Финансово-кредитный механизм, как важнейшая составная часть финансовой политики.
Для реализации финансовой политики используется финансово-кредитный механизм, который представляет собой часть хозяйственного механизма.
Финансово-кредитный механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых государством для обеспечения благоприятных условий для социального и экономического развития общества. С его помощью осуществляется вся деятельность государства в области финансов.
Структура ФКМ:
1) ФКМ,как система организации финансовых отношений, представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
В данном случае, структуру финансового механизма образуют различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений:
– состав и виды звеньев финансовой системы;
– формы взаимосвязи между звеньями;
– способы организации всех звеньев финансовой системы (например, организация бюджетной системы и т.д., включая рынок ЦБ);
– методы организации контроля во всех звеньях финансовой системы;
– обеспечивающие работу звеньев подсистемы (кадровая, правовая, нормативная, информационная, техническая, программная).
2) Финансовые отношения материализуются в финансовых ресурсах. С этих позиций ФКМпредставляет собойсистему организации, планирования и использования финансовых ресурсов и способы их количественного определения.
В этом случае структуру ФКМ образуют следующие элементы:
– формы образования финансовых ресурсов;
– методы формирования финансовых ресурсов;
– методы контроля использования финансовых ресурсов;
– разнообразные финансовые инструменты и приемы;
– система законодательных и нормативных актов, которые применяются при формировании и использовании финансовых ресурсов;
– и т.д.
При этом финансовый механизм отличается различной степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, разнообразных направлений использования средств и методов финансирования.
Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, например, установления ставок налогов и норм изъятия, объемов фондов, уровня расходов и т.д.
Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма,т.к. чаще всего подвергаются корректировке.
Использование финансово-кредитного механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами.
Виды ФКМ:
1) директивный – относится к тем финансовым отношениям, которые регулируются государством.
Характеризуется тем, что государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений; данная система финансовых отношений является обязательной для всех его участников.
В сферу директивного ФКМ включаются: налоги; расходы бюджета; бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса и т.д.
2) регулирующий – охватывает отношения, складывающиеся на внутрихозяйственном уровне на не государственных предприятиях.
Он определяет финансовые отношения, не затрагивающие непосредственно интересы государства и предусматривает установление только основных правил. Например, формирование и использование фондов на предприятиях.
Финансово-кредитный механизм является наиболее изменчивой динамичной частью финансовой политики. Это связано с тем, что он должен адекватно реагировать на изменение тактических задач, отражать особенности текущей экономической обстановки. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации его целей и задач и эффективности финансовой политики.
Это можно проследить на примере нашей страны. С началом перестройки в нашей стране произошли существенные изменения в финансово-кредитном механизме,которые свелись к следующему:
– создание двухуровневой банковской системы;
– демонополизация страхового дела;
– создание системы внебюджетных фондов;
– изменение бюджетной системы в сторону роста значения и самостоятельности местных бюджетов;
– изменение системы финансирования хозяйствующих субъектов (организаций);
– изменение системы налогообложения (физических и юридических лиц).