Закон Украины о банках и банковской деятельности

Закон Украины о банках и банковской деятельности

С изменениями от 04.02.2011

Закон о банках и банковской деятельности определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. Целью Закона о банках и банковской деятельности является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков.

Банковская деятельность - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

Содержание закона о банках и банковской деятельности

Раздел 1 - Общие положения (ст. 1-13)

Раздел 2 - Создание, государственная регистрация, лицензирование деятельности и реорганизация банков (ст. 14-29)

  • Глава 2. Создание банков
  • Глава 3. Государственная регистрация и лицензирование банков
  • Глава 4. Филиалы и представительства банков
  • Глава 5. Реорганизация банка

Раздел 3 – Капитал, управление, требования к деятельности банков (ст. 30-65)

  • Глава 6. Капитал, фонды и резервы банка
  • Глава 7. Управление банком
  • Глава 8. Требования к деятельности банка
  • Глава 9. Отношения банка с клиентами.
  • Глава 10. Банковская тайна и конфиденциальность информации
  • Глава 11. Предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем.

Раздел 4 – Регулирование банковской деятельности. Банковский надзор (ст. 66-74)

  • Глава 12. Полномочия Нацбанка Украины по регулированию банковской деятельности и банковскому надзору
  • Глава 13. Бухгалтерский учет, отчетность и аудит.
  • Глава 14. Инспекционные проверки банков

Раздел 5 – Временная администрация и ликвидация банков (ст. 75-98)

  • Глава 15. Временная администрация
  • Глава 16. Ликвидация банков

Раздел 6 – Обжалование решений национального банка Украины (ст. 99)

Раздел 7 – Заключительные положения

Раздел I - Общие положения

Глава 1 - Общие положения

Статья 1. Предмет и цель Закона

Настоящий Закон определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Целью настоящего Закона является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Статья 3. Сфера применения

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при создании, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Положения настоящего Закона и нормативно-правовые акты Национального банка Украины применяются как к банкам, так и к филиалов иностранных банков.

Положения настоящего Закона применяются к представительствам иностранных банков, действующих на территории Украины, если иное не установлено международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также к филиалам украинских банков за границей и к связанным с банком лицам, определенным статьей 52 настоящего Закона.

Соответствующие положения настоящего Закона распространяются также на отдельные обязательства и ответственность других лиц, деятельность которых связана с функционированием банков.

Статья 6. Организационно-правовая форма банка

Банки в Украине создаются в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка.

Законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей настоящему Закону.

Раздел II - Создание, государственная регистрация, лицензирование деятельности и реорганизация банков

Глава 2 - Создание банков

Статья 14. Участники банков

Участниками банка могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов.

Владельцы существенного участия в банке должны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое положение.

Требования к деловой репутации и удовлетворительности финансового положения учредителей и акционеров (пайщиков), приобретающих существенное участие в банке, устанавливаются настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Участниками банка не могут быть юридические лица, в которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные и благотворительные организации.

Статья 16. Устав банка

Устав банка составляется с учетом положений настоящего Закона, Закона Украины "О хозяйственных обществах" и других законов Украины.

Устав банка обязательно должен содержать информацию о:

  1. наименовании банка;
  2. его местонахождении;
  3. организационно-правовой форме;
  4. видах деятельности, которые намеревается осуществлять банк;
  5. размере и порядке формирования уставного капитала банка, видах акций банка, их номинальной стоимости, форме выпуска акций (документарная или бездокументарная), количестве акций, покупаемых акционерами;
  6. структуре управления банком, органах управления, их компетенции и порядке принятия решений;
  7. порядке реорганизации и ликвидации банка в соответствии с главами 5 и 16 настоящего Закона;
  8. порядке внесения изменений и дополнений в устав банка;
  9. размере и порядке образования резервов и других общих фондов банка;
  10. порядке распределения прибылей и покрытия убытков;
  11. положении об аудиторской проверке банка;
  12. положении об органах внутреннего аудита банка.

Решение о внесении изменений в устав банка вступает в силу с момента регистрации таких изменений Национальным банком Украины.

Регистрация изменений к уставу банка осуществляется в порядке, определенном Национальным банком Украины.

