Конституция – основополагающий акт бюджетного права.
В развитии основных положений в области бюджетного права, зафиксирован в конституции РФ, издаются специальные законодательные акты (Законы, Федеральный закон, Бюджетный кодекс РФ)
В этих актах закреплены бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им финансовые базы для выполнения возложенных на них функций по управлению.
Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов власти закреплены в конституции РФ и законодательных актах.
Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в формировании бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.
К ведению федеральных органов относится ограничение бюджетных доходов и расходов между федеральными и региональными бюджетами.
Субъекты РФ вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные отношения на подведомственной территории.
Представительные органы субъектов РФ вводить региональные налоги и сборы, устанавливать меры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленным налоговым законодательством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных платежей, определенных законами субъектов РФ.
Правовой основой функционирования местных бюджетов являются законодательные акты.
В конституции РФ зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ.
Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального Казначейства РФ.
Бюджетная классификация
По составу, источникам, направлениям использования и др. признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны.
В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация –это группировка бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
В основе лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально – экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.
Ясность, четкость группировок – важные требования бюджетной классификации
Она обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.
По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.
Утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ».
Согласно этому закону она включает следующие классификации:
1.Классификация доходов бюджетов РФ – группировка всех доходов всех уровней, основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Она состоит из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения
Все бюджетные доходы объединены в 4 группы:
· налоговые
· неналоговые
· безвозмездное перечисления
· перечисления от государственных бюджетных фондов
2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства (судебная власть, международная деятельность, образование, здравоохранение и т.д.)
Первым уровнем ее являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.
Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направления местных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Включает следующие разделы:
· текущие расходы (код 100000);
· капиталистические расходы (код 200000);
· предоставление кредитов за вычетом погашения ( код 300000 );
Разделы делятся на подразделы, они включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат, например: капитальные расходы – код 200000
капвложения в основные фонды – 240000
капитальное строительство – 240200
жилищное строительство – 240202 и т.д.
4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.
Имеет 3-х ступенчатую схему построения, например: государственные ценные бумаги – 0200, государственные краткосрочные облигации -0210, привлечения средств – 0211, погашение основной суммы задолженности -0212.
5. Классификация источников внешнего финансирования бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Имеет 2-х ступенчатую схему:
«Кредиты международной финансовой организаций» - 0100
Получение кредитов – 0101
Погашение основной суммы долга = 0102
6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Это одноступенчатая классификация – каждому …………, включенному в нее, присвоен порядковый номер: Государственные краткосрочные обязательства – 016; Государственные казначейские векселя – 017.
7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ – это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Это 2-х ступенчатая классификация.
8. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
1-й уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (Министерства, организации, каждой присвоен свой код)
2-й уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделениям функций классификации расходов бюджетов РФ.
3-й уровень –классификация расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
Представителями органов субъектов РФ местного самоуправления утверждаются ведомственной классификации субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти.