Сценарии реализации долгосрочных целей, выбор базового сценария

Реализация Программы социально-экономического развития г.Барнаула, которая будет проходить в два этапа, должна учитывать возможные сценарные условия, определяющие основные параметры изменения внутренней и внешней среды города. Рассмотрены три сценария долгосрочного развития г.Барнаула:

- инерционный

- умеренно оптимистичный

- инновационный.

1. Инерционный сценарий развития предполагает:

- сохранение текущей структуры экономики с преобладанием традиционных промышленных производств;

- низкий уровень модернизации действующих производств;

- умеренную инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов;

- сохранение темпов снижения общей численности населения;

- снижение численности трудоспособного населения;

- сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сопровождающееся усугублением процессов дифференциации населения по уровню доходов;

- увеличение миграционного оттока населения из города.

2. Успешная реализация умеренно оптимистичного сценария развития позволит добиться:

- сбалансированности экономики с преобладанием успешно развивающихся предприятий;

- высокой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;

- снижения показателей смертности населения, особенно трудоспособного возраста, увеличения рождаемости;

- минимизации миграционной убыли населения;

- модернизации инфраструктуры города (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетики) и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), которая позволит существенным образом улучшить качество жизни населения;

- роста численности населения с доходами, в 4,5-6 раз превышающими величину прожиточного минимума на душу населения в месяц (среднего класса) с 29,5 до 40%.

3. Инновационный сценарий развития характеризуется:

- прежде всего, активным созданием и внедрением инноваций в «точках ускоренного роста» города с последующим распространением на все сферы экономики;

- существенным повышением конкурентоспособности продукции местных предприятий на региональных и российских товарных рынках за счет высокотехнологичной, импортозамещающей продукции, основанной на результатах собственных исследований;

- глубокой модернизацией городской инфраструктуры;

- созданием кластеров предприятий и производств;

- постоянной работой на территории города инновационно-технологических центров и технопарков.

Реализация инерционного сценария развития не может быть стратегическим выбором муниципалитета, так как его реализация не позволяет достичь главной стратегической цели и задач развития города.

Локализация инноваций в университетах города и на малом количестве предприятий, в основном оборонного комплекса, не позволяет придать инновационным процессам всеобщий характер, что затрудняет реализацию инновационного сценария до 2017 года.

Стратегическим выбором и наиболее вероятным станет умеренно оптимистичный сценарий развития г.Барнаула, на его основе разработаны прогнозные значения индикаторов изменения социально-экономического положения города и проведено целеполагание. В последующем планируется переход на инновационный сценарий развития.

3.6. Ожидаемые результаты (основные индикаторы)

Результатами реализации программных мероприятий станут существенная модернизация материально-технической базы экономики города, относительно самостоятельная финансовая основа муниципального образования, развитие благоприятных условий функционирования предприятий всех форм собственности. Объемы промышленного производства за время действия Программы увеличатся в 1,6 раза.

Увеличение производства промышленной продукции будет достигаться за счет организации новых производств, увеличения загрузки действующих производственных мощностей и реализации ряда инвестиционных проектов на промышленных предприятиях города.

Устойчивый рост реальных доходов населения сделает возможным преобладание «среднего класса» в доходной структуре населения. Стабильно высокой будет занятость населения, произойдет снижение уровня официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению до 0,6%. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырастет в 1,4 раза.

1. Демографический потенциал, уровень жизни населения:

- сохранится, начавшийся в 2009 году, рост населения города по естественным причинам;

- сохранится и станет устойчивой динамика миграционного прироста населения в город, за время действия Программы среднее значение общего коэффициента миграционного прироста на 1000 человек населения составит 1,56;

- повысится уровень и качество жизни населения, размер среднемесячной начисленной заработной платы установится на уровне 47,7 тыс. рублей, размер ее обеспечит 5 прожиточных минимумов в 2017 году против 2,7 в 2007 году;

- улучшится социальное положение малообеспеченных слоев населения, источником поддержки будет адресная материальная помощь;

- повысится уровень обслуживания населения предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- ввод нового жилья на 1000 жителей увеличится с 428,8 м2 в 2007 году до 734,4 м2 в 2017 году.

2. Экономический потенциал:

- производство товаров и оказание услуг в сфере промышленного производства на душу населения возрастет с 75,8 тыс. рублей в 2007 году до 131,2 тыс. рублей в 2017 году;

- в течение всего программного периода будет происходить обновление основных производственных фондов, уровень износа основных фондов снизится с 39,6% в 2007 году до 27,5% в 2017 году;

- увеличатся объемы инвестирования в городскую экономику, на одного жителя размер инвестиций составит 86,1 тыс.рублей в 2017 году против 28,6 тыс.рублей в 2007 году;

- в малом и среднем бизнесе будет работать около половины от численности занятых в экономике города – 45%;

- за время действия Программы будет создано 80 тысяч рабочих мест.

3. Бюджетная система:

- произойдет четкое разграничение доходных источников и расходных полномочий, рост налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, совершенствование налоговой политики и повышение финансовой обеспеченности муниципального развития, обеспеченность бюджета налоговыми и неналоговыми доходами увеличится с 56% в 2007 году до 74,4% в 2017 году, уровень дотационности местного бюджет будет менее 1%.

- становление и развитие системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит увеличить эффективность работы бюджетных учреждений и эффективность реализации муниципальных целевых программ.

4. Инфраструктурный потенциал:

- увеличится обеспеченность жильем с 20,3 м2 на человека в 2007 году до 28,8 м2 – в 2017 году. Будут реализовываться программы содействия в обеспечении жильем молодых семей, отдельных категорий граждан. Ежегодный ввод жилья за счет всех источников финансирования увеличится с 553,2 м2 на 1000 человек населения до 734,4 м2 в 2017 году;

- повысится качество торговли и услуг, предоставляемых населению, рост благосостояния горожан скажется на росте товарооборота, который к 2017 году составит 294 тыс.рублей на душу населения, на обороте общественного питания - 7,4 тыс.рублей на человека.

5. Социальная инфраструктура:

- повысится уровень обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры;

- улучшится состояние объектов социальной инфраструктуры, соответственно повысится качество медицинского обслуживания, оказания образовательных, социальных, спортивных, культурно-просветительских услуг населению.


Наши рекомендации