Сущность и фун-ии гос финансов

Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части НД в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование занятых, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

ГМФ – это основа деятельности государства и органов МСУ, мощный рычаг макроэкономич. регулирования. С помощью ГМФ решаются задачи: регулируются темпы экон. роста, поддержание стабильности денежных единицы, и др.

Сущность ГМФ состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения созданного общественного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов гос. власти и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения власти своих функций.

В РФ гос-ые Ф – это Ф федер. органов власти и органов власти субъектов.

Муниципальные Ф – это Ф органов МСУ.

Структура ГМФ включает следующие элементы:

1) Бюдж. система как совокупность фин. планов органов власти различных уровней и бюджетов ВБФ.

2) Система гос. и мун. займов, являющаяся способом мобилизации гос. доходов и обслуживающая дефициты бюдж. системы.

Принципы организации ГМФ: - единство законодательной и нормативной базы; - открытость и прозрачность; - разграничения полномочий и предметов ведения; - целевой ориентированности: - научного подхода; - экономичности и рациональности; - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Функции ГМФ:

Перераспределительная – концентрация денежных средств в руках государства и их использование для удовлетв. общегосударственных потребностей. Функция осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является: перераспределение доходов рентабельных отраслей с низкорентабельные (н-р из промышленности в с/х), содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы, перераспр-е доходов между разл. группами населения и территориальными образованиями.

Регулирующая – связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов и доходов от гос. собственности. Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы.

Контрольная – в узком смысле: контроль над своевременным и полным поступлением фин. ресурсов в распоряжение государства и МСУ, над пропорциональностью распределения бюдж. средств, над эффективностью их использования, над целевым использованием средств (на основе планов, отчетов, смет); в широком смысле: сравнение результатов фин. политики государства с поставленными целями и установленными критериями, т.е. долгоср. фин. политика.

Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения, реализуется через составление бюджетов.

Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;

Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей.

Структура ГМФ по уровням управления: ФБ, ВБФ, государственный кредит, Ф унитарных предприятий (для других уровней соответственно). Все три уровня ГМФ связаны между собой и образуют единую систему. Главным звеном в структуре является взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регион. и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств регион. и местных бюджетов. Поэтому существует система перераспределения средств между бюджетами различных уровней.

Управление государственными финансами – набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объект управления - система Ф или совокупность денежных отношений.

Субъекты управления – фин. институты, службы, фин. отделы организаций и др.

Управление финансами выражается в фин. политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают фин. устойчивость и независимость, т.е. макроэкономической сбалансированности, профицит бюджета, сокращение государственного долга, стабильности национальной валюты.

В управлении государственными Ф выделяют несколько функциональных элементов:

планирование - оценивает состояние Ф и направления эффективного их использования;

оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся фин. ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения фин. ресурсов;

контроль осуществляется на всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

5 Формирование и содержание финансов организаций и предприятий

Предприятие - основная единица производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, самостоятельно хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий Р и У в целях удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли. От эффективности работы предприятия, его фин. устойчивости и экономической активности зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.

Финансы предприятий (ФП) является важнейшей частью фин. системы РФ.

Ф Предприятия представляют собой совокупность экономических, товарно-денежных отношений, возникающих у конкретных хозяйственный субъектов, связанных с формированием денежных доходов и накоплений и использованием их на выполнение обязательств и для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти отношения завязываются в рез-те движения денег. Формирующиеся на этой основе денежных потоки связаны с денежных фондами предприятия. ФП возникают в реальном денежном обороте и их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий.

Денежных потоки формируются по различным видам деятельности предприятий, которую подразделяют на след. виды: текущая деятельность – движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, выполнения Р, оказания У, а также с уплатой по счетам поставщиков, выплатой з/п, расчетами с б-том и с ВБФ, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов. инвестиц. деятельность – движение денежных средств, связанных с капит. вложениями, а также с получением и погашением краткоср. и долгоср. кредитов и займов под указанные инвестиции; фин. деятельность - связана с формир. и использованием основного и добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгоср. и краткоср. фин. вложениями, продажей корпоративных ц.б.; прочие виды деятельности и хозяйственный операции, связанных с получением и использ-ем целевого финансир-я и поступлением средств неинвестиционного характера.

Все фин. отношения хозяйственный субъектов регламентируются ГК РФ.

Принципы организации ФП:

Коммерческий расчет - это метод ведения хозяйства на предприятии в рыночных условиях. Он основан на том, что торговая выручка от продажи произведенных товаров должна покрывать все затраты ресурсов и давать доход (прибыль). Ком. расчет предусматривает соизмерение затрат и результатов хозяйственный деятельности в стоимостном выражении. Отсюда вытекает принцип “контроля рублем”, точнее самоконтроля рублем. Принципы коммерческого расчета - предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономич. ответственность.

Принцип самофинансирования, при котором все расходы, связанные с производством, платежами в бюджет, обязательными отчислениями от прибыли и себестоимости, затратами на расширение воспроизводства, полностью осуществляется за счет прибыли предприятия и др. собственных источников.

Хозяйственно-оперативная самостоятельность: организуя производственный процесс, предприятие самостоятельно устанавливает численность рабочих, закупает материалы, вступает в договорные отношения с другими предприятиями. Будучи юр. лицом, оно имеет самостоятельный баланс, получает в свое распоряжение основные произв. фонды, ОС, запасы, денежных средства для текущих потребностей. Денежных средства, предприятия, должны принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности.

Принцип ответственности за результаты деятельности: наличие системы ответственности предприятия за ведение и результаты хозяйственный деятельности: правильное использование имеющихся фондов, выполнение договорных обязательств, своевременные расчеты с государством. В соответствии с законодательством РФ предприятия, которые нарушают свои обязанности по договору подвергаются материальной ответственности (уплата штрафов, пеней, неустоек). В случае неэффективной деятельности предприятие объявляется банкротом.

Принцип плановости необходимость формирования системы фин. планирования, встраивание ее в общую систему управления предприятием. Необходимость фин. планирования обусл тем, что в условиях рынка предприятие может существовать только при стабильном получении прибыли, что, в свою очередь, предполагает планирование самой возможности ее получения и подтверждение этой возможности с помощью различных плановых ориентиров и показателей. Наиболее полно данный принцип реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного фин. планирования (бюджетирования) и контроля.

Функции ФП:

-Обеспечивающая – заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

-Распределительная основана на том, что фин. ресурсы предприятия полежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетной системой и ВБФ, кредиторами и др. контрагентами.

- Контрольная - способность контролировать состояние экономики предприятия, отрасли и всего народного хозяйства с помощью таких фин. категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Реализацией этих функций на предприятии занимаются фин. службы, фин. менеджеры, используя при этом широкий спектр методов, разработанных относительно рыночных условий.

Наши рекомендации