Становление денежной системы. Биметаллизм.

Важным событием периода первоначального накопления капитала является становление в странах Европы биметаллизма -- денежной системы, при которой роль всеобщего эквивалента была законодательно закреплена за двумя металлами, обращающимися на равных основаниях. Процесс перехода к биметаллизму в Европе наметился ранее, еще в XIII-XIV вв. Многие государства пытались ввести монетную систему, основанную на двух благородных металлах. Однако недостаточный уровень развития товарно-денежных отношений, отрицательное сальдо в торговле с Востоком и дефицит денежного материала не позволяли ей утвердиться. Чеканка золотых монет во многом служила средством демонстрации величия монарха; в обращении они были редки, так как оседали в сокровищах либо уходили на Восток.

В XVI-XVII вв. массовый приток золота и серебра из Америки, доступ к ранее дефицитным товарам Востока, развитие европейской экономики создали условия для утверждения биметаллизма. Только с 1503 по 1565 г. в Испанию было вывезено из американских колоний 181,3 т золота и 16,8 тыс. т серебра. Проблема дефицита благородных металлов была снята. С другой стороны, становление национальных и мирового рынков обусловило быстрый рост крупного оптового и мелкого розничного оборота, что порождало потребность в монетах широкого стоимостного диапазона – нужны были крупномасштабные золотые и мелкие серебряные монеты. Кроме того, развитие рынка и формирование основ финансовой системы в условиях абсолютизма порождали объективную необходимость в упрощении и стандартизации форм денежного оборота, в единой регламентации денежных отношений.

Утверждение биметаллизма сводилось не только к хождению золотых и серебряных монет. Денежное хозяйство приобрело системный характер. Несмотря на сохранение "очагов" децентрализованной эмиссии денег, биметаллизм ознаменовал преодоление раздробленности в монетном деле; эмиссия денег в ведущих странах Европы в основном была монополизирована центральным правительством. На смену средневековой неразделенности наименований монет, денежных единиц, весовых и счетных мер пришло разграничение понятий денежной единицы и монеты. Центральная власть устанавливала масштаб цен – весовое содержание денежных единиц.

Во Франции, например, в XVI-XVIII вв. сохранялась система: "ливр – су – денье". Однако вследствие их обесценения основной денежной единицей был ливр, су представлял собой незначительную величину стоимости, а денье – мизерную. В конце XVII вв. хлеб (450 г) стоил 2-3 су. Среди множества монет, находящихся в обращении, следует выделить мелкие серебряные су; вначале золотые, затем серебряные экю, равные 3-м и более ливрам; золотые луидоры, эквивалентные 24 ливрам. Помимо разнообразия собственных монет и их кратных производных в каждой стране ходили многочисленные иностранные монеты. На территории Франции, Германии, Италии в обращении находились испанские монеты – пистоли, равные 10 и более ливров. Широкое хождение в Европе имели немецкие и нидерландские талеры. Курс денег менялся в зависимости от конъюнктуры.

Система биметаллизма имела ряд разновидностей, которые зачастую сосуществовали, присутствовали в хозяйственной жизни страны одновременно. Первая из них – система параллельной валюты, при которой ценностное соотношение между золотыми и серебряными монетами складывалось стихийно, исходя из рыночных цен на золото и серебро. На практике это проявлялось в том, что золотая гинея могла быть оценена в 20, 22, 25 и т. д. серебряных шиллингов. Вторая разновидность представлена системой двойной валюты, при которойценностное соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством, а их чеканка и прием в актах купли-продажи проводились согласно установленному соотношению. Наконец, разновидностью системы двойной валюты была система «хромающей» валюты. Она предполагала, что и золотые, и серебряные монеты являются законным платежным средством, но обращаются не на равных основаниях. Чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. Серебряные деньги в этом случае выступали как знаки золота.

