Современные проблемы финансовой политики.

Сущность финансов.

Финансы – единственная экономическая наука, центром, изучения которой являются денежные накопления, например, прибыль. Эффективность хозяйствования на любом уровне определяется показателем рентабельности. Рентабельность – это отношение прибыли или к товарообороту, или среднегодовой стоимости фондов, или издержкам. Чем ↑ прибыль, тем ↑ эффективность. В условиях рыночной экономики для управленца на первый план выходят финансово-экономические проблемы, а не производственно-технологические. В условиях рынка фин. стабилизация – это первая задача, которую надо решать для подъема всей экономики. После этого в стране все остальные макроэкономические проблемы решаются автоматически, т.е. после достижения устойчивости нац. Валюты м. добиться: а) роста производства, что и произошло в нашей стране б) проблема утечки капитала зарубеж, характерно для всех стран, переживающих эконом. Кризис. Капитал – самовыражающаяся стоимость. В 2005г. в РФ «прибежало» более 41 млн. $, потому что была достигнута фин. стабилизация.

Финансы возникли в XIIIв. В Италии, означали денежный платеж. В XVIв. Жан Баден назвал финансы «нервами государства». Финансы – наука общественная, экономическая, о производственных отношениях. Финансы – категория историческая, означает, что не вечная, а может существовать при наличии определенных факторов: 1) наличие товарно-денежный отношений 2) наличие государства 3) фин. отношения всегда связаны с имущественными отношениями, затрагивают их. Это отношения между различными собственниками. Субъект этих отношений должен быть всегда владельцем дохода, и только доход позволяет принимать самостоятельные решения. Именно распределяя и тратя свой доход, каждый участник произв. Отношений может реализовать свои потребности. Фин. деятельность всегда связана с риском, и ее неблагоприятный исход предполагает компенсационные процедуры. Финансы – это экономические отношения. К финансам относится только часть эконом. отношений, а именно денежные => финансы – денежные отношения. Однако не все денежные есть финансовые. К фин. относятся только те денежные отношения, которые связаны с формированием и расходованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Фонд означает строго целевое использование средств. Центр. фонды – это те, которыми управляет государство, например, бюджет. Децентр. фонды – это те, которыми управляет хоз. субъект, например, фонд амортизации оборотных средств и т.д. Финансы обязательно предполагают реальное движение денежных средств. Взаимоотношения между финансами и деньгами, это 2 разные экономические категории, у них разные функции (у финансов их 5). Деньги – категория первичная, они существуют независимо от финансов. Финансы - категория вторичная, т.е. без денег они не существуют. Фин. отношения возникают в след. случаях: 1) между государством и хоз. субъектом, предприятия и организации производят платежи в бюджет и некоторые получают ассигнования из бюджета 2) между государством и физ. лицами, когда граждане платят налоги в бюджет и, с другой стороны пользуются бесплатным образованием, здравоохранением и др.3) между хоз. субъектами в процессе их предпринимательской деятельности, т.е. когда производятся расчеты между ними за поставляемую продукцию 4) между организациями (предприятиями) и их работниками при выплате з/п и др. денежных выплатах 5) между организациями (предприятиями) и их владельцами при выплате дивидендов 6) между хоз. субъектами и банками при получении и возвращении кредитов 7) между организациями (предприятиями) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая 8) международные фин. отношения: - между государствами, - фин. организациями, - с частным бизнесом, - с частным инвестором (еврооблигации).

Финансы – это отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения нац. дохода. Фин. отношения пронизывают все сферы эконом. отношений пассивно или активно воздействуя на экономику, а потому играют роль регулятора эконом. развития.

Общие финансы: 1) чистые финансы, т.е. безвозвратное предоставление средств, т.е. финансирование 2) кредит, т.е. возвратное предоставление средств. Различают и их конечные цели: финансы реализуют конечные доходы, а кредит увеличивает исходную сумму доходов. Фин. и кредитные отношения тесно зависят друг от друга, они тесно взаимодействуют и взаимопроникновенны. Фин. ресурсы – это та часть денежных средств, доходов, которая остается после возмещения расходов и направляется на расширение производства, на эконом. стимулирование и на отчисления и бюджет, т.е. это та часть, которая м.б. использована владельцем по его усмотрению, эта часть является объектом налогообложения.

