Централизованные финансы Децентрализованные финансы

- государственный бюджет - финансы коммерческих организаций

- внебюджетные фонды - финансы некоммерческих организаций

- государственный кредит - финансы общественных объединений

- страхование

(личное,социальное,имущественное,

Страхование ответственности,

Страх-е предпринимательских рисков)

Положительные стороны функционального подхода в трактовке фин.системы: 1)отражает ос-ти формирования использования фондов денежных средств на разных уровнях организации экономики, 2)демонстрирует отличие аккумуляции и распределения фондов между субъектами экономики, цели функционирования которых и методы распределения и использования средств различны.

В западной лит-ре понятие финансовой системы раскрывается через институциональный подход.

Финансовая система-совокупность финансовых рынков и финансовых посредников. Участники финансовых отношений: кредиторы и заемщики.

В отличие от функционального институциональный подход не отражает функциональные структуры финансовой системы, не показывает различия в целях, методах распределения и использования фин. ресурсов.

К институциональной системе относятся:

1)финансовые организации (коммерческие банки) - государственные и муниципальные финансы,

2)подсистема инструментов и информационных технологий - финансы организаций,

3)финансовые рынки - финансы домохозяйств.

Финансовые рынки включают:

1)валютный рынок,

2)рынок золота,

3)рынок капиталов, включающий рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг,

4)рынок денежных средств.

Финансовая системы может быть представлена совокупностью трех звеньев:

1)гос. Финансы,

2)местные финансы,

3)частные финансы.

Государственные финансы включаютфедеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды обязательного страхования.

Местные финансы включаютбюджеты муниципальных образований, финансовые фонды муниципальных образований, муниципальный кредит.

Частные финансы включаютдецентрализованные финансы - выручка, прибыль, оборотные средства.

5. Государственные и муниципальные финансы: состав, отличительные признаки

Основное звено государственных муниципальных финансов – это бюджетная система. Устройство бюджетной системы бюджетным кодексом РФ. В котором характеризуется структура и принципы бюджетной системы.

Принципы:

1. Единства. Обеспечивается единой правовой базой использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса единой социально-экономической и налоговой политикой на всех уровнях власти.

2. Самостоятельности бюджета. Обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определения направления и их использования.

3. Реальности. Означает правдивое отражение бюджетных показателей (общая сумма доходов и расходов, дефицит или профицит, источники покрытия бюджетного дефицита, принцип властности в соответствии с которым требуется публикация утвержденных бюджетов отчетов об их исполнениях, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территории)

4. Полноты. Означает, что в каждом бюджете доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав бюджетной системы РФ входят: Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, социальный и др)

Внебюджетные фонды государства представляют совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении органов государственной власти, местного самоуправления и имеющих целевое назначение.

Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом.

Финансирование из внебюджетных фондов государства отличается от финансирования из бюджета:

1. Строго-целевое направление использования средств в рамках отдельного фонда

2. Закрепление источников доходов для финансирования социальных или экономических направлений

3. относительная экономическая самостоятельность организации и управления конкретного фонда

4. возможность и необходимость участия в инвестиционном процессе

Государственный кредит – объединяет специфические экономические отношения, возникающие с целью мобилизации государством, дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а так же ждя поддержки предприятий регионом, других государств на условиях платности, возвратности и срочности.

В отношении государственного кредита – государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Фонды обязательного страхования – образуются с целью возмещения ущерба возникающего у страхователей (юридических и физических лиц) приобретающих страховую услугу при наступлении страховых случаев.

Страховые фонды образуются за счет средств участников страхования.

Включают:

1. фонды личного страхования (жизнь и здоровье граждан)

2. имущественного (имущество юридических и физических лиц)

3. страхование предпринимательских рисков (убытки, недополученная прибыль и дополнительные расходы)

4. фонды страхования ответственности (ущерб нанесенный застрахованным лицам, третьим лицам)

Наши рекомендации