Международные финансовые институты.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США. штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашение о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал вмае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50–х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планирующей экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии - в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан - в апреле 1993 г.).

В 1999 г. (январь) число стран - членов МВФ составляло 181 Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделение в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Структура органов управления.Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США - 17,78%; Германия - 5,53; Япония - 5,53; Великобритания - 4,98; Франция - 4,98; Саудовская Аравия - 3,45; Италия - 3,09; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%; 29 развитых стран - членов ОЭСР имеют 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов

Капитал и заемные ресурсы. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной - членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом ныне - резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% - национальной валютой.

Кредитные механизмы. МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка - предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупе странами - эмитентами этих валют.

Основной механизм кредитования за счет собственных ресурсов:

- резервная доля;

- кредитная доля;

- резервные кредиты «стенд-бай» (беспрепятственно получает иностранную валюту в обмен на национальную на определенных условиях, определенную сумму и определенный срок);

Временные кредитные механизмы:

- нефтяной фонд (импортерам нефти при ее удорожании);

- дополнительное финансирование «фонд Виттевеена» (странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов;

- политика расширенного доступа к ресурсам (дополнительные кредиты странам-членам с непомерно большим масштабом дефицита платежного баланса);

Специальные кредитные механизмы:

- механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (кредитование стран с дефицитом платежного баланса, вызванным внешними причинами);

- механизм финансирования буферных (резервных) запасов (оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров, если это ухудшает их платежные балансы;

- механизм финансирования системных (структурных преобразований);

- дополнительный резервный механизм (временные трудности платежного баланса в следствии потери доверия к валюте данной страны);

- чрезвычайные кредитные линии странам членам на кануне кризиса способного воздействовать на мировой рынок капитала;

Льготная помощь беднейшим странам:

- доверительный трастовый фонд;

- механизм финансирования структурной перестройки;

- механизм расширенного финансирования структурной перестройки;

Стратегия урегулирования внешнего долга.

Новые процедуры.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - международная организация, созданная на основе Соглашения от 29мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус. привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР.Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

- содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;

- мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;

- осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;

- оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;

- стимулирование развития национальных рынков капиталов;

- оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;

- активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития;

- выполнение других функций, идущих в развитие вышеизложенных положений.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной Экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Организационная структура ЕБРР.Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР. В апреле 1997 г. вступило в силу решение об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд. ЭКЮ. Из 10 млрд. ЭКЮ, на которые был увеличен разрешенный к выпуску акционерный капитал, 2,25 млрд. ЭКЮ (или 22,5% разрешенного к выпуску дополнительного акционерного капитала) подлежат оплате в первоочередном порядке восемью равными годовыми взносами, а 7,75 млрд. ЭКЮ (или 77,5% дополнительного акционерного капитала) - подлежат оплате по требованию.

Словарь основных понятий и терминов:

Аудит –независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности.

Бюджетная политика- совокупность мероприятий по составлению и исполнению бюджета, регулированию бюджетного процесса, организации бюджетного контроля.

Валютная политика –представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению эффективности использования валютных средств.

Денежно-кредитная политика- совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов коммерческих банков, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения.

Домохозяйство –совместно проживающие люди, ведущие общее хозяйство (семья, один член семьи, имеющий источник дохода и самостоятельно ведущий хозяйство, любые иные формы организации «ведения общего хозяйства»).

Инвестиционная политика –совокупность мероприятий по выбору объектов инвестирования, формированию инвестиционной программы и обеспечению ее реализации.

Налоговая политика- совокупность мероприятий государства, направленных на обеспечение поступления в бюджет обязательных платежей физических и юридических лиц в установленных законом размерах и определенные сроки.

Финансовая стратегия –долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией.

Финансовая тактика- политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития страны.

Финансовые ресурсы –совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм- совокупность способов организации финансовых отношений.

Аваль –письменное финансовое поручительство, форма гарантии банка или фирмы, способствующая повышению доверия к финансовым возможностям владельца оборотного кредитно-денежного документа.

Авизо банка -официальное извещение об исполнении расчетной операции (записи по счетам, выставлении чека, его оплате или отказе в оплате, открытии аккредитива) оформляется на специальных бланках.

Аккредитив– документ, эмитированный коммерческим банком и свидетельствующий, что последний принимает на себя обязательства об оплате векселей. Лицо, от имени которого банк выписывает аккредитив, называется аппликантом, или заявителем.

Акцепт– согласие на оплату денежных и товарных документов (платежных требований, счетов, векселей) во внутреннем и международном обороте.

Акцептант –лицо, подписывающее вексель (тратту) и берущее этим на себя обязательство уплатить по нему при наступлении срока платежа.

Андеррайтер - гарант размещения выпуска ценных бумаг компаний.

Аудит-проверка финансовой отчетности компании на достоверность содержащейся в ней информации, а также на соответствие ее нормам и требованиям действующего законодательства.

Баланс банка – бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники, размещение в кредитные и другие операции.

Банк –кредитное учреждение, аккумулирующее временно свободные денежные средства и предоставляющее их за определенную плату в виде кредитов во временное пользование субъектам хозяйственной деятельности на принципах возвратности, срочности, обеспеченности.

Банкноты – денежные знаки, выпускаемые в обращение центральным эмиссионным банком в соответствии с потребностями государства.

Вексель -ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение указанной суммы денег в установленный срок. Выпускается в обращение и принимается к платежу с учетом процентной ставки и срока действия.