Функции финансов.

1) Воспроизводственная, или оперативная. Означает фин. обслуживание и обеспечение непрерывного процесса производства, кругооборота капитала как в масштабах общества, таки на отдельном предприятии. Эта функция составляет основу фин. деятельности данной службы на предприятии, ибо эта служба должна обеспечивать бесперебойное наличие денежных средств на предприятии. В условиях рынка роль этой функции резко возрастает.

2) Распределительная, связана с распределением и перераспределением стоимости внутреннего валового продукта, формированием у субъектов эконом. отношений доходов и накоплений и созданий фондов денежных средств. Распределение нац. дохода заключается в создании основным или первичных доходов; их сумма равна нац. доходу. Основные доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников производства. Они делятся на 2 группы: 1. з/п рабочих и служащих, занятых в сфере материального производства + доходы фермеров, крестьян 2. доходы организаций и предприятий не образуют материального производства. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, которые необходимы для решения общих гос. задач. Поэтому первичные доходы перераспределяются и образуются вторичные, или производные. Таковыми являются доходы, получаемые в непроизводственной сфере и различные налоги. На каждом этапе развития экономики определяются приоритеты о распределении и перераспределении. В наст. время серьезным приоритетом является соц. сфера.

3) Контрольная. Выделяют 2 уровня контроля. На 1 уровне государство. Здесь регулируются пропорции между количеством фин. ресурсов и потребностей в них, т.е. контролируются доходная и расходная части гос. бюджета. Все последние годы идет резкое ужесточение контроля в этом направлении. 2 уровень – предприятия. Это вид контроля является наиболее целесообразным, эффективным, дешевым, автоматическим, т.е. он осуществляется по итогам хоз. деятельности на основе фин. показателей: 1) наличие денежных средств на расчетном счете предприятия 2) наличие просроченной задолженности поставщикам 3) наличие просроченной задолженности банку по кредитам 4) наличие просроченной задолженности бюджету по обязательным платежам и внебюджетным фондам 5) наличие задолженности по з/п.

В 1956г. принят закон «Об очередности платежей» по которому при недостатке средств предприятие должно было покрывать свои обязательства в след. последовательности: (читать показатели в обратном порядке). В 1993г. указ президента пересмотрел этот порядок и ввел календарно-целевую очередность платежей, т.е. хронологическую последовательность, но есть вне конкурса. В последующие годы стала проблема: в бюджет или в з/п. В мировой практике первоочередным платежом является выплата в бюджет. В РФ в 90ые проблема не была решена, т.к. в обществе была высокая соц.напряженность, потому предусматривался резерв на з/п. В нормативных документах получились расстыковки, а потому многие решения принимались даже в Конституционном суде. Договорились о пропорциональном выделении средств на бюджет и з/п.

Финансовая политика.

Фин. политика – это совокупность мероприятий государства в области финансов, это часть эконом. политики, это курс, который проявляется 1) в использовании гос. фин. ресурсов 2) в регулировании гос. доходов и расходов 3) формировании и исполнении гос. бюджета 4) в налоговом регулировании 5) в управлении денежным оборотом. В воздействии на курс нац. валюты. Т.О. фин. полтика = бюджетная политика + денежно-кредитная политика.

Классификация фин. политики: фин. стратегия – это долговременный план, например, антиинфляционная фин. политика. Фин. тактика – обычно на 1 год, т.е. решают конкретные задачи на опр. период. Но с 2007г. по закону «о бюджете» действует среднесрочная программа (т.е. на 3 года).

Сфера фин. политики: - хозяйство страны, - население, - регионы и территории, - другие государства. Рычаги фин. политики: 1) финансирование, т.е. безвозвратное безвозмездное наделение фин. ресурсами субъектов хозяйствования, превалировал при социализме 2) кредит – возвратный метод наделения ресурсами, более эффективный, чем первый, т.к. платный, и установлен срок возврата 3) % за кредит 4) налоги 5) займы 6) санкции, пени, штрафы, неустойки 7) льготы и др. наиболее эффективные – 3 и 4.

