Факторы влияющие на величину и качество прибыли предприятия.

ПРИБЫЛЬ- денежное выражение основной части накоплений предприятия(любой формы собственности). Важным фактором влияющим на прибыль является - объем производства и реализации продукции.

Основной источник денежных накоплений – выручка от реализации – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия, после вычета трудовых, материальных затрат, которые пошли на производство и реализацию. Затраты на производство и реализация определяют себестоимость продукции. Т.о. прибыль как конечный результат деятельности предприятия- конечный результат между выручкой и затратами на производство и реализацию продукции. Т.о. повышение прибыли зависит от снижения затрат, от роста объема реализации, а в конечном итоге прибыль формируется в результате взаимодействия многих факторов. Любое предприятие занимается другими видами деятельности, кроме основной, отсюда, система прибылей и доходов предприятия состоит из прибыли от реализации, доход по внереализационным операциям, балансовой прибыли и чистой прибыли.

Прибыль делится на облагаемую и необлагаемую налогами.

Прибыль от реализации продукции, работ или услуг – разница между выручкой от реализации без НДС, акцизов, экспортных сборов, и затратами на продукцию и ее реализацию, включенными в себестоимость. Затраты на производство и реализацию продукции объединяются в 5 групп, исходя из их эконом. содержания:

1.Материальные затраты, за вычетом возвратных отходов.

2.Затраты на оплату труда.

3.отчисления на соц.нужды(виде единого соц.налога).

4.Амортизационные отчисления.

5.Прочие затраты(зарплата инженер – тех.пресонала, почтовые расходы и т.д.).

Т.о. затраты на произ. и реализ. продукции, формирующие себестоимость являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли.

Размер прибыли зависит от второй составляющей – объема реализованной продукции, которая определяет выручку предприятия.

Размер выручки от реал.прод. зависит не только от количества и качества реализованной продукции, но и от уровня цен на продукцию.

Традиционный метод определения выручкиот реал.прод. состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты или поступления денеж.средств на расчетный счет или кассу предприятия, также может использоваться метод начислений, т.е. реализация считается совершенной по мере разгрузки и предоставления расчетных документов покупателю. Оба метода раскрываются в учетной политике организации.

Вид и уровень применяемых цен может быть различным. Цены могут быть свободными(рыночными) и регулируемыми гос-вом. Цены могут быть оптовыми и розничными..

Доходы от внереализационных операций вкл. разность между доходами и расходами от этих операций.

Расходы по внереализационным операциям: 1. затраты по аккумулированным произ.заказам, затраты на произ.не давшее продукции.2.затраты на содержание законсервиованных производственных мощностей.3.потери от произ.заказов и уже готовой продукции.4. убытки от операций с тарой.5.убытки от безнадежной дебиторской задолжности, по которой истек срок исковой давности.6.убытки от хищений, виновники которых не установлены.7.курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте. Балансовая прибыль равна сумме прибылей от реализации продукции; прибылей от прочей реализации и дохода по внереализационным операциям. Чистая прибыль равна балансовая прибыль за вычетом налогов на прибыль и налогов на доходы хоз.субьекта. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и распределяется по фондам, и идет на выплату доходов собственника и т.д.

28. Финансовое планирование на предприятии

Разрабатывание предприятием финансовых планов занимает важное место по стабилизации денежного обращения.

ФП - планирование всех доходов и направленность расходов денежных средств с целью обеспечения безубыточной работы предприятия.

При составлении фин. планов решаются:

- выявление резервов увеличения доходов и сспособность мобилизации этих доходов.

- эффективное использование фин. ресурсов, определение рационального направления инвестирования, обеспечение максимальной прибыли.

- увязка показателей производственного плана с фин. ресурсами.

- обоснование оптимальных фин. решений с бюджетными и кредитными учреждениями.

Фин. план - обобщенный фин. документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий и долгосрочный период.

Бюджет предприятия - оперативный фин. план, отражающий расходы и поступления фин. ресурсов по текущей инвестиционной деятельности.

Существует 2 вида бюджетов:

- оперативный;

- капитальный.

Бюджетный контроль - текущий контроль за использованием показателей доходов и расходов.

