Государственные доходы и расходы.
Эпоха промышленного капитализма отмечена бурным ростом государственных расходов, а также существенными изменениями в их структуре.
По-прежнему особое значение для государства имели военные расходы: они лидировали по удельному весу и быстро росли. Содержание огромных армий, их техническое оснащение, частые и продолжительные войны, непрерывные колониальные экспедиции составляли главный источник напряжения финансовых систем того времени. Крупные европейские страны в XIX в. либо воевали, либо готовились к войне. Во время войн военные затраты государств достигали 2/3 всех государственных расходов.
В XVIII-XIX вв. в большинстве стран быстро росли расходы на государственное управление. В ведущих государствах быстро рос административный аппарат, были сформированы фискальные органы, полиция и др. Расходы на их содержание возрастали опережающими темпами. В России, например, удельный вес этих расходов в бюджете увеличился с 1,3% в 1680 г. до 13% в 1870 г.
В середине XIX в. в передовых странах отмечается наращивание государственных расходов экономического характера. Индустриализация экономики и, особенно, железнодорожное строительство в большинстве стран осуществлялись при активном (прямом и косвенном) участии государства. Государства непосредственно финансировали строительство железных дорог (Россия, Пруссия), а также оказывали всемерную поддержку компаниям, занимающимся железнодорожным строительством. В США, например, такие компании получали от государства бесплатно землю, лес, строительные материалы, огромные денежные субсидии. Во Франции и Японии правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний.
Социальные расходы экономически развитых государств в первой половине XIX в. были незначительны. Распространение машинной техники вело к высвобождению большого количества живого труда и к возможности привлечения в ряде производств низкооплачиваемого женского и детского труда. Мужчины теряли работу, а женщины и дети становились за ткацкие станки. Рынок труда был перенасыщен, и предприниматели пользовались ситуацией, снижали заработную плату. В Англии, например, в 20-х годах XIX в. заработная плата составляла только 80% от уровня 1780 г. Произволу фабрикантов способствовали репрессивные меры правительства против любых форм протеста со стороны рабочих. Это углубляло социальное неравенство, богатство в наиболее развитых странах сочеталось с крайней нищетой. Классовая борьба 30–40-х гг. (революция 1830 г. во Франции, движение чартистов в Англии, революции 1848 г. в Германии и Австрийской империи) стимулировала рост социальных расходов. Правительства начинают финансировать начальное образование и профессиональное обучение, растут расходы на содержание высших учебных заведений. Увеличиваются расходы на содержание больниц и учреждений общественного призрения. Вместе с тем, с повышением благосостояния рабочих в 50–60-х гг. XIX в. сокращалось количество бедняков, нуждающихся в государственной помощи. Во 2-й половине XIX в. Германия первой вводит социальное страхование – по болезни, по старости, по несчастному случаю (при этом страховой фонд на 2/3 формировался за счет трудящихся, а число застрахованных охватывала лишь незначительную часть рабочих).
Важнейшей особенностью финансов в период промышленного капитализма было изменение доходной базы государства. В большинстве стран (за исключением Пруссии) окончательно утратили значение такие источники доходов, как поступления от доменов и королевских регалий. Последние превратились в монопольные промыслы государства.
Доходы государства стали формироваться главным образом за счет налогов. Поступления от налогов быстро росли: увеличивалось количество налогоплательщиков, вводились новые налоги, возрастали ставки. Главным источником доходов большинства государств были косвенные налоги и, прежде всего, акцизы. Бурное развитие производства и потребления создавало новые объекты обложения, сфера применения акцизов постоянно расширялась. Постепенно они охватили практически все товары личного потребления, причем, ставки были очень велики. Например, в Англии в 20-е годы XIX в. акцизы на сахар, уголь, мыло составляли приблизительно 100% цены. В России «питейный налог» (акциз на алкогольные напитки) обеспечивал от 1/3 до ¼ всех доходов бюджета. Существенные и регулярные доходы в казну многих государств приносила государственная монополия. Завышение цен на продукцию государственных предприятий обеспечивали значительные фискальные сборы. Косвенные налоги лежали тяжелым бременем на малоимущих слоях населения.