Цели фин. политики зависят от формулировки нац. интересов, от внеш. и внутриполит. концепций государства в данный момент, от имеющихся ресурсов у государства, от степени развитости демократических институтов, от демографических, географических и др. факторов.

Задачи фин. политики зависят: эпохи и стадии развития государства. Специфик мероприятий, относящихся к фин. политике состоит в том, что они проводятся на основе использования и формирования денежных доходов и накоплений.

Типы финансовой политики.

Критерий разграничения типов – это степень участия государства в управлении экономикой. 1) классический. Возник в сер. XVIIIв. Основал Адам Смит, Давид Риккардо. Основные принципы это й политики – невмешательство государства в экономику, сохранение своей конкуренции, рыночный механизм – главный регулятор общ. жизни. Сбалансированный бюджет доходы бюджета формировались за счет косвенных налогов, в основном, а основные расходы гос. бюджета – это военные, управленческие и по погашению гос. долга.

2) кейнсианство. 20ые годы XXв. Обосновывает необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Осн. инструмент – гос. расходы, направлены на создание новых раб. мест. Рост расходы бюджета, потому необходимы меры по увеличению роста гос. доходов. Осн. источником стал подоходный налог с прогрессивной ставкой налогообложения. Кейнс приходит к выводу, что вполне правомерно наличие бюджетного дефицита в таких эконом. условиях, или превышение расходов над доходами. Политика дефицитного финансирования гос. расходов преодолела развитие гос. кредита, т.е. государство вынуждено было занимать. Потому рынок ссудных капиталов превращается во второй по значимости источник формирования денежных ресурсов государства.

3) либеральный, который находит выражение в теории монетаризма. Этот тип предлагает опираться на кредитно-денежные рычаги, а бюджетно-налоговым отводится второстепенная роль. Вмешательство государства резко уменьшается, max ↓ и размеры гос. бюджета. Предполагается, что рынок сам все отрегулирует. В соц. сфере также ↓ роль государства. Эта политика оправдана в качестве временной меры для исправления деформаций в экономике. Но она эффективна лишь при налаженном рыночном хозяйстве, в условиях развитой рыночной инфраструктуры и при полит. Стабильности в стране. Для успеха такой политики необходима очень сильная, или даже тоталитарная власть, т.к. не только возможны, но и точно бывают эконом. жертвы со стороны основной массы населения. Потому такую политику необходимо дополнять бюджетными и др. мероприятиями.

4) фин. централизация – это плановая экономика, когда государство определяет все без исключения, во всех сегментах фин. политики. Такая политика оказалась эффективной в тех чрезвычайных условиях, в которых пребывал Советский Союз большее количество лет. Однако не выдержал испытания новым временем. Общепризнано, что фин. политика д.б. рыночно ориентирована. Тип регулирования м.б. двояким: 1) действует вместе с рынком, но не оставляет регулирование рынку. Этот тип призван правовым типом регулирования 2) неправильный тип, который включает фин. запреты, например, принудительное размещение кредитов, создание реальных % ставок ниже рыночных. Ошибочная политика в любом государстве – это благоприятная почва для всякого рода недовольства.

Счетная палата.

Создана в 1995г. Функции: 1) организация и проведение оперативного контроля за использованием фед. бюджета в отчетном году 2_ проведение ревизий по разделам и статьям фед. бюджета и бюджета внебюджетных фондов 3) экспертиза проектов фед. бюджета 4) контроль за управлением и обслуживанием гос. долга 5) контроль за эффективностью использования иностр. кредитов 6) контроль за предоставлением гос. кредитов 7) контроль за деятельностью Центробанка. Счетная палата – орган, который принципиально отличается от др. контрольных органов, ибо является субъектом внешнего контроля, т.е. контролирует исполнительную власть от имени и в интересах общества.

Министерство финансов РФ.

МинФин РФ состоит из: - федеральная налоговая служба, - федеральное казначейство, - федеральная служба по финансовому мониторингу (фин. разведка), - федеральная служба фин.-бюджетного надзора и др.

