Управленческий (функциональный) блок
Управленческий (функциональный) блок денежной системы включает такие элементы:
принципы управления денежной системой;
эмиссионный механизм;
механизм (методы и инструменты) денежно-кредитного регулирования;
порядок установления валютного курса;
кассовая дисциплина;
порядок проведения безналичных расчетов.
К принципам управления денежной системой можно отнести следующие.
1. Принцип централизованного управления денежной системой предполагает наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министерства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его. В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется в основном на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, хотя большое значение имеют и административные методы, поскольку для устойчивого функционирования денежной системы важна хорошо проработанная правовая база.
Пример 6.2.История развития национальных денежных систем свидетельствует о том, что децентрализация в управлении ею приводит к расстройствам денежного обращения. Так, до середины XIX века в США действовала децентрализованная система банкнотной эмиссии, которую осуществляли несколько тысяч национальных банков.
Необходимость стабилизации денежных отношений вызвала создание в 1913 году Федеральной резервной системы (ФРС) США, которая централизовала банкнотную эмиссию.
2. Принцип планирования денежного оборота непосредственно связан с таким принципом организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предварительного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса планирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плана государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.
Пример 6.3.На протяжении длительного времени планирование денежного оборота в нашей стране осуществлял Госбанк СССР через систему кассовых и кредитных планов, а также балансов доходов и расходов населения. Правительство устанавливало предельный размер выпуска денег в обращение как сальдо поступлений и выдачи наличных денег по кассовому плану. Налично-денежный и безналичные обороты были разграничены, предполагалось использование различных методов и инструментов управления ими. Не допускался свободный перелив денежных средств из безналичной формы в наличную.
В настоящее время в Российской Федерации денежный оборот, как и в других странах с рыночной экономикой, планируется посредством прогнозирования потребности хозяйственного оборота в денежных средствах путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы. Центральный банк Российской Федерации использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и определяет оптимальную на данном этапе емкость совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег.
3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег и характера денежной эмиссии: понятно, что выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расстройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, активы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соответственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.
Пример 6.4. В различных странах и в разные исторические периоды вопрос обеспечения эмиссии решался по-разному: в одних странах определяются характер обеспечения и, следовательно, прямые или косвенные пределы денежной эмиссии, в других странах оговариваются пределы фидуциарной эмиссии, т. е. банкнотной эмиссии, не обеспеченной металлическим запасом эмиссионного банка. Например, в России в ходе денежной реформы С.Ю. Витте было определено, что эмиссия кредитных билетов осуществляется под 50%-ное покрытие золотом всей суммы эмиссии (остальные 50% под залог частных коммерческих векселей и их покупки).
В США по Закону 1913 года о создании ФРС банкноты федеральных резервных банков подлежали размену на золотые монеты и должны были быть обеспечены золотом не менее чем на 40% (на остальные 60% векселями банков членов ФРС). Но уже согласно Акту о золотом резерве 1934 года новое золотое содержание доллара не должно было превышать 40% прежнего.
В результате денежной реформы в Великобритании в 19251928 годах Банк Англии получил право на фидуциарную эмиссию в пределах установленного лимита, который мог быть превышен только с согласия Казначейства.
Сегодня в мире нет законодательно установленного норматива обмена банкнот на золото. В принципе, банкноты могли бы выпускаться центральными банками в неограниченном количестве. Тем не менее существуют косвенные границы; они определяются задачами центральных банков, основная из которых обеспечение устойчивости национальной денежной единицы.
4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.
Пример 6.5. Исторически центральные банки создавались для вполне определенных целей, а именно для финансирования государственных расходов. Правительства всегда были заинтересованы в существовании специфического эмиссионного центра, который всегда мог бы профинансировать расходы. Задачи и цели центрального (государственного) банка в условиях командно-административной экономики и централизованной монобанковской системы определялись его статусом государственного банка, находящегося в исключительной государственной собственности и являвшегося органом исполнительной власти с полным политическим и административным подчинением правительству.
Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял операции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных сельскому хозяйству). В этой ситуации не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику с помощью тех инструментов, которые известны в странах с рыночной экономикой. В условиях рынка центральный банк должен в определенной степени быть не зависящим от государства, поскольку существует угроза того, что правительство для решения своих задач будет использовать ресурсы центрального банка, а это может привести к нарушению устойчивости денежной системы.
Уже в решении Брюссельской конференции 1920 года указывалось, что эмиссионные (центральные) банки не должны подвергаться политическому давлению и должны работать только по принципу разумного ведения дел. Новой концепцией стало определение центрального банка как «общественного траста», а не просто ведомства в системе государственного управления экономикой.
В рамках монетаристской концепции регулирования рыночной экономики, окончательно сформировавшейся и реализованной в 7080-х годах во многих странах с развитой рыночной экономикой, центральному банку как не зависящему от правительства органу отводится ведущая роль в воздействии на экономику через денежно-кредитную сферу, а задача стабильности национальной валюты рассматривается как основная.