Экономическая сущность бюджета.
Бюджет - это роспись доходов и расходов, центральный финансовый план государства. Особенность планирования:1) составляется на 1 год. Сегодня впервые идет разработка плана на 3 года (2008-2010г.) 2) план принимается в виде закона.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ включает: 1. Классификацию доходов бюджетов РФ; 2. Классификацию расходов бюджетов РФ.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественного назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Государственный кредит.
Гос. кредит – это когда государство присутствует в кредитных отношениях или в виде кредитора, или заемщика. В кредитных отношениях государство может быть кредитором или заемщиком.
3 варианта гос.кредита: 1) государство-должник, одалживает для покрытия дефицита бюджета. Основная форма – долговые обязательства, ценные бумаги. 2) государство-кредитор, когда государство поддерживает малорентабельные, но крайне необходимые отрасли 3) государство-гарант, когда гарантируется возврат кредита муниципальных властей или компаний. А потому государство из бюджета возвращает эти кредиты. Государство не заинтересовано в таких способах финансирования, но иногда вынуждено это делать.
Как экономическая категория гос. кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена фин. системы кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита гос. кредит имеет ряд особенностей, отличающих его. В отличие от налогов он имеет добровольный характер.Если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, то гос кредит – возвратен и имеет платную основу: через опред. Период времени сумма возвращается с процентами. Отличие от банковского кредита: при банк. в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при гос. кредите обеспечение осущ-ся всем имуществом, находящимся в собственности.
Как финансовая категория гос. кредит выполняет функцию финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через рапред. функцию осущ-ся формирование централизованных денежных фондов государства и их использование. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок, на производство и занятость. Сознательно используя гос. кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную фин. политику.