Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда.
Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности:
· денежных характер финансовых отношений;
· распределительный характер финансовых отношений;
· это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления.
Любые другие денежные отношения не относятся к финансовым.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
· хозяйствующими субъектами в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
· государством и предприятиями при уплате налогов в бюджет и финансированием расходов из бюджетов;
· государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей и оказании финансовой помощи;
· отдельными звеньями бюджетной системы при распределении средств;
· хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
· между государствами при взаимной торговле и кредитовании.
Основы экономики хозяйствующего субъекта образуют производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления, материальных благ. Часть этих отношений проявляется через денежное обращение. Деньги как средство обращения становятся капиталом, оборот денег означает вложение их в предпринимательство и отсюда как вывод, деньги создают условия для появления финансовых отношений или финансов, как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
Производство – Распределение – Обмен - Потребление
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса. Деньги первичны - финансы вторичны.
Экономические взаимоотношения по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений называются финансами.
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
- выполнения финансовых обязательств;
- покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
- материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
- заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;
- ресурсы, получаемые в порадке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Финансы, связанные с формированием денежных фондов получили название публичные финансы или централизованные.
Для публичных финансов характерными признаками являются:
- денежный характер отношений;
- безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
- принудительная (со стороны государственных органов и органов местного самоуправления) форма денежных отношений;
- отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта;
- процесс перераспределения сопровождается созданием различных фондов денежных средств (на уровне государства, хозяйствующих субъектов, домохозяйств).
Функции финансов
В связи с формированием денежного дохода у хозяйствующих субъектов и государства с использованием их на расширенное воспроизводство, на материальное стимулирование работающих, на удовлетворение социальных и иных потребностей общества выделяют следующие функции финансов:
Распределительная функция –объективная и основная. Субъектами распределения выступают юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.
В целом распределительная функция финансов позволяет:
· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, государства, населения, органов местного самоуправления;
· укрепить государство;
· развить производительные силы общества;
· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функцияфинансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта.
Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля за движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит, налогообложение, залог и др.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.
В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.
Обе эти функции финансов действуют одновременно. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Регулирующая (реорганизация финансовых отношений), начиная от простых распределительных отношений и заканчивая финансовыми рынками.Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.