Несмотря на позитивную роль в развитии экономики, система биметаллизма вступала в противоречие с самой природой денег (денег, как единого эквивалента). При формальном равноправии золотых и серебряных денег, лишь одни фактически служили всеобщим эквивалентом. Это ощутимо проявлялось в системах двойной и «хромающей» валют. Законодательно определенное ценностное соотношение между золотыми и серебряными монетами сталкивалось со стихийными колебаниями рыночной стоимости этих металлов, что делало эту систему непрочной. Так, в конце XVII в. в Англии золотая гинея при официальном курсе в 20 шиллингов стоила 30 шиллингов. Закрытый порядок чеканки серебряных монет (при системе «хромающей валюты»), как правило, приводил к ухудшению их качества, появлению так называемой билонной монеты, содержащей низкопробное серебро. Номинал таких монет значительно превышал реальную стоимость. В результате один металл официально оценивался выше рыночной стоимости, другой – ниже. Последний уходил из обращения (уходил за границу, оседал в виде сокровищ), а первый оставался. Вступал в действие закон Коперника-Грешема, согласно которому при одновременном хождении «плохие деньги вытесняют из обращения хорошие».

Эпоха биметаллизма не стала временем стабильности денежного обращения. Революция цен, резкое падение рыночной ценности серебра, проникновение на территорию государств иностранных монет разного качества, «порча монеты» дестабилизировали денежное обращение. В течение XVI в. цены в Европе выросли в 3-4 раза. Государства в решении свои финансовых проблем часто прибегали к выпуску неполноценных денег. Так, середина XVI в. вошла в историю Англии как время «Великой порчи» – в серебряной монете оставалось только ¼ чистого металла, остальное составляли примеси. Во Франции за время правления Людовика XIV содержание ливра упало с 8,3 до 5,3 г серебра. Вместе с тем, в эпоху первоначального накопления капитала общественность (а затем власть) передовых стран стала осознавать важность стабильного денежного обращения для экономики страны. В XVII в. правительство Англии проводит достаточно взвешенную денежную политику: поддерживает стабильность фунта стерлингов; проводит дорогостоящие мероприятия по переплавке неполноценных монет в полноценные; устанавливает завышенный курс золота к серебру, повлекший за собой приток золота в страну, что во многом обусловило утверждение там золотого монометаллизма в следующем столетии.

В Великом княжестве Литовском к концу XVI в. сложилась достаточно развитая денежная система. Основной денежной единицей был грош, а монетная система была представлена мелкими серебряными (позднее билонными) монетами – пенязями и шелягами, грошами; крупными серебряными талерами и золотыми дукатами. Широкий набор разномасштабных платежных средств удовлетворял потребностям экономики страны. Монеты ВКЛ были хорошего качества; государство даже несло потери от притока низкокачественной монеты соседних стран и вывоза высокопробных «литовских» денег.

В середине XVII в. войны, кризис государственности, децентрализация финансов Речи Посполитой привели экономику страны в состояние упадка. Денежное хозяйство страны было дезорганизовано: качественная отечественная монета уходила за рубеж и оседала в сокровищах, страну наводнила низкопробные монеты зарубежной чеканки. Попытки правительства исправить положение, стабилизировать денежное обращение потерпели неудачу. Постоянные финансовые трудности вынуждали власть идти по пути наращивания эмиссии неполноценных денег с принудительным курсом. В монетах сокращалось содержание благородного металла, чеканятся медные деньги (солиды – «баратынчики»), выпускаются билонные злотые – «тынфы». Меры, предпринимаемые правительством, лишь ускорили инфляцию, привели к падению авторитета отечественных денег, их фактическому разделению на старые полноценные и новые неполноценные, расхождению реального и официального курса денег. Невольно власть проводила политику занижения курса полноценных номиналов и, тем самым, способствовала их уходу из обращения. В результате на территории Речи Посполитой (как и в Российском государстве) во второй половине XVII в. утвердилась разновидность биметаллизма, присущая мирохозяйственной периферии того времени – серебряно-медный биметаллизм.

