Принципы построения бюджетной сис-мы

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ расширяет бюджетную систему, что является последовательным воплощением принципа полноты бюджетной системы. Бюджетное устройство —это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как следует из Бюджетного кодекса, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетная классификация РФ —группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета.Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация РФ —группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ. Эта классификация состоит из четырех уровней — разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ. Эта классификация состоит из следующих категорий — групп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов; классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; ведомственную классификацию доходов федерального бюджета.Бюджетная классификация, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета, является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Виды доходов федер бюджета

Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Виды доходов федерального бюджета включают: налоговые доходы; неналоговые доходы; доходы федеральных целевых бюджетных фондов; безвозмездные перечисления. Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров или услуг (например, налог на добавленную стоимость — НДС и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К неналоговым доходам относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов, возврат бюджетных ссуд и др. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов. Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Система межбюджетных отн-ий

Межбюджетные отношения —это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах, им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы функционирования федеративных бюджетных систем называют принципами бюджетного федерализма. Основная задача бюджетного федерализма — в конкретных экономических и политических условиях выработать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти.

Россия относится к асимметричным федерациям. В ее состав входят республики, края, области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Принцип равенства прав, заложенный в Конституции РФ, не исключает различия реально сложившихся социально-экономических и политических условий развития субъектов РФ. Бюджетный кодекс регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений: распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Наши рекомендации