Финансовая политика государства и механизм ее реализации
ФП - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
Содержание финансовой политики, её основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации ФП.1)Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита Д. Риккардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. ФП до конца 20ггXX столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. Организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счёт косвенных налогов.
2)В конце 20ггXX столетия возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой ФП являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.
3) в 70-х годах особенности ФП определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу.
4) В советском государстве в последующем и во всех странах социалистической ориентации фин. политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинкая теория о сущности и функциях социалистического государства предопределяла главный принцип фин. политики современного государства – финансовую централизацию.
Выделяют несколько финансовых методов воздействия на экономику. Классифицируют государственные и частные методы воздействия. Они отличаются по уровню и силе воздействия. Государственные методы более заметны и ощутимы. Финансовые методы воздействия на экономику от частных лиц чаще всего малозаметны.На уровне частного лица можно назвать спрос на товары или услуги. Группа частных лиц или частное предприятие более заметно влияет на экономику, через потребительский спрос, уплату налогов и зарплат. Крупные корпорации или сообщества частных лиц (например, профсоюзы) могут заметно воздействовать на экономику.Здесь чаще всего можно столкнуться с методами формирования потребительского спроса, лоббированием интересов и политикой протекционизма. Финансовые методы государства — налоги, привлечение инвестиций, административные (командные) методы.