Управление факторами роста экономической рентабельности организации.

Рентабельность компании означает ее способность к выживанию на рынке и продолжению привлечения акционерного капитала и заемных средств. В системе показателей рентабельности можно выделить : 1) показатели, связанные с рентабельностью производства продукции ( рентабельность продаж, рентабельность затрат на реализованную продукцию ), 2) показатели, связанные с рентабельностью имущества ( активов), 3) показатели, связанные с рентабельностью вложенного капитала.

Анализ:

1) Рентабельность продаж - это отношение прибыли, полученной за определенный период времени , к выручке от реализации.

Рп = П / Вр, где

Рп - рентабельность продаж, П - прибыль, Вр - выручка от реализации.

2) Рентабельность активов в общем виде определяет эффективность вложения ресурсов в данное предприятие . Это отношение прибыли к стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия. Анализ показателей рентабельности активов осуществляется по данным форм N 4, N 2 бухгалтерской и формы N 11 статистической отчетности.

При этом и прибыль, и активы должны выражаться в сопоставимых ценах.Поскольку прибыль формируется весь год, а активы фигурируют в балансе только как остаток на конец периода, целесообразно в данной формуле рассчитывать сумму активов в знаменателе (А) как среднегодовую :

А = (Активы на нач.года + Активы на конец года) * 0,5.

Ра чп = ЧП / Активы

3) Рентабельность капитала - это отношение прибыли к инвестированному капиталу. Оно выражает не только эффективность функционирования капитала, но также и выбранный способ финансирования. Предприятие может иметь более высокую прибыльность, чем его конкурент, но и относительно больший объем инвестированного капитала.

В принципе рентабельность капитала , как и рентабельность активов, наиболее целесообразно оценивать по чистой прибыли, так как вложенный капитал участвует как в основной деятельности, так и в операционной и внереализационных операциях.

Р ск = ЧП / СК сред

Рзк = Рк – Рск

На основании факторного анализа можно рассмотреть резервы роста рентабельности предприятия. Для этого надо соотнести достигнутую прибыль с максимально возможной для достижения:

РПР=Рвозм-Рфакт=(Пфакт+РПП общ)/(Выр возм*С возм)-Пфакт/Сфакт,

где Рвозм и Рфакт - возможная и фактическая рентабельность, С возм и Сфакт - соответственно возможная (с учетом резервов снижения) и фактическая себестоимость.

Говоря о резервах роста рентабельности, необходимо сказать о так называемом эффекте финансового рычага. Его действие проявляется в том, что при прочих равных условиях рентабельность капитала тем выше, чем меньше его сумма. Поэтому при замещении части собственного капитала заемными средствами рентабельность собственного капитала повышается, если предприятие приносит большую прибыль , чем цена заемного капитала .

Таким образом, несмотря на платность заемных средств, происходит приращение к рентабельности:

Рск = Рк + ЗК/СК (Рк - Рзк), где

Рк , Рск, Рзк - рентабельность соответственно собственного, совокупного и заемного капитала, а ЗК и СК - сумма заемного и собственного капитала

При этом часть этой формулы ( Рк - Рзк) называется дифференциалом финансового рычага ( он не должен быть отрицательным) , а соотношение ЗК/СК - плечом рычага, характеризующим силу его воздействия . Наращивание заемных средств увеличивает плечо рычага, но уменьшает дифференциал.

Из-за неиспользования действия финансового рычага предприятие, использующее только собственные средства, не имеет возможности маневрировать их рентабельностью в зависимости от величины заемных средств и процентной ставки. Дополнительный эффект дает то, что проценты по кредитам подлежат льготе по налогу на прибыль ( в размере ставки Центрального банка + 3 пункта) , поэтому при использовании заемного капитала рентабельность собственного капитала повышается еще и за счет увеличения числителя в этом показателе (чистой прибыли).

Ограничение возможностей использования финансового рычага : предприятие не может безгранично увеличивать краткосрочную задолженность, так как это может отрицательно сказаться на его текущей ликвидности, при том, что коэффициент текущей ликвидности установлен нормативно . Поэтому, если у предприятия есть возможность широко использовать заемные средства, лучше пользоваться долгосрочными займами, чем краткосрочными. Однако в настоящих условиях такая рекомендация носит в основном теоретический характер: долгосрочные кредиты и займы, как правило, предоставляются предприятиям в очень ограниченных размерах, а чаще вообще не предоставляются.

Наши рекомендации