3.5. Развитие кредита и становление элементов кредитной системы. Возникновение фондовых бирж.

Эпоха первоначального накопления капитала – время бурного развития кредита и формирования элементов кредитной системы. Быстрое развитие торговли и производства в XVI-XVII вв. вызвало необходимость совершенствования безналичных расчетов, а также расширения практики коммерческого и банковского кредитования. С ростом интенсивности торговых сделок налично-денежное обращение уже не могло в полной мере «обслужить» движение товаров.

Реализация купцами и производителями товаров в кредит (коммерческое кредитование) становится обычной практикой взаимоотношений между торговцами, а также между торговцами и производителями. Вексель в период первоначального накопления капитала становится главным орудием коммерческого кредита. Купцы не только принимают векселя, но и расплачиваются ими. Центрами вексельного обращения были ярмарки. Не случайно крупнейшие ярмарки XV-XVI вв. – Лионская и Антверпенская – назывались вексельными. Во Франции, например, в XVII в. большая часть товаров продавалась на ярмарках с отсрочкой платежа до следующей ярмарки, а в Англии от 2/3 до 4/5 всех торговых сделок (по разным отраслям) осуществлялось в кредит. С развитием промышленности сфера коммерческого кредитования быстро расширялась за счет взаимного кредитования промышленниками-мануфактуристами.

Быстро совершенствовалась техника вексельного оборота. На смену обменных писем Средневековья приходит переводной вексель (тратта), содержащий письменный приказ кредитора заемщику о выплате денег третьему лицу. Получает распространение (появившийся еще в XIV в. в Италии) обычай снабжать переводные векселя акцептом – надписью о согласии лица, которому давался приказ о платеже, взять на себя обязательства по векселю. Утверждается (хотя и с определенными трудностями) практика передачи векселя в качестве орудия платежа из рук в руки с помощью передаточной надписи – индоссамента. Надо отметить, что первоначально передача векселя в третьи руки законодательно ограничивалась. Так, в Венеции в 1593 г. передаточная надпись на векселе была запрещена, а в Неаполе (1607 г.) была разрешена только одна передаточная надпись, заверенная у нотариуса. Однако со временем подобные ограничения были отменены, а передаточная надпись узаконена. Вексель становится кредитным орудием обращения, многократно переходящим из рук в руки до наступления платежа. Это, в свою очередь, расширяло сферу коммерческого кредитования.

Эпоха первоначального накопления капитала отмечена развитием банковского кредита и возникновением кредитных институтов, появлением зачатков кредитной системы.

Банкирский промысел получил широкое распространение в эпоху Позднего Средневековья. Его родиной была Италия, где в XIV в. слово «банкир» вытесняет слово «меняла» («банко» – стол, на котором торговцы деньгами производили операции). Банкирами становились менялы, купцы, золотых дел мастера. Их деятельность в новом качестве часто начиналась с услуг для купцов и мануфактуристов по хранению денег (при этом они не только не платили процентов, но и сами получали вознаграждение), посредничества в платежах между клиентами и переводных операций, и лишь затем они стали выдавать ссуды. В дополнение к этим операциям в эпоху первоначального накопления капитала банкиры стали учитывать (покупать) векселя.

В связи с приемом вкладов и посредничеством в платежах возникли банковские орудия обращения – банкноты и чеки. Первоначально банкнота представляла собой расписку банкира, свидетельство о приеме вклада и обязательство вернуть деньги по требованию клиента. В Англии в XVI-XVII вв. банкноты известны как «билеты золотых дел мастеров», которые лондонские банкиры выдавали вкладчикам. Первоначально они были именными, затем стали предъявительскими. В эпоху первоначального накопления капитала банкноты стали использоваться для платежей и превратились в кредитные орудия обращения. Поскольку держатели не предъявляли их одновременно для истребования вкладов, появилась возможность выпускать билеты сверх золотой наличности (осуществлять эмиссионные операции) и выдавать ими ссуды. С появлением этих операций билеты превратились из свидетельств-сертификатов в банкноты: они начали обращаться наравне с деньгами, их принимали лица, не имевшие вкладов в банке-эмитенте, так как их оплата гарантировалась. Чеки, также возникшие в связи с депозитными операциями в Италии с XV в., в последующие столетия получили распространение наряду с банкнотами. Однако чековое обращение имело второстепенное значение.