Федеральная налоговая служба: 1) контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах 2) соблюдение валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов 3) гос. регистрация юр. лиц и индивидуальных предпринимателей 4) представление интересов государства и процессе банкротства предприятий и др.

Федеральное казначейство: 1) кассовое использование гос. бюджета. Может предоставлять самостоятельные учреждения (как в Англ.) или входить в МинФин (как в РФ). Создано в 1863г. В 1928г. ликвидировали, в воссоздали в 1992г. С 1928г. по1992г. кассовое обслуживание осуществлял ГосБанк Советского Союза. Казначейство имеет 3х звенную структуру: 1. главное управление фед. казначейства МинФина РФ 2. сеть региональных управлений в субъектах федерации 3. сеть локальных звеньев на уровне районов и городов. Функции: 1) концентрирует на своих счетах все платежные операции фед. бюджета 2) обеспечивает полноту и своевременность перевода средств 3) контролирует правильность и своевременность использования гос. бюджета 4) осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

Федеральная служба по фин. мониторингу. Начала функционировать 1 фев. 2002г. Осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных фед. органов.

Фед. служба надзора. Создана в 2004г. Задача – надзор за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере и контроль за использованием средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов, материальных гос. ценностей на территории РФ и за ее пределами, внутренний контроль и др.

Функции МинФина: 1) разработка мер по фин. и налоговому оптимизированию предпринимательской деятельности 2) определяет потребность в гос. централизованных ресурсах, составляет проект фед. бюджета и прогноз консолидированного бюджета 3) обеспечивает использование фед. бюджета 4) готовит предложения по основным направлениям денежно-кредитной политики совместно с Центробанком 5) осуществляет выпуск гос. внутр. займов 6) обслуживает гос. внутр. долг 7) сотрудничает с международным фин. организациями 8) разрабатывает программу внешних заимствований 9) обеспечивает изготовление гос. знаков, денежных билетов и металлических монет по заявкам ЦБ и др. функции. МинФин – это министерство министерств, т.к. министр финансов распоряжается казной государства, бюджетом, а потому министр финансов должен быть вторым человеком в правительстве.

Расходы на оборону.

В российский бюджет 2007 года запланировано заложить почти 1,5 триллиона рублей расходов по статьям «национальная оборона» и «национальная безопасность» – это примерно 27,8% всех бюджетных расходов. Собственно бюджет Министерства обороны (официально декларируемый) запланирован на уровне 870 млрд. рублей, хотя еще летом речь шла о меньшей сумме – 821 млрд. рублей.

Финансирование военного ведомства за последние годы (согласно официально опубликованным цифрам): 2000 год 146,4 млрд. руб.; 2001 год 214 млрд. руб.; 2002 год 284 млрд. руб.
2003 год 344,325 млрд. руб.; 2004 год 411,5 млрд. руб.; 2005 год 550,1 млрд. руб.; 2006 год 711 млрд. руб.; 2007 год 870 млрд. руб.

Официальные цифры гособоронзаказа: 2002 год – 80 млрд. руб.; 2003 год – 113 млрд. руб.; 2004 год – 148 млрд. руб.; 2005 год – 187 млрд. руб.; 2006 год – 237 млрд. руб.; 2007 год – 302,7 млрд. руб.

Официально считается, что 43% военного бюджета сейчас идет на перевооружение или модернизацию техники, уже стоящей на вооружении, а 57% – на содержание армии и флота, хотя еще в 2002-м на перевооружение шло не более 20% средств Минобороны. В будущем соотношение планируют изменить, направив на закупки и модернизацию вооружений не менее 50% военного бюджета.

Государственный кредит.

Гос. кредит – это когда государство присутствует в кредитных отношениях или в виде кредитора, или заемщика. В кредитных отношениях государство может быть кредитором или заемщиком.

3 варианта гос.кредита: 1) государство-должник, одалживает для покрытия дефицита бюджета. Основная форма – долговые обязательства, ценные бумаги. 2) государство-кредитор, когда государство поддерживает малорентабельные, но крайне необходимые отрасли 3) государство-гарант, когда гарантируется возврат кредита муниципальных властей или компаний. А потому государство из бюджета возвращает эти кредиты. Государство не заинтересовано в таких способах финансирования, но иногда вынуждено это делать.

