Раздел IV. Программа социально-экономического развития г.Барнаула на среднесрочный период (2008-2012 гг.)

Сравнительный анализ социально-экономического развития города в 2009 году с краевыми, окружными и федеральными показателями позволяет сделать вывод о том, что основные индикаторы развития экономики и социальной сферы г.Барнаула превышают краевой, но ниже окружного и среднероссийского уровней:

тыс.рублей

Показатели город Барнаул Алтайский край Сибирский федеральный округ Российская Федерация
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения 33,1 17,5 42,5 55,9
Объем промышленного производства на душу населения 74,7 59,4 131,8 158,5
Средняя заработная плата 12,9 10,9 16,6 18,6

Вместе с тем, выше окружного и среднероссийского уровней показатели развития потребительского рынка города:

тыс.рублей

Показатели город Барнаул Алтайский край Сибирский федеральный округ Российская Федерация
Объем розничного товарооборота на душу населения 120,8 63,8 81,4 102,9
Объем платных услуг на душу населения 43,5 18,9 22,6 31,7

4.1. Приоритеты в решении вопросов местного значения г.Барнаула

В целях обеспечения устойчивых темпов экономического роста планируется наращивание экономического потенциала г.Барнаула, создание условий для интенсивного развития человеческого капитала, наращивание внешнеэкономической активности городских предприятий.

1. Развитие человеческого капитала, формирование эффективной социальной инфраструктуры, ориентированной на конечный результат.

Основными направлениями социально-экономической политики на среднесрочный период станут: обеспечение населения доступным и комфортным жильем; улучшение качества услуг в сфере здравоохранения и образования; сокращение бедности и повышение доходов населения; формирование эффективной демографической и миграционной политики, направленной на увеличение рождаемости, снижение смертности; поддержка материнства и детства; формирование здорового образа жизни; укрепление социального института семьи.

В сфере образования приоритетами являются: совершенствование образовательных программ, реструктуризация сети образовательных организаций, переход на нормативно-подушевое финансирование, формирование независимой системы контроля качества образования.

В области здравоохранения предстоит обеспечить повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене, развитие диагностики и профилактики заболеваний, увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи, реализацию эффективных механизмов лекарственного обеспечения.

Приоритетным направлением преобразований в социальной сфере должно стать последовательное проведение реформы бюджетного сектора экономики, создание автономных учреждений, развитие механизмов конкурсного финансирования муниципальных услуг в социальной сфере.

2. Улучшение инвестиционного климата.

Развитие частно-муниципального партнерства, финансовой инфраструктуры, рост капитализации компаний.

3. Повышение конкурентоспособности городских предприятий, развитие высокотехнологичных производств.

Необходимо осуществить действия по развитию инновационной инфраструктуры, поддержке малого бизнеса и инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых, расширение или модернизацию действующих производств, интеграции комплексов взаимосвязанных производств (кластеров), демонополизации рынка электроэнергии, внедрению систем менеджмента качества, снижению административных барьеров, содействию продвижению брендов товаров и услуг местных предприятий.

4. Развитие инфраструктурных отраслей экономики – коммунального и дорожного хозяйства, транспорта.

Необходимо стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов путем развития механизмов частно-муниципального партнерства, продолжить реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

5. Повышение эффективности деятельности органов муниципального управления, развитие институтов гражданского общества.

Предстоит расширить практику внедрения системы управления, ориентированной на результат, ускорить проведение административной реформы, необходимо развивать механизмы общественной экспертизы и общественного контроля, стимулировать развитие территориального общественного самоуправления.

Наши рекомендации