Бюджет по балансовому листу - вид оперативного фин. плана, отражающий прогноз актив и пассив баланса. Обеспечивает устойчивость предприятия в прогнозируемом периоде.

Бизнес-план - документ, который разрабатывается предприятием для представления инвестиций по конкретному инвестиционному проекту. Излагаются ключевые параметры проекта, фин. показатели, связанные с реализацией проекта.

Смета - форма планирования расчета определенной потребности предприятия в денежных ресурсах и последовательность действий по исчислению показателей.

Фин. план связан с планом по производству продукции, с планом закупки материальных ресурсов, с инвестиционными планами и т.д.

Основное назначение фин. плана - прогноз среднесрочных и долгосрочных фин. перспектив и определение доходов и расходов.

Назначение фин. плана определяется краткосрочными и долгосрочными перспективами.

Важнейшие объекты фин. плана:

- выручка от реализации продукции.

- прибыль и ее распределение по собственным направлениям.

- фонды спец. назначения.

- плановая потребность в оборотных средствах.

- объем капитальных вложений и источники финансирования.

Для составления фин. плана используются следующие источники информации:

1) договоры, заключенные с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

2) учетная политика организации;

3) результаты анализа бух. учета и выполнения фин. планов за предыдущие периоды;

4) прогнозные расчеты по реализации продукции, прогноз спроса, уровня цен.

5) экономические нормативы (налоговые ставки, тарифы отчислений, учетная ставка рефинансирования и т.д.).

Для планирования финансового предприятия применяют определенные методы:

1) нормативный;

2) расчетно-аналитический;

3) балансовый;

4) метод оптимизации плановых решений.

29. Назовите основные принципы финансового планирования современного предприятия.

Для финансового планирования используются общие принципы теории планирования сложных систем: Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, единое направление плановой деятельности, общность целей и т.д.

Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одного подразделения вне связи с другими, всякие изменения в планах одних структурных подразделений должны быть отражены в планах других. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла, разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план маркетинга). Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Принцип финансового соотношения сроков (золотое банковское правило) —получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств. Принцип платежеспособности —планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года, у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств. Принцип рентабельности капиталовложений —для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг), заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. Финансовый леверидж (эффект финансового рычага) представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств, если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заемных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, т.е. увеличивается рентабельность собственного капитала. Принцип сбалансированности рисков —особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Принцип приспособления к потребностям рынка —для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов. Принцип предельной рентабельности —целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность.

30. Основные методы определения потребности предпр. в оборотных ср.

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования, т.е. определения норматива оборотных средств. Целью нормирования является определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения. Потребность в оборотных средствах для каждого предприятия определяется при составлении финансового плана. Таким образом, величина норматива не является величиной постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчетов. В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупные нормативы. К частным относятся нормативы оборотных средств в производственных запасах: сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, МБП, запчастей; в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного производства; в расходах будущих периодов; готовых изделиях. Совокупный норматив оборотных средств отражает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах в планируемом периоде путем сложения частных нормативов.

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов. Вначале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норма — относительная величина, соответствующая объему запаса каждого элемента оборотных средств. Как правило, нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода, обеспечиваемого данным видом материальных ценностей. Норма запаса может устанавливаться в процентах, в денежном выражении к определенной базе. Далее, исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей (ТМЦ) определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы. И наконец, рассчитывается совокупный норматив путем сложения частных нормативов. Норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса ТМЦ, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Применяют следующие основные методы нормирования оборотных средств: прямого счета, аналитический, коэффициентный.

Метод прямого счета. Он заключается в том, что сначала определяется величина авансирования оборотных средств в каждый элемент, затем их суммированием определяется общая сумма норматива.

Аналитический метод Применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляют укрупненно, учитывая соотношение между темпами роста объема производства и размера нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде. При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе старого путем внесения в него изменений с учетом условий производства, снабжения, реализации продукции (работ, услуг), расчетов.

Звенья бюджетной сис-мы РФ

Бюджет —это центральное звено государственной системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Другими словами, бюджет — это система императивных (требовательных, обязательных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, который является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: 1)федеральный бюджет РФ; 2)бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 3)местные бюджеты.

Наши рекомендации