Государственно-частное партнерство в общественном секторе экономики
В настоящее время для экономического роста, а также наиболее эффективного использования государственных средств необходимы и важны механизмы государственной поддержки. Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. К одному из таких механизмов принято относить государственно-частное партнерство (ГЧП).
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Формы ГЧП:
1. Контракт (административный договор)
2. Аренда
3. Концессия
4. Соглашение о разделе продукции
5. Совместное предприятие
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
1. Сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
2. Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
3. Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
4. ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
5. В процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
6. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.
Причины возникновения ГЧП в России:
1. Необходимость привлечения дополнительного финансирования для развития приоритетных отраслей экономики, в которых частный бизнес отсутствовал или принимал участие в минимальной степени;
2. Наличие альтернативы приватизации объектов государственной собственности в малопривлекательных с экономической точки зрения сферах (здравоохранение, образование и др.);
3. Региональное развитие.
Сферы применения ГЧП:
1. Транспорт. Строительство, эксплуатация, обслуживание, внедрение систем управления движением и др.
2. ЖКХ. Обслуживание населения, эксплуатация коммунальных сетей (водопровод, канализация), уборка улиц, вывоз и утилизация мусора
3. Экология. Создание, обслуживание и развитие городских и загородных парков с правом эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от организации экологического туризма
4. Недвижимость. Строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах
5. Общественный порядок и безопасность. Обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах, обслуживаемых частными компаниями
6. Телекоммуникация. Создание телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление услуг потребителям
7. Финансовый сектор. Привлечение частных страховых и управляющих компаний в сферу обязательного страхования и государственного обеспечения
8. Образование. Строительство и оборудование школ и иных учреждений
Преимущества ГЧП:
1. Для государственного сектора.
−Положительный бюджетный и социально-экономический эффект
−Перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов
−Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора
2. Для частного сектора.
−Административное и политическое содействие государства в реализации проекта
−Разделение рисков с государством
−Гарантии со стороны государства
−Возможность привлечения долгового финансирования
Недостатки ГЧП:
Для государства:
1. Ассиметричные информационные потоки
2. Вероятность нечестных намерений бизнеса
3. Опасность передачи рисков государственному сектору
Для граждан и общества:
1. Недостаток демократического контроля и участия
2. Недостаток социальной справедливоси
3. Риск олигополизации поставляющих отраслей
Для бизнеса:
1. Политический и юридический риски
2. Технические риски
3. Коммерческие риски
4. Риск форс-мажора