Статья 21. Предварительное разрешение на создание банка с иностранным капиталом

Для создания банка с иностранным капиталом его учредители обязаны получить предварительное разрешение Национального банка Украины. Для получения действующим банком статуса банка с иностранным капиталом его правление (совет директоров) должно получить предварительное разрешение Национального банка Украины.

Для получения предварительного разрешения для создания банка с иностранным капиталом или для получения банком статуса банка с иностранным капиталом в Национальный банк Украины необходимо представить следующие документы:

  1. ходатайство о предоставлении предварительного разрешения;
  2. информацию о составе учредителей, их деловой репутации и наличии необходимых средств для учреждения банка;
  3. разрешение иностранного контролирующего органа на участие в создании банка в Украине или письменное заверение иностранного учредителя об отсутствии в законодательстве страны его происхождения требований относительно получения такого разрешения;
  4. информацию об андеррайтере и его деловой репутации, соглашение с андеррайтером, если банком принято решение о продаже акций банка на международных рынках путем андеррайтинга.

Ходатайство рассматривается Национальным банком Украины в течение одного месяца со дня его получения. Отказ Национального банка Украины в предоставлении разрешения должен даваться в письменной форме с указанием соответствующих мотивов.

Глава 7 - Управление банком

Статья 42. Требования к руководителям банков

Руководителями банка являются председатель, его заместители и члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления (совета директоров), главный бухгалтер, его заместитель, руководители обособленных структурных подразделений банка.

Руководителями банка должны быть дееспособные физические лица, отвечающие следующим требованиям:

  1. наличие высшего экономического, юридического образования или образования в области управления в зависимости от занимаемой должности (это требование не применяется к членам наблюдательного совета банка);
  2. стаж работы в банковской системе по соответствующей специальности не менее трех лет (это требование не применяется к членам наблюдательного совета банка);
  3. безупречная деловая репутация.

Председатель правления (совета директоров) и главный бухгалтер вступают в должность после дачи письменного согласия на это Национальным банком Украины.

Председатель правления (совета директоров) банка и главный бухгалтер должны иметь предыдущий опыт руководящей работы в банках.

Не могут быть руководителями банка лица, занимавшие должности Председателя Национального банка Украины, заместителей Председателя Национального банка Украины, руководителей структурных подразделений, которые по должности входили в состав Правления Национального банка Украина, и членов Совета Национального банка Украины, если со дня прекращение их полномочий не истек один год.

Статья 45. Внутренний аудит

Банки создают службу внутреннего аудита, которая является органом оперативного контроля наблюдательного совета банка.

Служба внутреннего аудита выполняет следующие функции:

  1. наблюдает за текущей деятельностью банка;
  2. контролирует соблюдение законов, нормативно-правовых актов Национального банка Украины и решений органов управления банка;
  3. проверяет результаты текущей финансовой деятельности банка;
  4. анализирует информацию и сведения о деятельности банка, профессиональной деятельности ее работников, случаи превышения полномочий должностными лицами банка;
  5. предоставляет наблюдательному совету выводы и предложения по результатам проверок;
  6. другие функции, связанные с надзором и контролем за деятельностью банка.

Служба внутреннего аудита подчиняется наблюдательному совете банка и отчитывается перед ней, действует на основании положения, утвержденного наблюдательным советом.

Служба внутреннего аудита имеет право на ознакомление со всей документацией банка и надзор за деятельностью любого подразделения банка. Служба внутреннего аудита уполномочена требовать письменные объяснения от отдельных должностных лиц банка относительно выявленных недостатков в работе.

Кандидатура руководителя службы внутреннего аудита согласовывается с Национальным банком Украины.

Служба внутреннего аудита не несет ответственности и не имеет властных полномочий по операциям, по которым она осуществляет аудит.

Служба внутреннего аудита несет ответственность за объемы и достоверность отчетов, представляемых наблюдательному совету по вопросам, отнесенным к ее компетенции, определенных настоящим Законом.

Работники службы внутреннего аудита при назначении на должность дают письменное обязательство о неразглашении информации о деятельности банка и сохранении банковской тайны в соответствии с требованиями главы 10 настоящего Закона.

Глава 8 - Требования к деятельности банка

Статья 60. Банковская тайна

Информация о деятельности и финансовом положении клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при оказании услуг банка и разглашение которой может причинить материальный или моральный ущерб клиенту, является банковской тайной.