Как экономическая категория гос. кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена фин. системы кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита гос. кредит имеет ряд особенностей, отличающих его. В отличие от налогов он имеет добровольный характер.Если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, то гос кредит – возвратен и имеет платную основу: через опред. Период времени сумма возвращается с процентами. Отличие от банковского кредита: при банк. в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при гос. кредите обеспечение осущ-ся всем имуществом, находящимся в собственности.

Как финансовая категория гос. кредит выполняет функцию финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через рапред. функцию осущ-ся формирование централизованных денежных фондов государства и их использование. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок, на производство и занятость. Сознательно используя гос. кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную фин. политику.

Бюджетный процесс.

Б.п. происходит в несколько этапов. 1) МинФин должен начать разработку проекта бюджета не позже, чем за 10 месяцев до начала фин. года. (т.е. не позже 1 марта). Президент выступает с бюджетным посланием, в котором озвучивает прогнозы основных макроэкономических показателей на следующий фин. год (динамика ВВП, промышленное производство, инфляция, доходы населения и бюджета, расходы и их соотношение, политику в отношении бюджетных доходов). 2) К 15 августа МинФин должен представить проект бюджета в Гос. Думу, где его обсуждают в 4 чтениях: 1) утверждается и принимается сумма доходов и расходов по группам и статьям, профицит/дефицит, распределяются доходы между фед. бюджетом и региональными. 2) обсуждаются расходы по целевому назначению. 3) чтение самое сложное, потому что здесь утверждаются ведомственные расходы. 4) чтение это просто голосование без внесения поправок. Через 5 дней бюджет отправляется в Совет Федерации, который рассматривает его 2 недели и в течении 5 дней направляет Президенту на подпись.

Сроки принятия закона о бюджете (по бюджетному кодексу) до 30 ноября.

Однако впервые в современной истории РФ бюджет был подписан до нового года лишь 31 декабря 1999 года. Соответственно все эти годы происходит недофинансирование и нарушение бюджета.

Бюджет по своей сути является финансовым планом, потому что в нем аккумулируются только фин. ресурсы.

И центральным, потому что с ним связаны все без исключения финансовые планы составленные в стране. Т. к. в любом финансовом плане есть отражение взаимоотношений с бюджетом, чаще всего это отчисления в бюджет, реже ассигнования из бюджета.

В перспективе количество чтений собираются уменьшить, а также перейти с одногодичного на многолетний бюджет. Гос. бюджетом распоряжается министерство финансов. Бюджет гос – централизованный фонд фин. ресурсов. Гос. бюджет – это казна государства.

До 1863 г. бюджет РФ был закрытым. В Советское время – гласным, публикации во всех газетах, Российская и Парламентская газета – в наст. время. Но предусматриваются секретные статьи.

Главенствующий принцип бюджетных отношений - финансирование. Этот принцип был до 1994 года единственным, однако сейчас появился и возвратный принцип (бюджетные ссуды), которые строго целевые, даются под льготный процент равным долям от учетной ставки ЦБ и обязательное наличие гаранта.

Все бюджеты государства (в РФ это гос. бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты) образуют бюджетную систему.

Принципы системы: - Единая правовая база и документация, - Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, - Самостоятельность всех бюджетов, - Гласность бюджета (обязательная публикация законов о бюджете и отчетов), - некоторые другие.

Функции бюджета: 1) перераспределение нац. дохода между отраслями, регионами и группами населения 2) вмешательство в процесс общественного воспроизводства, т.е. стимулирование или нестимулирование 3) соц. функция, т.е. помощь из бюджета.

Межбюджетные отношения.