В целом в эпоху промышленного капитализма сохранялось большое значение таможенных пошлин. В начале XIX в. господствовала протекционистская политика, а европейские государства вели непрерывные таможенные войны. Результатом территориальных захватов Наполеона было навязывание покоренным странам торговых соглашений, выгодных французской буржуазии. Обычно устанавливался беспошлинный ввоз французских товаров. Целью Континентальной блокады Англии (1806-1813 гг.) было создание преимуществ для французской промышленности и торговли путем выкачивания сырья из союзных стран и сдерживания ввоза изделий английской промышленности.
Изменение во внешнеэкономической политике наметилось в 20-е гг. XIX в. Естественно, что первой к «свободе торговли» пришла наиболее развитая в промышленном отношении Англия. Она обладала явными конкурентными преимуществами и была заинтересована в устранении таможенных барьеров в мировой торговле. В 30-е гг. таможенные пошлины на импортные и экспортные товары были сокращены, а в 40-е гг. – отменены на 430 видов товаров, ввозимых в Англию. Важно отметить, что, добиваясь "свободы торговли" для своей промышленности, Англия сохраняла протекционизм в аграрной сфере, защищая производителей зерна от конкуренции извне. Эти меры оказали позитивное влияние на экономику: обусловили снижение цен на товары (в том числе, рабочую силу), способствовали росту прибылей, развитию промышленности и торговли. За Англией по мере экономического подъема последовали другие страны Европы, хотя протекционизм сохранял существенные позиции во внешнеэкономической политике даже наиболее развитых государств.
Несмотря на доминирование косвенных налогов, в XIX в. наметилась тенденция к повышению роли прямых налогов. В большинстве государств прямое налогообложение было представлено подушными и поимущественными налогами. Первые были распространены в менее развитых государствах, не располагающих действенным фискальным аппаратом. Подушная подать до 1882 г. была основным прямым налогом в России и правительство страны на протяжении всего XIX в. осуществляло постепенную замену такой архаичной формы налогами с недвижимости, промысловым и поземельным налогообложением. В более развитых странах доминировал поземельный налог. В 60-е гг. XIX в. во Франции он обеспечивал 29% всех налоговых поступлений (59% прямых налогов), в Испании – 40% (76% прямых налогов). В Японии с 1873 г. поземельный налог стал основным источником государственного дохода и финансовой базой буржуазных реформ.
Однако эти формы прямого налогообложения уже не отвечали экономическим реалиям XIX века. Они не могли обеспечить быстрое увеличение объектов налогообложения, вызывали недовольство населения, в том числе, привилегированных классов – крупных землевладельцев. Традиционные формы не учитывали задолженность собственников и позволяли владельцам движимого имущества и финансовых активов легко уходить от налогового бремени. Поэтому, после ряда неудачных попыток во время наполеоновских войн, Англия в 1842 г. первой ввела личный подоходный налог. Он взимался по различным категориям доходов – прибыли, заработной платы, ренты и др., и предусматривал право вычета долгов. Первоначально он задумывался как налог на богатых, был призван обложить доходы наиболее обеспеченных слоев общества. На деле основными плательщиками стали лица наемного труда, а подоходный налог стал, прежде всего, налогом с заработной платы. Другие страны последовали примеру Англии лишь в конце XIX – начале XX в.
В целом бюджетам промышленно развитых стран того времени была свойственна сбалансированность. При многочисленных финансовых неурядицах дефицит не был нормальным явлением экономической жизни; он возникал периодически в связи с войнами, социальными катаклизмами и прочими чрезвычайными обстоятельствами. Для покрытия чрезмерных расходов государства прибегали к чрезвычайным налогам и займам. Практически все ведущие державы к концу XIX в. имели огромную задолженность. Единственной страной, которой в течении XIX столетия удалось сократить государственный долг, была Англия. Государства несли значительные расходы по погашению задолженности, зачастую закрепляя за ними определенные виды доходов. Так, в Пруссии обслуживание государственного долга осуществлялось за счет доходов от государственных предприятий.