Банковской тайной, в частности, являются:

  1. сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины;
  2. операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки;
  3. финансово-экономическое положение клиентов;
  4. системы охраны банка и клиентов;
  5. информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности;
  6. сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, каком-либо проекте, изобретениях, образцах продукции и другая коммерческая информация;
  7. информация об отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликованию;
  8. коды, используемые банками для защиты информации.

Информация о банках или клиентах, собираемая при проведении банковского надзора, составляет банковскую тайну.

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию, подлежит опубликованию. Перечень информации, подлежащей обязательному опубликованию, устанавливается Национальным банком Украина и дополнительно самим банком по его усмотрению.

Национальный банк Украины выдает нормативно-правовые акты по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, что составляет банковскую тайну, и дает разъяснения по применение таких актов.

Статья 73. Меры воздействия

В случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины в соответствии с настоящим Законом, банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка Украины или осуществления рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков либо других кредиторов банка, Национальный банк Украины адекватно совершенному нарушению имеет право применить меры воздействия, к которым относятся:

  1. письменное предупреждение о прекращении нарушения и принятии необходимых мер для исправления ситуации, уменьшения неоправданных расходов банка, ограничения неоправданно высоких процентных выплат по привлеченным средствам, уменьшения или отчуждения неэффективных инвестиций;
  2. созыв общего собрания участников, наблюдательного совета банка, правления (совета директоров) банка для принятия программы финансового оздоровления банка или плана реорганизации банка;
  3. заключение письменного соглашения с банком, по которому банк или определенное соглашением лицо обязуется принять меры для устранения нарушений, улучшения финансового положения банка и т. п.;
  4. издать распоряжение о:
  • а) приостановлении выплаты дивидендов или распределения капитала в какой-либо другой форме;
  • б) установлении для банка повышенных экономических нормативов;
    в) повышении резервов на покрытие возможных убытков по кредитам и другим активам;
  • г) ограничении, приостановлении или прекращении осуществления отдельных видов осуществляемых банком операций с высоким уровнем риска;
  • д) запрещении предоставлять бланковые кредиты;
  • е) наложении штрафов на:
    - руководителей банков в размере до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
    - банки в соответствии с положениями, утвержденными Правлением Национального банка Украины, но в размере не более одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда;
  • ґ) временном, до устранения нарушения, запрещении владельцу существенного участия в банке использовать право голоса приобретенных акций (паев) при грубом либо систематическом нарушении им требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
  • ж) временном, до устранения нарушения, отстранении должностного лица банка от должности при грубом либо систематическом нарушении этим лицом требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
  • з) принудительной реорганизации банка;
  • и) назначении временной администрации.

При нарушении настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины, что привело к значительной потере активов или доходов, и наступлении признаков неплатежеспособности банка Национальный банк Украины имеет право отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка согласно положениям настоящего Закона.

Если в действиях руководителя банка или физического лица либо представителя юридического лица - владельца существенного участия, которому предъявлено обвинение в совершении преступления, не установлен состав преступления, но имеет место нарушение требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины или если такое лицо признано виновным в совершении корыстного преступления с назначением наказания без лишения свободы, Национальный банк Украины имеет право выдать банку распоряжение об освобождении такого лица от должности или запрете пользоваться правом голоса приобретенных акций (паев).

Лицо, которое на основании распоряжения Национального банка Украины было отстранено от должности или которому временно запрещено пользоваться правом голоса приобретенных акций (паев), может быть восстановлено в должности или восстановлено в использовании права голоса приобретенных акций (паев) лишь на основании предварительного разрешения Национального банка Украины.

Решение Национального банка Украины о назначении временной администрации является исполнительным документом.

Статья 76. Требования к временному администратору

Временным администратором может быть:

  • юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и/или ликвидации банков, по оказанию аудиторских, юридических или консультационных услуг и имеет не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и/или ликвидации банка;
  • независимый эксперт (по договору);
  • служащий Национального банка Украины.

К участию во временной администрации допускаются лишь лица, имеющие сертификат Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, экономическое или юридическое образование и опыт, необходимый для выполнения функций временного администратора.

Национальный банк Украины имеет право в какой-либо момент отстранить временного администратора от исполнения обязанностей в случае несоответствия его деятельности установленным настоящим Законом требованиям.