М. о. - это отношения между бюджетами разных уровней (дотирование нижестоящих более бедных бюджетов). Такие отношения существуют практически во всех федеративных государствах. Это вызвано тем, что доходы разных уровней и разных доходов по различным причинам резко разнятся (речь идет о бюджетных доходах на душу населения)

До 1994 года в РФ помощь осуществлялась в форме дотаций на основе индивидуального согласования их объемов. В 1994 перешли на иной метод - трансферты. Это позволило перейти от индексного согласования распределения фин. ресурсов к более объективным правилам и критериям: душевого бюджетного дохода в регионе по сравнению со среднероссийскими, т.е. через этот механизм попытались исключить субъективный фактор при распределении средств и перейти к горизонтальному выравниванию душевых бюджетных доходов.

В рамках федерального бюджета создан фонд фин. поддержки регионов. Он формируется из установленной доли собираемых налогов.

ФФП делится на два: - помощи регионам нуждающимся, - помощи регионам особо-нуждающимся.

Все регионы поделена на богатые доноры (около 10-15) и дотационные (около 70). Для сокращения числа дотационных регионов они стали сливаться и укрупняться.

Кроме дотаций и трансфертов существуют также: 1. субвенция - строго целевая дотация 2. субсидия - средства на условиях долевого финансирования целевых расходов 3. бюджетные ссуды - средства предоставляемые на возвратной возмездной или безвозмездной основе на срок не более 6 месяцев 4. взаимные расчеты или бюджетные компенсации - при постановке решений, понижающих нижестоящий бюджет, ему предоставляются компенсации или передают часть налогов.

Бюджетное устройство.

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов. Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется гос. устройством. В унитарные или единые бюджетные системы включено 2 звена: 1. гос. бюджет 2. местные бюджеты. В федеративных государствах 3 звена: 1. гос. или фед., или бюджет центр-ого правительства 2.бюджеты членов федерации (регионы, штаты, земли, контоны) 3. местные бюджеты. Схема бюдж. устройства:

Консолидированный бюджет
федеральный Гос.внебюдж.фонды региональные
 
местные
муниципальных образований городских и сельских населений

Фед. бюджет – то бюджет правительства страны. Он финансирует общегос. нужды. Его доля в консолидированном бюджете ≈ 50%.Закон принимается только о фед. бюджете. Региональные бюджеты (86), было 89, в перспективе и 86 будут сокращаться. Они включают бюджеты республик, входящих в РФ + краевых + областных + 2 бюджета городских (М. и Сптб) + бюджеты АО.

Местные бюджеты – районные, городские, поселковые, сельские. До начала реформы местного самоуправления их было ≈ 29тыс., в наст. время их количество значительно увел. Т.О. общее количество ежегодно составляемых бюджетов превышает 30 тыс. Количество бюджетов определяются количеством органов власти. Любая власть должна иметь свою казну. Основные принципы бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы, т.е. правовая база, документация, денежная система и др. 2. разграничение доходов и расходов между уровнями системы, т.е. это закрепление доходов и полномочий по осуществлению расходов за каждым уровнем власти. 3. самостоятельность всех бюджетов: а) на каждом уровне самостоятельно осуществляется бюджетный процесс б) каждый уровень имеет собств. источники доходов в) регулирующие доходы устанавливаются в виде отчислений из вышестоящих уровней бюджетов. г) самостоятельно определяется расходование средств д) самостоятельно определяются источники финансирования дефицита е) недопустимо изъятие доходов дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете. 4. гласность: а) обязательную публикацию в открытой печати законов о бюджете и отчетах об их исполнении б) обязательная открытость процедур рассмотрения и принятия решений о бюджете.

14. Доходы федерального бюджета 2007 г.

Общий объем ВВП - 31,2 трлн. рублей. Доходы - 6,97 трлн. руб. Расходы - 5,46 трлн. руб. Профицит - 1,5 трлн. руб. % профицита – 4,8% к ВВП, объем ВВП – 1,2 трлн. $.

