Обоснование стратегических целей и постановка задачи
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.
Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.
Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур).
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).
Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.
В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.
Прямое регулирование с помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.
Ставка на фактор запасов денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.
Классификация методов
После того, как уточнена стратегия денежно-кредитной политики, установлены её цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов денежно-кредитного регулирования.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика).
Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки зрения, не соответствует реалиям денежно-кредитной политики, которая гораздо сложнее.
В основе выбора инструментария находится принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, прибегают к "политике дешевых денег". В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В том случае, когда излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали, используют "политику дорогих денег". её цель - ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Эта политика обеспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Кредитная рестрикция является основным методом в антиинфляционной политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособных клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.
Противоположный тип политики - кредитная экспансия. Она проводится с целью оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом, наоборот, процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На открытом денежном рынке центральный банк выступает покупателем государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для предоставления кредитов хозяйствам и населению.
Оба вида воздействия - денежное в первом случае, кредитное во втором - взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной политике в целом. Например, инструменты, предназначенные для контроля над количеством денег в обращении‑ влияют одновременно на структуру портфеля банков и косвенно на уровень и структуру процентных ставок.
Политика процентных ставок
Учетная ставка процента-ставка процента, под которую предоставляются банкам кредиты.
В системе денежно-кредитной политики процентные ставки выполняют тройную роль:
1. являются индикатором монетарной стратегии;
2. выступают каналами трансмиссии импульса этой политики;
3. служат гибкими инструментами образования ссудного фонда и перелива кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1) регулирование уровня сбережений и инвестиций;
2) регулирование уровня деловой активности;
3) воздействие на уровень инфляции.
Политика процентных ставок предусматривает главным образом три цели: благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок на кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Реализация этих целей вызывает иногда обратное движение процентных ставок на денежном рынке, при этом первая оправдывает понижение этих ставок, вторая и третья - их повышение. Противоречия, возникающие между этими целями, приводят к различным нарушениям, неблагоприятного воздействия которых не удается избежать.
Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная политика.
Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов, если экономика является открытой. Величина и динамика процента отражаются в движении нормы процента. Норма ссудного процента, как правило, характеризуется изменчивостью, амплитуда которой иногда не поддается обычному представлению.
Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой прибыли. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.
В настоящее время существует множество видов процентных ставок в зависимости от характера и длительности ссуды, объекта кредитования, платежеспособности заемщика и т.д. Различают официальную дисконтную ставку, ставку денежного и финансового рынка, процент на банковский кредит и на ценные, дебиторские и кредиторские ставки и т.д.
В ряде стран учетная ставка является официальной ставкой центрального банка и выступает основой для проведения дисконтной политики. Под дисконтной политикой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента, по которой происходит переучет векселей при необходимости обращения их в банковские кредиты. Так происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет контролировать предложение денег банками в полной мере, так как основное его предназначение в настоящее время значительно изменилось. Кроме того, изменение учетных (дисконтных) ставок не отражает того влияния, в котором могут быть уверены монетарные власти.
Стабильность учетных ставок расценивается как стабильность экономики небанковскими агентами (промышленные, сельскохозяйственные и т.д.) и как стабильность денежно-кредитной политики - банками. Изменения их соответственно интерпретируются как развитие одновременно экономической активности и денежно-кредитной политики. В этом смысле дисконтная ставка служит индикатором осуществляемой денежно-кредитной политики.
Относительный уровень дисконтного процента определяет также величину свободных резервов, к которым стремятся банки. Действительно, если дисконтный процент, например, выше нормы рыночного процента, учреждения вынуждены в меньшей степени занимать у центрального банка, следовательно, увеличивать свои свободные резервы и меньше предоставлять кредиты.
Регулирование с "помощью" процентных ставок не следует смешивать с регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой банковской ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщиков.
Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.