Оплата труда временного администратора, а также специалистов, привлеченных им для обеспечения выполнения своих полномочий, осуществляется согласно заключенным с ними договорам.

Оплата труда временного администратора и привлеченных им специалистов осуществляется за счет банка, в который его назначили.

Размер оплаты труда привлеченных специалистов устанавливает временный администратор в пределах сметы расходов временной администрации, утвержденной Национальным банком Украины.

Дополнительное вознаграждение временному администратору и специалистам может устанавливаться в пределах сметы с согласия Национального банка Украины.

Временным администратором не может быть лицо:

  1. являющееся кредитором, связанным лицом или акционером банка;
  2. имеющее судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или являющееся обвиняемым по уголовному делу;
  3. не выполнившее своих обязательств перед каким-либо банком.

Для выявления конфликта интересов лицо до момента назначения временным администратором обязано предоставить Национальному банку Украины информацию о своих личных и деловых интересах, в частности о:

  1. задолженности перед банком, трудовых отношениях с ним или владении имущественными правами банка;
  2. отношениях за предыдущие пять лет с каким-либо банком как его связанным лицом;
  3. невыполнении каких-либо обязательств по отношению к какому-либо банку за последние пять лет;
  4. владении имуществом, конкурирующим с имуществом банка;
  5. других интересах, которые могут повредить непредвзятому выполнению функций временного администратора;
  6. информации об отсутствии конфликта интересов с Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины перед назначением временного администратора обязан убедиться в том, что конфликт интересов отсутствует.

В случае возникновения конфликта интересов после назначения временного администратора он обязан принять меры по устранению конфликта интересов и одновременно уведомить об этом Национальный банк Украины, который решает вопрос о возможности продолжения работы временного администратора.

Временный администратор не имеет права:

  1. осуществлять деятельность при наличии конфликта интересов, за исключением случаев, когда об этом известно Национальному банку Украины и он разрешил продолжить работу;
  2. принимать прямо или опосредованно какие-либо услуги, подарки и другие ценности от лиц, заинтересованных в осуществлении каких-либо действий, связанных с назначением временной администрации;
  3. использовать или разрешать использовать имущество, которое временный администратор имеет право контролировать, в своих интересах или в интересах третьих лиц;
  4. давать обещания или принимать обязательства от имени Национального банка Украины без его письменного разрешения;
  5. разглашать банковскую тайну и другую служебную информацию, если это не связано с выполнением функций временного администратора.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение временным администратором своих полномочий в соответствии с настоящим Законом, что причинило убытки банку или кредиторам, может быть основанием для прекращения исполнения им обязанностей и лишения сертификата на право осуществления временной администрации и ликвидации банков.

В случае причинения убытков действиями или бездействием временного администратора банк и/или кредиторы имеют право обратиться с иском в суд об их возмещении.

Статья 85. Мораторий

Национальный банк Украины во время осуществления временной администрации имеет право полностью или частично на срок не более чем три месяца ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка.

Национальный банк Украины размещает в день принятия решения о введении моратория информацию об этом на своем официальном веб-сайте и в течение трех дней в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины".

В течение действия моратория:

  1. запрещается осуществлять взыскание на основании исполнительных документов и других документов, по которым осуществляется взыскание, и принятия мер, направленных на обеспечение такого взыскания соответствии с законодательством Украины;
  2. не начисляются неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (Экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Мораторий не распространяется на обязательства, связанные с обслуживанием хозяйственной деятельности банка, в том числе выплатой заработной платы, авторского вознаграждения, возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью работников банка, а также требования кредиторов по выплате заработной платы, алиментов, пенсий, стипендий, социальных пособий в пределах установленных временным администратором лимитов.

С момента окончания действия моратория на удовлетворение требований кредиторов:

  • неустойка (штраф, пеня), а также суммы причиненных убытков, банк обязан возместить кредиторам по денежным обязательствами, могут быть заявлены к уплате в размерах, существовавших на дату введения моратория, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
  • начисление неустойки (штрафа, пени), других экономических санкций восстанавливается (а относительно обязательств, которые возникли во время действия
  • моратория, - начинается) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами;
  • начинается отсчет сроков зачисления налогов, сборов (Обязательных платежей) в размерах, которые учитываются на дату окончания действия моратория;
  • финансовые санкции в виде пени и штрафов, которые предусмотрены Налоговым кодексом Украины за неисполнение или ненадлежащее исполнение банком обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) начисляются на суммы задолженностей, которые учитываются на дату окончания действия моратория.