Первоначально главным источником ссудного капитала были собственные средства денежных капиталистов. В период первоначального накопления капитала банкиры начинают использовать привлеченные средства: депозиты торговцев, вклады властей (банки нередко выполняли поручения властей по сбору налогов, а также получали соответствующие права в качестве залога ссуды).

Вместе с тем процесс становления кредитных институтов проходил не просто. Переход от старых ростовщических банкирских домов к банкам капиталистического типа был затруднен. Велика была сила инерции: старые дома по прежнему отдавали предпочтение операциям по кредитованию монархов, финансированию политических авантюр и колониально-торговых операций. В своей деятельности они ориентировались на избранную клиентуру, их кредитные операции отличались длительностью сроков и высокими процентами. В то же время промышленность и торговля нуждались в дешевых краткосрочных кредитах.

Для решения этой проблемы в XVI в. в Италии возникли общественные (жиро) банки, которые были призваны осуществлятьбезналичные расчеты между клиентами, устранять трудностей в торговле и потери от порчи денег. Вводилась «банковская монета» – условное количество металла, при помощи которого производились расчеты между клиентами. Жиробанки управлялись городскими властями и, хотя формально не имели права заниматься кредитными операциями, на деле предоставляли ссуды государству и привилегированным компаниям. Другим путем борьбы промышленников и торговцев за дешевый кредит было воздействие на правительство с целью законодательного ограничения и снижения уровня процента. Так, законы Англии неоднократно предписывали максимальный предел ставки процента и предусматривали санкции за его превышение: в 1545 г. – 10%, 1624 г. – 8%, 1651 г. – 6%, 1714 г. – 5%. Однако эти меры не принесли заметных результатов, законы часто нарушались.

Снижение ссудного процента произошло вследствие возникновения банков нового типа, работающих на широкой депозитной основе и занимающихся краткосрочным кредитованием предпринимателей. Пример такого рода содержит история английского золотых дел мастера Чайльда, который в 1690 г. перестал заниматься меняльными операциями и выдачей ссуд под заклад драгоценностей и стал специализироваться на банковских операциях: принимать вклады, учитывать векселя, выдавать купцам ссуды под залог товаров. Множество таких людей создавало банки капиталистического типа. Большинство же старых банкирских домов Средневековья не смогло перестроить свою работу в новых условиях, многие из них разорились, представители других – путем приобретения титулов и заключения династических браков вошли в аристократию.

В эпоху первоначального накопления капитала появляются банки, имеющие особое положение в государстве. Это своеобразные «прообразы» центральных банков, само возникновение которых позволяет говорить о зачатках кредитной системы. Еще в 1401 г. банк Святого Георгия в Генуе становится кредитором Генуэзской республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Он пользовался огромными привилегиями, а Римский папа наделил его правом отлучать от церкви неисправимых должников. Только в 1675 г. стал обычным жиробанком. В XVII в. уже существовали Венецианский, Амстердамский, Гамбургский, Английский банки, имеющие признаки центральных банков. Так, Английский банк был учрежден в 1694 г. как крупный акционерный банк с участием государства. Целью его создания было улучшение условий кредитования государства, взамен предоставления правительству новых ссуд банку (по закону 1709 г.) были даны особые права на выпуск банкнот. Английский банк активно участвовал в коммерческих операциях.

Наши рекомендации