиях одним из основных видов финансовых инвестиций являются портфельные инвестиции - вложение капитала в группу проектов, например приобретение ценных бумаг предприятий. Формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем является главной задачей инвестора, осуществляемой посредством операций купли - продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Реальные (прямые) инвестиции - долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства. Это - вложение капитала частных фирм или государства в производство продукции и предполагает образование реального капитала (здания, сооружения, товарно - материальные запасы и др.). Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода это инвестици, т. е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно объединить в следующие основные группы: инвестиции в повышение эффективности; инвестиции в расширение производства.; инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которым они сопряжены.

Реальные (производственные) инвестиции можно подразделить на следующие виды: направляемые на новое строительство, на расширение производственных мощностей, на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства и возмещение выбывшего оборудования, зданий и сооружений (поддержание мощности). На решение предприятия по формированию плана капитальных работ влияют такие факторы, как наличие свободных финансовых ресурсов, технические характеристики активной части основных фондов, выбранная долгосрочная программа стратегического развития предприятия, структура рынков сбыта продукции и т. д.

Понятие “нематериальные активы” недавно вошло в употребление нашей экономической наукой. К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объектов смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и д.р. ; из патентов на изобретения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование; из прав на “ноу-хау” и д. р.Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

По признаку направленности действий инвестиции можно представить следующими группами: начальные инвестиции, т. е. осуществляемые на основании проекта при создании или покупке предприятия; экстенсивные инвестиции, направляемые на увеличение производственного потенциала; ренивестиции - образовавшиеся свободные инвестиционные ресурсы, направляемые на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания рациональной структуры основных фондов предприятия и выживания предприятия в перспективе.

С точки зрения субъекта инвестирования все инвестиции можно разделить на государственные и частные.

Государственные инвестиции в основном должны направляться на цели здравоохранения, культуры, фундаментальные научные исследования, цели обороны, приоритетного финансирования отраслей и видов производств для структурного регулирования экономики.

Частные инвестиции направляются в те отрасли и на предприятия, где имеются лучшие условия получения прибыли. Источником финансирования частных инвестиций являются собственные средства предприятий в виде нераспределённой прибыли, амортизационного фонда; привлечённые средства: средства от реализации ценных бумаг, кредиты и займы. Государственные инвестиции финансируются из федерального, республиканского, местного бюджетов, формируются за счёт налоговых поступлений, прибыли государственных предприятий различных уровней (собственные средства) или за счёт выпуска облигаций внутренних и внешних займов (привлечённые средства). В западных странах основная часть реальных инвестиций приходится на частные инвестиции, однако государство также активно участвует в инвестировании, вкладывая капитал в государственный сектор, предоставляя кредиты, субсидии, осуществляя политику экономического регулирования.

3. Характеристика источников финансирования инвестиций.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов. Инвестиционные ресурсы представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обусловливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования, к внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы. Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При классификации источников инвестирования необходимо также учитывать специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы.

На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия, внешними - государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

Система финансового обеспечения инвестиционной деятельности предприятий базируется на определенных источниках ее финансиро­вания. Под источником средств понимают конкретный вид финансовых ре­сурсов, который позволяет осуществлять сам процесс капитальных вло­жений. На практике разделяют источники и методы их финансирования. Методы финансирования включают различные способы предоставле­ния средств, благодаря которым образуются финансовые источники и реализуются инвестиционные проекты.

4. Содержание и принципы инвестиционной деятельности.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Инвестиционная деятельность предприятия – вложение инвестиций, т. е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений: затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Для достижения более высокой эффективности вложений руководство предприятия обязано учитывать базовые принципы инвестирования.

1. Принцип предельной эффективности инвестирования. Каждое предприятие стремится к получению максимальной прибыли, организовывая производство таким образом, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход будет превышать издержки производства и оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержек производства.

2. Принцип «замазки». Инвестирование подобно работе с замазкой: свобода принятия решений сменяется все большей несвободой в ходе их реализации. Предприятие вправе принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать его или производить самому, какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и под какие проценты. Но после совершения всех эти операций назад вернуться сложно. Для того чтобы это оборудование окупилось, его необходимо эксплуатировать в течение определенного периода времени, выплачивая при этом кредит и проценты по нему. Однако у предприятия может быть и другой вариант действий: оно может перепродать купленное оборудование.