Статья 90. Требования к ликвидатору и условия его назначения

Ликвидатором может быть назначено:

  1. физическое лицо, отвечающее требованиям, которые выдвигаются статьей 76 настоящего Закона к временному администратору;
  2. юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и ликвидации банков, по оказанию аудиторских, юридических или консалтинговых услуг и имеющее не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка.

Финансовая ответственность, жизнь и здоровье ликвидатора должны быть застрахованы согласно законодательству Украины, нормативно-правовым актам Национального банка Украины и договору о ликвидации банка в соответствии с законом.

Президент Украины Л. Кучма

г. Киев, 7 декабря 2000 года
N 2121-III

§Законы Украины о недвижимости на двух языках качайте на http://meget.kiev.ua/zakon/

§ Кодексы Украины на двух языках качайте на http://meget.kiev.ua/kodeks/

Перечень услуг на порталеhttp://meget.kiev.ua

1. Баннерная реклама - имиджевая реклама: тематические и сквозные баннеры - от 230 до 7000грн в неделю

2. Размещение PR-материалов - размещение коммерческих статей или новостей - от 500 до 800 грн в неделю

3. Фото-презентации и рекламные блоки - объявления с фотографиями и рекламные блоки (недорогая альтернатива баннерной рекламе) - от 20 до 1150 грн в неделю

4. Брэндирование строительной компании - визитка застройщика, портфолио объектов, фото-презентации новостроек и др. - от 50 грн в год до 1500 грн в месяц

5. Брэндирование агентства недвижимости - визитка агентства в справочном разделе Агентства недвижимости - от 50 гривен в год до 500 грн в месяц

6. Мой кабинет - Личный он-лайн офис посетителя - инструмент для добавления объявлений в базу недвижимости портала. Предусматриваются наборы платных и бесплатных сервисов
Бесплатно:
-добавление объявлений без фотографий. Количество объявлений не ограничено, текст - 500 знаков для описания объекта
- обновление (поднять) объявление - количество раз в сутки не ограничено
- редактировать, удалять, восстанавливать, распечатать, отправить
- Личный сайт-визитка (см.пример)
Платно:
выделить объявление - добавить фото + понять 4 раза в сутки
поднять объявление в Топ - всегда на 1-й странице раздела
сменить профиль на Эконом, Бизнес или Элит

Закон Украины о банках и банковской деятельности

С изменениями от 04.02.2011

Закон о банках и банковской деятельности определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. Целью Закона о банках и банковской деятельности является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков.

Банковская деятельность - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

Содержание закона о банках и банковской деятельности

Раздел 1 - Общие положения (ст. 1-13)

Раздел 2 - Создание, государственная регистрация, лицензирование деятельности и реорганизация банков (ст. 14-29)

  • Глава 2. Создание банков
  • Глава 3. Государственная регистрация и лицензирование банков
  • Глава 4. Филиалы и представительства банков
  • Глава 5. Реорганизация банка

Раздел 3 – Капитал, управление, требования к деятельности банков (ст. 30-65)

  • Глава 6. Капитал, фонды и резервы банка
  • Глава 7. Управление банком
  • Глава 8. Требования к деятельности банка
  • Глава 9. Отношения банка с клиентами.
  • Глава 10. Банковская тайна и конфиденциальность информации
  • Глава 11. Предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем.

Раздел 4 – Регулирование банковской деятельности. Банковский надзор (ст. 66-74)

  • Глава 12. Полномочия Нацбанка Украины по регулированию банковской деятельности и банковскому надзору
  • Глава 13. Бухгалтерский учет, отчетность и аудит.
  • Глава 14. Инспекционные проверки банков

Раздел 5 – Временная администрация и ликвидация банков (ст. 75-98)

  • Глава 15. Временная администрация
  • Глава 16. Ликвидация банков

Раздел 6 – Обжалование решений национального банка Украины (ст. 99)

Раздел 7 – Заключительные положения

Раздел I - Общие положения

Глава 1 - Общие положения

Наши рекомендации