Ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

В соответствии со ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право

требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

взыскивать штраф в размере до 0, 1% минимального размера уставного капитала

либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1%размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона; осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев (порядок ее назначения и деятельности устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России);
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности".

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.


Меры воздействия, перечисленные в названной статье, нуждаются в систематизации. Исходя из положений, закрепленных теорией права, их можно разделить на предупредительные, пресекательные и меры ответственности.


Предупредительные меры направлены на предупреждение совершения правонарушений кредитной организацией, на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. К ним можно отнести: требование Банка России об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замены ее руководителей и реорганизации;

Пресекателыные меры направлены на прекращение противоправных действий, совершаемых кредитной организацией: запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

К мерам ответственности можно отнести штраф и отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности.

Следует также отметить, что в юридической литературе нет однозначного понимания правовой природы принудительных мер воздействия, например, штрафа, налагаемого в соответствии с Федеральным законом. Ряд ученыхотносят его к административному наказанию.

Так, ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено административное наказание за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности в виде предупреждения и штрафа. Но существуют определенные критерии различия между наложением административного штрафа в соответствии с КоАП РФ и применением меры надзорного воздействия в виде штрафа (принудительная мера воздействия), которые зависят от субъектного состава, целей применения, условий назначения, оснований применения, расчета суммы штрафа, порядка назначения и других факторов.
Основанием для привлечения к административной ответственности является наличие состава правонарушения, т.е. объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Отсутствие хотя бы одного элемента состава исключает состав правонарушения, и в этом случае субъект к административной ответственности не привлекается. Банк России не связывает применение мер воздействия (в частности, штрафа) с наличием состава правонарушения. Основанием для применения принудительных мер воздействия, в том числе наложения штрафа, является наличие факта нарушения (невыполнения) требований федеральных законов и предписаний Банка России кредитной организацией.
Субъектами ответственности по КоАП РФ могут быть как кредитные организации, так и должностные лица, тогда как Федеральный закон предусматривает в качестве субъектов только кредитные организации.
Отличается также расчет суммы штрафа. Так, административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, а мера воздействия в виде штрафа, предусмотренная Федеральным законом, выражается в процентном соотношении к размеру оплаченного капитала.
Административный штраф назначается в порядке судебного разбирательства, т.е. дела об административных правонарушениях рассматриваются судами (мировыми судьями) (ст. 32.3 КоАП РФ). А штраф, предусмотренный в Федеральном законе, применяется центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России.
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за нарушение из числа перечисленных в частях первой и второй ст. 74 Федерального закона, если со дня его совершения истекло пять лет.

Наши рекомендации