Управление финансами на макроуровне.

Финансовую политику проводят органы, которые входят в единую системы управления. Министерство финансов РФ → Министерство фин. республик → Финансовые органы управления в краях, областях, городах федерального подчинения.

I МинФин РФ состоит из: - федеральная налоговая служба, - федеральное казначейство, - федеральная служба по финансовому мониторингу (фин. разведка), - федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. II Федеральная таможенная служба, починяется главе правительства ( с мая 2006г.) Контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин. III Счетная палата. (подробнее см. билеты 7-9)

Федеральная служба по фин. мониторингу.

Начала функционировать 1 фев. 2002г. Осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных фед. органов. Эта служба – гражданский институт, хотя по структуре близок в правоохр. органу. По работе с конфиденциальной информацией – к спецслужбам, а по долгу МИДа призван уполномочивать государство за пределами РФ. Этот орган не имеет права арестовывать или замораживать счета в банках. При нем нет тайных и явных осведомителей. Но этому органу дано право на открытие банковской тайны. Причина: в РФ многие банки создавались специально на легализации преступных доходов. Эта программа занимается поиском отмывателей. Все сообщения шифруются в коммерч. банке по спец. программе. Расшифровка сообщений присходит в ФС по фин. мониторингу. Вся информация помещается в фед. банк данных, просеиваются аналитические управления и аномальные сообщения, которые определяются по критериям, разработанным фин.разведкой, отбираются и с ними работают дальше. По итогам работы материалы передаются либо в МВД, либо таможенные органы, либо налоговые, либо прокуратуру. Служба отслеживает приход этих материалов и принятые решения. В последние годы функции фед. службы расширились, и сегодня туда поступают все сведения о сделках по покупке/продаже недвижимости, ценных бумаг, прочего имущества в суммах, превышающих 3 млн. руб. (более 100.000 $).Кроме того, с этой службой тесно сотрудничают страховщики, владельцы лизинговых компаний, казино, риелторы, адвокаты, нотариусы и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере оказания юр. или бух. услуг. Усилилась функция по выявлению источников терроризма. Эффективность работы фин. разведки - в 2005г. нашла более 700млрд. руб.2006г. – 1 трлн. руб., что = 1/7 части доходов фед. бюджета. Фин.разведка РФ по тем задумкам, которые вложены в ее формирование- это наиболее эффективная разведка в мире, которая должны быть.

Счетная палата.

Создана в 1995г. Функции: 1) организация и проведение оперативного контроля за использованием фед. бюджета в отчетном году 2_ проведение ревизий по разделам и статьям фед. бюджета и бюджета внебюджетных фондов 3) экспертиза проектов фед. бюджета 4) контроль за управлением и обслуживанием гос. долга 5) контроль за эффективностью использования иностр. кредитов 6) контроль за предоставлением гос. кредитов 7) контроль за деятельностью Центробанка. Счетная палата – орган, который принципиально отличается от др. контрольных органов, ибо является субъектом внешнего контроля, т.е. контролирует исполнительную власть от имени и в интересах общества.

Министерство финансов РФ.

МинФин РФ состоит из: - федеральная налоговая служба, - федеральное казначейство, - федеральная служба по финансовому мониторингу (фин. разведка), - федеральная служба фин.-бюджетного надзора и др.

Федеральная налоговая служба: 1) контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах 2) соблюдение валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов 3) гос. регистрация юр. лиц и индивидуальных предпринимателей 4) представление интересов государства и процессе банкротства предприятий и др.

Федеральное казначейство: 1) кассовое использование гос. бюджета. Может предоставлять самостоятельные учреждения (как в Англ.) или входить в МинФин (как в РФ). Создано в 1863г. В 1928г. ликвидировали, в воссоздали в 1992г. С 1928г. по1992г. кассовое обслуживание осуществлял ГосБанк Советского Союза. Казначейство имеет 3х звенную структуру: 1. главное управление фед. казначейства МинФина РФ 2. сеть региональных управлений в субъектах федерации 3. сеть локальных звеньев на уровне районов и городов. Функции: 1) концентрирует на своих счетах все платежные операции фед. бюджета 2) обеспечивает полноту и своевременность перевода средств 3) контролирует правильность и своевременность использования гос. бюджета 4) осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

Федеральная служба по фин. мониторингу. Начала функционировать 1 фев. 2002г. Осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных фед. органов.

Фед. служба надзора. Создана в 2004г. Задача – надзор за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере и контроль за использованием средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов, материальных гос. ценностей на территории РФ и за ее пределами, внутренний контроль и др.

Функции МинФина: 1) разработка мер по фин. и налоговому оптимизированию предпринимательской деятельности 2) определяет потребность в гос. централизованных ресурсах, составляет проект фед. бюджета и прогноз консолидированного бюджета 3) обеспечивает использование фед. бюджета 4) готовит предложения по основным направлениям денежно-кредитной политики совместно с Центробанком 5) осуществляет выпуск гос. внутр. займов 6) обслуживает гос. внутр. долг 7) сотрудничает с международным фин. организациями 8) разрабатывает программу внешних заимствований 9) обеспечивает изготовление гос. знаков, денежных билетов и металлических монет по заявкам ЦБ и др. функции. МинФин – это министерство министерств, т.к. министр финансов распоряжается казной государства, бюджетом, а потому министр финансов должен быть вторым человеком в правительстве.

Расходы на оборону.

В российский бюджет 2007 года запланировано заложить почти 1,5 триллиона рублей расходов по статьям «национальная оборона» и «национальная безопасность» – это примерно 27,8% всех бюджетных расходов. Собственно бюджет Министерства обороны (официально декларируемый) запланирован на уровне 870 млрд. рублей, хотя еще летом речь шла о меньшей сумме – 821 млрд. рублей.

Финансирование военного ведомства за последние годы (согласно официально опубликованным цифрам): 2000 год 146,4 млрд. руб.; 2001 год 214 млрд. руб.; 2002 год 284 млрд. руб.
2003 год 344,325 млрд. руб.; 2004 год 411,5 млрд. руб.; 2005 год 550,1 млрд. руб.; 2006 год 711 млрд. руб.; 2007 год 870 млрд. руб.

Официальные цифры гособоронзаказа: 2002 год – 80 млрд. руб.; 2003 год – 113 млрд. руб.; 2004 год – 148 млрд. руб.; 2005 год – 187 млрд. руб.; 2006 год – 237 млрд. руб.; 2007 год – 302,7 млрд. руб.

Официально считается, что 43% военного бюджета сейчас идет на перевооружение или модернизацию техники, уже стоящей на вооружении, а 57% – на содержание армии и флота, хотя еще в 2002-м на перевооружение шло не более 20% средств Минобороны. В будущем соотношение планируют изменить, направив на закупки и модернизацию вооружений не менее 50% военного бюджета.

Наши рекомендации