3. Принцип адаптационных издержек, т. е. издержек, связанных с адаптацией к новой инвестиционной среде. Потеря времени рассматривается как потеря дохода. Любая адаптация имеет свои издержки. Плата за адаптацию – резкое снижение текущей доходности. Поэтому адаптационные издержки необходимо включить в расчет цены, по которой предприятие будет продавать новую продукцию. Чем больше эта цена превышает цену производства, тем предпочтительнее данный вариант вложения капитала. Существует закономерность: чем больше спрос на продукцию, тем больше адаптационные издержки, которые предприятие может себе позволить.

Принцип мультипликатора (множителя). Мультипликатор выражает реально существующую зависимость между отраслями, характеризует эти связи количественно. Мультипликатор дает возможность заранее узнать время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить невыгодное инвестирование и заняться новым бизнесом заблаговременно, опережая конъюнктуру. Эффект мультипликатора ослабевает по мере удаления от отрасли – генератора спроса и доходности. Кроме того, эффект мультипликатора затухает и во времени. Генерирующей может стать другая отрасль, что означает необходимость корректировки стратегии инвестирования.

5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке форме.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходови решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

─ контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

─ экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

• установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противо-речащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;

• прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

─ размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

─ выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

─ проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1. установочную (целеполагающую);
2. мобилизующую;
3. стимулирующую;
4. контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизирующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач.

К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1. она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2. ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3. использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением. На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложных процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

6. Этапы инвестиционного процесса.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Процесс инвестирования представляет собой последовательность определенных этапов инвестиционного процесса, некоторых необходимых операций по осуществлению инвестиционной деятельности предприятия. Течение процесса инвестирования напрямую зависит от выбранного объекта инвестирования и конкретного вида самого инвестирования. Инвестирование и все этапы инвестиционного процесса связаны непосредственно с долгосрочными вложениями средств с целью получения в дальнейшем прибыли, поэтому сущность данных вложений в преобразовании заемных или собственных средств инвестора в активы, которые могут при длительном использовании создать совершенно новую стоимость. В инвестиционной деятельности существует три основных этапа инвестиционного процесса.

Первый – подготовительный этап – заключается в принятии решения об инвестировании в рамках целей данного инвестирования. Далее необходимо определить направление процесса инвестирования и выбрать подходящие для инвестирования объекты. После выбора объекта инвестирования происходит заключение договора.

Второй этап процесса инвестирования предусматривает осуществление самих инвестиций по определенной форме путем заключения конкретных договоров. Это могут быть договоры о передаче имущества, договоры о выполнении определенных работ или оказании необходимых услуг, иные правовые и гражданские договоры. Завершается этот этап инвестиционного процесса непосредственным созданием объекта инвестиционной деятельности.

Третий этап инвестирования является эксплуатационным, он непосредственно связан с эксплуатацией созданного инвестиционного объекта. На данном этапе организуется производство продукции, оказание услуг, выполнение необходимых работ. Кроме этого в обязательном порядке создается маркетинговая система и система сбыта готовой продукции. В течение данного этапа инвестиционного процесса происходит компенсация вложенных инвестиционных средств, генерируются доходы от вложенного капитала. Именно этот этап является завершающим по срокам окупаемости вложенных инвестиций.

7. Понятие и элементы инвестиционного механизма.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

В широком смыслефинансовыймеханизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

· финансовое планирование и прогнозирование;

· финансовые показатели, нормативы и лимиты;

· управление финансами;

· финансовые рычаги и стимулы;

· финансовый контроль

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм. В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:

· финансовые методы;

· финансовые рычаги;

· правовое обеспечение;

· нормативное обеспечение;

· информационное обеспечение.

Рассмотрим подробнее данные элементы.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения. Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

· Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

· Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

· Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

· Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.

· Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

· Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.

· Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

· Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

· Цену.

· Процент.

· Прибыль.

· Амортизационные отчисления.

· Чистый денежный поток.

· Дивиденды.

· Синергизм.

· Пени, штрафы, неустойки.

· Прочие экономические рычаги.

· Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

· Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

· Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

· Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

· Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

· Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

· Прочие виды финансовых инструментов.

На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

8. Финансовые инвестиции: понятие, особенности и формы реализации.

(ФЗ от 25.02.99 №39-ФЗ(СТ1) «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап.вложений»)

Финансовые инвестиции рассматриваются как активная форма эффективного использования временно свободного капитала или как инструмент реализации стратегических целей, связанных с диверсификацией операционной деятельности предприятия.

Осуществление финансовых

Наши рекомендации