Доходы распределяются в следующих процентных соотношениях:

1. налоги на прибыль - 8,33%

2.Единый соц налог - 5,3%

3. налоги на товары реализованные на территории РФ - 21,3% (в т.ч. НДС - 19,8% , акцизы - 1,4%)

4. налоги на товары ввозимые на территорию РФ - 10,2% (в т.ч. НДС -10%, акцизы - 0,2%)

5. налоги на природные ресурсы - 15,3% 6. Гос. пошлина - 0,4%

7. Доходы от внешнеэкономической деятельности - 35,3% (в т.ч. ввозные таможенные пошлины 5,7%, вывозные - 28,7%)

8. доходы от использования муниципального и федерального имущества - 1,4% 9. платежи при пользовании природными ресурсами - 0,5%

10. доходы от оказания платных услуг - 1,7%

15. Расходы федерального бюджета 2007 г.

Общий объем ВВП - 31,2 трлн. рублей. Доходы - 6,97 трлн. руб. Расходы - 5,46 трлн. руб. Профицит - 1,5 трлн. руб. % профицита – 4,8% к ВВП, объем ВВП – 1,2 трлн. $.

Расходы распределяются в следующих процентных соотношениях.

1. Общегосударственные вопросы (14,8%), в т.ч:

- функционирование Президента - 0,12%

- ф-ие законодателей - 0,12%

- ф-ие органов исполнительной власти - 0,03%

- ф-ие судебной системы - 1,44%

- обеспечение финансовых, налоговых и таможенных органов - 3,45%

- выборы и референдумы - 0,2%

- фундаментальные исследования - 0,9%

- государственный материальный резерв - 1,2%

- обслуживание государственного и муниципального долга - 2,9%

- резервные фонды - 0,1%

2. Национальная оборона 15%

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 12,1%

4. Национальная экономика - 9,1%

5. ЖКХ - 1% 6. Охрана окружающей среды -0,15%

7. Образование -5,1% (высшее 3,9%)

8. Культура - 1,2% 9. Здравоохранение и спорт - 3,8%

10. Социальная политика - 3,8% 11. Межбюджетные трансферты - 33,8%

- фин. помощь бюджетным других уровней - 9,4%

- трансферты внебюджетным фондам - 19,4%

Дефицит бюджета.

Дефицит (расходы > доходы). Карл Маркс как представитель классической школы утверждал, что у государства не будет успеха, если не обеспечить равновесия его доходов и расходов. Кейнс утверждал, что необходимо и желательно в определенные промежутки времени превышение гос. расходов над доходами, ибо это способствует созданию новых раб. средств, развитию производства и снятия соц. напряжения. Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Более 95% стран мира имеют дефицитные бюджеты. США: 1985г. принят закон о том, что в 1993г. они д.б. достичь профицитного бюджета, но не получилось. Профицитным стал бюджет 1998г., продлилось до 2001г. С 2001г. нарастает дефицит. Евросоюз: дефицит не должен превышать 3% к ВВП. У кого был выше, не могли вступать в ступать в Союз. Сегодня большинство стран превысило этот уровень. За превышение полагается платить штраф – 0,5; ВВП. В РФ с 1989г. официальный дефицитный бюджет. С 1999г. фактическое исполнение бюджета оказалось профицитным. Основной показатель: Современные проблемы финансовой политики. - student2.ru До 5% - управляемый. Чем ↑, тем хуже. Источники фин-ия дефицита: 1. эмиссия кредитных денег 2. рост гос. долга. В 1994г. доля эмиссии составила 74%.Закон о ЦБ 1995г. запретил ЦБ предоставлять кредиты на всех уровнях для финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, запретили покупать гос. ценные бумаги при их первичном размещении. С 1995г. перешли во основном на второй источник финансирования. Возникли новые проблемы: соотношения внеш. и внутр. долга. В первые годы это соотношение составило 50/50, в послед. Годы стали увел. долю внутр. В 1998г. по закону «о бюджете» эта доля д.б. составлять 77%. Однако внутр. долг оказался невероятно дорогим, а внешний – практически бесплатным. Внутр. частично заменили внеш. долгом.

Инвестиционный фонд.

Фонд формируется в рамках федерального бюджета. Предельный объем это расчетная сумма разницы между доходами фед. бюджета формирующими стабфонд, при базовой цене на нефть и базовой цене уменьшенной на 1 доллар. Второй источник экономия на процентных платежах за досрочное погашение гос. внешнего долга.