Вклад –денежные средства населения, организаций, внесенные в банк для хранения под определенные проценты.

Вывоз капитала -экспорт капитала в другие страны частными корпорациями и государством. Может осуществляться как в предпринимательской форме (прямые и портфельные вложения капитала), так и в виде ссудного капитала (займы, кредиты, размещение денег в иностранных банках).

Государственные ценные бумаги – облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, выпускаемые центральным правительством с целью размещения займов и мобилизации денежных ресурсов.

Доверительные операции банков – операции банков по управлению имуществом и выполнению новых услуг в интересах и по поручению клиента на правах доверительного лица.

Деноминация -мероприятие, осуществляемое государством в целях упорядочения денежного обращения в условиях значительного обесценения денег. Проводится для сокращения количества денег в обращении и изъятия из оборота лишних денег. Выпускаемые бумажные деньги нового образца приравниваются в определенном кратном отношении к соответствующему количеству уже обращающихся бумажных денег старого образца.

Закладная –требование в отношении определенного имущества, предоставляемого заемщиком в качестве обеспечения кредита, реализуемое кредитором в случае, если заемщик оказывается не в состоянии совершать платежи, оговариваемые в кредитном контракте.

Залог – имущество или другие ценности, являющиеся обеспечением займа.

Золотой запас - централизованный фонд золота в слитках и монетах, находящийся в распоряжении финансовых органов государства и международных валютно-финансовых организаций, используемый в качестве страхового фонда.

Инвестиционный банк –гарантирует эмитенту размещение ценных бумаг среди инвесторов и размещает их.

Инвестиционная компания – разновидность кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих денежные средства инвесторов, путем эмиссии собственных ценных бумаг (обязательств). Размещает эти средства в акции и облигации различных эмитентов, как в стране, так и за рубежом.

Инвестор –субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных или заемных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.

Инкассо - банковская расчетная операция, в которой банк по поручению своего клиента получает денежные средства от плательщика за отгруженные товарно-материальные ценности и услуги и зачисляет на счет клиента.

Инфляция – процесс переполнения каналов денежного обращения, выражающийся в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении жизненного уровня населения.

Ипотека - ссуда, выдаваемая под залог недвижимости, если залог, обеспечивающий ее не передается кредитору, а остается в руках должника.

Казначейская эмиссия - осуществляемая казначейством или другими государственными органами эмиссия ценных бумаг с целью покрытия бюджетного дефицита.

Клиринг – система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, основанных на зачете взаимных требований и обязательств.

Контокоррент – единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентами.

Маржа- разница между процентными ставками курсами ценных бумаг, ценами товаров. В банковской практике это разница между привлекаемыми и предоставляемыми кредитами, ставками по кредитам различных категорий заемщиков и др.

Левередж – отношение внешних заемных средств, в том числе эмитированных облигаций, к собственному капиталу акционеров.

Онкольный кредит - краткосрочный кредит, который погашается по первому требованию и выдается под обеспечение казначейскими, коммерческими и другими векселями, ценными бумагами и товарами.

Операции на открытом рынке – денежно-кредитная политика государства, заключающаяся в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Используется для воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных и других ценных бумаг.

Отчет о доходах -годовой отчет и баланс акционерного общества, публикуемые в установленные сроки. До предоставления такого отчета собранию акционеров он должен быть проверен и подтвержден аудиторской компанией.

Официальная учетная ставка – процентная ставка, применяемая центральными банками и другими кредитными институтами при покупке (учете) государственных краткосрочных обязательств и переучете коммерческих векселей. Это дает возможность центральному банку влиять на уровень учетных и других процентных ставок коммерческих банков, а также на объем операций всего кредитного рынка.

Платежеспособность - способность компании удовлетворять требования по оплате счетов кредиторов.

Портфель ценных бумаг - набор ценных бумаг, обеспечивающий удовлетворительные для инвестора качественные характеристики входящих в него финансовых инструментов. Критериями качества ценных бумаг являются их доходность, ликвидность и уровень риска.

Риск – количественно определенный размер потенциальных финансовых убытков. При превышении определенного уровня риска возникает степень риска, при которой инвестор не желает принимать его на себя.

Риск финансовый– риск того, что размер заемных средств превысит максимально допустимый уровень и тем самым возникнет угроза недополучения акционерами компании дивидендов.

Рынок ссудных капиталов -рынок, объектом сделок на котором выступает предоставляемый в ссуду денежный капитал, на нем концентрируются спрос и предложение на капитал. Рынок ссудных капиталов включает денежный рынок, обслуживающий в основном движение основного капитала. Последний подразделяется на ипотечный рынок (рынок недвижимости) и финансовый рынок ( рынок ценных бумаг).

Своп – продажа и приобретение одинаковых ценных бумаг. Обе операции производятся почти одновременно с целью отражения убытка, необходимого для уменьшения суммы налога.

Сертификат депозитный - свидетельство о срочном процентном вкладе в коммерческом банке.

Учет векселей – покупка банком или специализированными кредитными учреждениями векселей до истечения их срока. При учете банк досрочно уплачивает держателю сумму, на которую выписан вексель, за вычетом процента, определяемого на базе существующего процента на ссудный капитал

Фьючерс – контракт по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество ценных бумаг по обусловленной цене.

Эмитент –государство, предприятие, организация, учреждение, выпускающее в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.

4. Электронное учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наши рекомендации