Тема 3. Централизованные финансы

Цель занятия: Изучить понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Звенья бюджетной системы РФ: республиканский (федеральный) бюджет РФ; региональные бюджеты республик в составе РФ, краевых, областных, автономных областей и округов; местные бюджеты. Консолидированный бюджет РФ.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Звенья бюджетной системы РФ: республиканский (федеральный) бюджет РФ; региональные бюджеты республик в составе РФ, краевых, областных, автономных областей и округов; местные бюджеты.

3. Консолидированный бюджет РФ.

4. Финансовые взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное регулирование. Дотации, субвенции .Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации.

5. Бюджетный процесс.

6. Государственный бюджет.

7. Состав доходов государственного бюджета. Основы налоговой системы по обеспечению доходной части бюджета. Виды прямых и косвенных налогов. Неналоговые доходы бюджета.

8. Состав расходов государственного бюджета, их состав, структура и динамика.

9. Региональные и местные бюджеты.

10. Бюджетный дефицит, его причины и социально-экономические последствия.

11. Государственные внебюджетные специальные фонды. Пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования. Тема 4. Финансы предприятий и организаций.

Цель занятия: Изучить финансы предприятий и организаций. Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования. Финансовые ресурсы предприятий, источники их формирования и направления использования.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Финансы предприятий и организаций.

2. Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования.

3. Финансовые ресурсы предприятий, источники их формирования и направления использования.

4. Собственные и заемные источники финансирования. Уставной капитал; его функции. Акционерный капитал. Формирование фондов из прибыли. Добавочный капитал; его структура. Эмиссионный доход. Фонд переоценки основных фондов. Фонд износа активов. Нераспределенная прибыль. Оценочные резервы. Резерв под обесценивание ценных бумаг. Резерв по сомнительным долгам. Источники финансирования, приравненные к собственным. Кредит, как источник финансирования.

5. Характеристика форм и источников финансирования капитальных вложений и текущей деятельности. Определение потребностей во внешнем финансировании.

6. Корпоративные финансы. Задачи финансовой службы предприятия. Объекты и виды финансирования. Организация корпоративных финансов. Финансовые планы и финансовая стратегия предприятия.

7. Управление финансами. Правовое и нормативное обеспечение. Задачи финансовой службы предприятия.

8. Финансовые риски. Формы управления финансовыми рисками.

Тема 5. Финансовый рынок

Цель занятия: Изучить финансовый рынок, сущность и функции. Особенности финансового рынка в РФ.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Финансовый рынок, сущность и функции. Особенности финансового рынка в РФ.

2. Кредитный рынок, его структура. Понятие и источники ссудного капитала. Участники кредитного рынка.

3. Особенности кредитного рынка США, стран Западной Европы, развивающихся стран. Характеристика кредитного рынка России.

4. Страховой рынок России. Участники страхового рынка. Функции и основные отрасли страхования. Особенности страхования операций по текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

5. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Корпоративные и государственные ценные бумаги. Эмиссия ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Портфель ценных бумаг. Оценка доходности операций с ценными бумагами. Финансовые риски. Хеджирование.

6. Валютный рынок, его особенности. Классификация валютных операций. Девизы и валютные курсы. Методы регулирования валютного курса. Расчеты с иностранными поставщиками и покупателями. Процедура обязательной продажи валютной выручки экспортеров. Фьючерсные сделки, свопы, опционы.

7. Особенности деятельности небанковских финансово- кредитных институтов.

Наши рекомендации