Правительство вправе предусматривать дополнительные ассигнования на увеличение фонда.

Фонд начал функционировать в 2006 году. Предполагалось направить 69,7 млрд. рублей. Этот фонд гарантийный за счет которого должны выдаваться гос. поручительства по важным инвест проектам. В первую очередь речь идет об инфраструктуре. Гос. поддержка инвестиционных проектов предусматривается в трех формах:

- софинансирование на договорных условиях, с оформлением прав собственности

- направление капитала в уставные капиталы юр. лиц

- в качестве гос. гарантий под инвестиционные проекты.

Основная задача фонда - стимулировать увеличение частных инвестиций с помощью гарантий государства. Обязательным условием проекта станет оценка эффективности сторонним экспертом. Средства фонда должны направляться на развитие инфраструктуры имеющей общегосударственное значение. Запрещено инвестировать в коммерцию и бизнес.

Банкротство, его виды.

Первый закон «О банкротстве» после 1917г. выступил в силу с 1 марта 1993г.

Фактически начинает работать с 1994г. Второй вариант закона с 1 марта 1998г. и третий со 2 декабря 2002г. При социализме фактически везде и всегда существовало и существует просроченная задолженность. В плановой экономике она была постоянно. Государство вуалировало это состояние, выдавая практически бесконечный кредит на завершение зачетов, порой под кредит на завершение зачетов, порой под завышенный % годовых (14% вместо 2%). Банкротство нужно для: 1) дает должнику временную защиту от кредиторов, т.к. одновременное предъявление всех требований может полностью парализовать работу даже прибыльного предприятия 2) защита интересов кредиторов 3) передача собственности от неэффективного хозяйственника новому владельцу 4) способ согласования интересов всех участников процесса.

В мировой практике существует 2 противоположных подхода к проблеме банкротства: 1) когда должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредитором. Устанавливается определенная сумма и определенный срок. Это так называемый «критерий неплатежеспособности» 2) банкротом м.б. признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. Критерий неоплатности (либо критерий структуры баланса). Предприятие могло при этом варианте годами не исполнять обязательства, но поддерживало размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. В основных зарубежных порядках использовался первый критерий.

Виды банкротства: 1) реальное банкротство – это полная неспособность восстановить фин. устойчивость в силу реальных потерь капитала, предприятие объявляется банкротом юридически 2) техническое банкротство – это существенная просрочка дебиторской задолженности. При этом размер этой задолженности выше кредиторской, потому эффективное антикр. управление обычно не приводит к юрид. банкротству 3) умышленное банкротство – преднамеренное создание неплатежеспособности, некомпетентное фин. управление. Преследуется в уголовном порядке 4) фиктивное банкротство - это когда предприятие ложно объявляет о своей несостоятельности, чтобы получить отсрочку от кредиторов. Также преследуется в уголовном порядке. Фед. налоговая служба – орган, который представляет интересы государства при банкротстве предприятий. 1) Анализ структуры баланса, т.е. прогноз фин. показателей, экономическая наука применяет много приемов и методов такого прогнозирования. Например, расчет индекса кредитоспособности. В РФ применяться пока не может 2) Использование системы формализованных и неформ. критериев. В РФ эти критерии не все м.б. рассчитаны, т.к. нужна доп. информация к нашей бух. Отчетности. Сегодня осуществляется переход на международную бух. отчетность 3) прогнозирование показателя платежеспособности. Применяется в РФ: определяются следующие показатели – коэффициент текущей ликвидности, показывает способность предприятия оплачивать свои текущие обязательства, рассчитывается как отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам, если это отношение на конец периода < 2, то структура баланса считается неудовлетворенной. Коэффициент обеспечения собственными средствами – это отношение собственных к общей сумме оборотных средств. Если их доля < 10%, то структура баланса считается неудовлетворенной. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности – характеризует наличие реальной возможности восстановить платежеспособность. Это производная первых двух показателей. Эти показатели необходимо дополнить уровнем налогообложения, рентабельностью и т.д.

Неудовлетворенная структура баланса – это первый признак возможного банкротства. По закону «о банкротстве» 2002г. несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Наши рекомендации