Фонды обязательного медицинского страхования их функции, формирование и использование
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.
Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.
1 Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 234ФЗ.
Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Законом "О медицинском страхование граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинской; страхования утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июня 1998 г. № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с исполнительным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением Фонда. Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР", достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. В регионах (областях, краях, республиках) могут создаваться филиалы.
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Руководство деятельностью Фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
¦ аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
осуществляет финансовокредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
¦ выравнивает финансовые ресурсы городов и районов;
направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:
части единого социального налога по ставкам, установи ленным законодательством РФ;
межбюджетные трансферты из федерального бюджетам
части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 0,5%);
единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 0,5% и 2%;
единого сельскохозяйственного налога по нормативу 0,2%;
¦ иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:
части единого социального налога по ставкам, установи ленным законодательством РФ;
части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере (по нормативу 4,5%);
единого налога и минимального налога, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативам соответственно 4,5% и 18%;
единого сельскохозяйственного налога по нормативу 3,4%;
¦ страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;
¦ иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.
Уплата социального налога, зачисляемого в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размерах, зачисляемых в Федеральный и территориальные фонды, а также других указанных выше налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, осуществляется по нормативам и в порядке, предусмотренных ст. 146 Бюджетного кодекса (п. I1).
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.
Порядок зачисления сумм единого социального налога в Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования определен Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога на счета органов Федерального казначейства Минфина России и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.
Уплата страховых взносов производится ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Средства перечисляются на специальный счет в банке.
От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального фонда и территориальных фондов, открытые в расчетнокассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Министерство по налогам и сборам РФ.
Расходование средств федерального и территориальные фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их расходование характеризуются данными табл. 14.3.
В структуре поступлений в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2007 г. на налоги и взносы приходится 46,9% и на средства федерального бюджета 52,6%. В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на оказание гражданам помощи в получении лекарств и медикосанитарных услуг.
Действующим законодательством предусмотрена возможность образования страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает местная администрация. Осуществлять деятельность такие компании могут лишь при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Их задача состоит в подборе дееспособных медицинских учреждений и выполнении функций посредника между территориальным фондом медицинского страхования и медицинским учреждением.
Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.
Всем гражданам России по месту жительства или работы компания выдает страховой полис, по которому гражданин получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг. В этот объем войдут как минимум скорая медицинская помощь, лечение острых заболеваний, обслуживание беременных и медицинская помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Однако введение новой системы медицинского обслуживания в ряде регионов население не одобряет. Медицинский страховые компании в системе обязательного медицинского страхования, по мнению бывшего Министерства здравоохранения РФ, не нужны, их роль могут выполнять сами фонды без посредников.