Территориальный уровень развития г.Барнаула
В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению в 1938 году на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее, в 80-е годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный.
Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район - Железнодорожный, где плотность населения 7335,5 чел./кв.км - это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.
Наращивание темпов индивидуального жилищного строительства, отставание в обеспечении поселков и микрорайонов индивидуальной застройки социальной и коммунальной инфраструктурой остро требует принятия мер по решению этой проблемы. Соответствующие мероприятия предусматриваются в среднесрочных программах (на 2008 - 2012 гг.) развития районов города, ежегодно будет увеличиваться объем средств, выделяемых для этого в рамках муниципальной адресной инвестиционной программы.
Территориальным органом федеральной службы государственной статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:
- стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
- сальдированный финансовый результат организаций;
- начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций;
- перечень предприятий и величина просроченной задолженности по заработной плате работников;
- оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям;
- оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям;
- объем платных услуг;
- ввод в действие жилых домов (ежеквартально) (таблица 1.31).
Таблица 1.31
Основные показатели развития районов города
Железно- дорожный | Индустри-альный | Ленинский | Октябрьский | Центральный | |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн.рублей | |||||
17261,1 | 9144,4 | 8891,0 | 18671,5 | 10994,7 | |
18865,2 | 11250,1 | 11738,4 | 20691,0 | 13793,9 | |
15863,4 | 10483,2 | 8508,8 | 19948,3 | 13023,8 | |
21365,2 | 12093,4 | 10860,4 | 24200,1 | 14874,7 | |
Сальдированный финансовый результат, млн.рублей | |||||
580,4 | 225,0 | -207,1 | 2137,5 | 300,5 | |
693,1 | -228,7 | -48,6 | -2852,5 | 1377,0 | |
411,6 | -368,0 | -741,2 | 278,9 | 1108,8 | |
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, млн.рублей | |||||
1338,0 | 2986,7 | 3087,7 | 3386,3 | 3377,5 | |
3470,0 | 6244,6 | 4216,5 | 2077,4 | 9836,0 | |
3577,1 | 6235,4 | 3583,4 | 1679,7 | 12105,6 | |
3011,6 | 9073,0 | 4476,2 | 1505,8 | 9680,1 | |
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям, млн.рублей | |||||
99,6 | 180,3 | 14,4 | 30,3 | 143,3 | |
33,6 | 315,8 | 12,8 | 42,3 | 29,4 | |
29,6 | 310,5 | 4,9 | 29,0 | 29,2 | |
24,0 | 367,2 | 5,2 | 28,0 | 27,5 | |
Объем платных услуг по крупным и средним предприятиям, млн.рублей | |||||
2347,7 | 880,0 | 283,7 | 4490,7 | 5072,3 | |
2827,1 | 1021,8 | 276,8 | 4486,3 | 7130,1 | |
3408,2 | 947,0 | 343,1 | 5063,1 | 8102,9 | |
3500,9 | 1369,9 | 357,7 | 5697,1 | 8125,9 | |
Просроченная задолженность по заработной плате, тыс.рублей | |||||
- | - | - | - | - | |
- | - | - | - | ||
- | - | - | - | ||
Среднемесячная начисленная заработная плата, тыс.рублей | |||||
12,5 | 8,9 | 8,1 | 12,1 | 11,6 | |
16,1 | 10,8 | 10,2 | 14,9 | 15,0 | |
18,0 | 11,3 | 10,7 | 15,8 | 16,7 | |
Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м | |||||
29,3 | 200,0 | 37,4 | 16,2 | 101,2 | |
25,3 | 240,5 | 31,4 | 19,5 | 73,1 |
SWOT-Анализ г.Барнаула
Влияние фактора на социально-экономическое развитие г.Барнаула
Факторы | Позитивное (сильные стороны) | Негативное (слабые стороны) |
1. Качество жизни | ||
1.1. Уровень материального обеспечения | ||
Уровень доходов населения | Ежегодный рост заработной платы не менее чем на 8%. | Размер средней заработной платы выше среднекраевого значения, но ниже чем в Сибирском федеральном округе и в среднем по России. |
Распределение населения по уровню доходов | Рост денежных доходов за 2007-2010 годы в 1,4 раза. Снижение уровня бедности. | Высокая дифференциация населения по уровню доходов. |
1.2. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения населения | ||
Обеспеченность жильем | Динамика увеличения обеспеченности населения жильем: с 20,3 кв.м на 1 чел. в 2007 году до 21,7 кв.м в 2010 году. Значение коэффициента доступности жилья снизилось с 4,2 лет в 2007 году до 2,5 лет в 2010 году. | Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, остается значительным: в 2007 году оно составляло 8,6% от общего количества семей, в 2010 году – 9%. |
Обеспеченность жилищно-коммунальными услугами | Высокий уровень благоустройства жилья (78%). | 63,5% жилых зданий постройки до 1970 года. Высокий уровень износа основных фондов коммунального хозяйства – 73,5%. |
Обеспеченность объектами культуры и отдыха | Организация работы на основе программных документов перспективного развития с 2004 года. | Высокий износ материально – технической базы учреждений культуры – 70%. Недостаток у руководителей учреждений опыта участия в федеральных целевых программах и конкурсах на получение грантов. Увеличение объемов услуг, предоставляемых на платной основе. |
1.3. Уровень охраны здоровья | ||
Рождаемость, смертность | Естественный прирост населения, начиная с 2009 года. | Невысокие темпы естественного прироста населения. |
Обеспеченность медперсоналом и медучреждениями | Достаточная обеспеченность населения местами в стационарах, врачами и средним медицинским персоналом. | Низкий уровень материально-технического оснащения учреждений. Высокий процент износа оборудования. Недостаточная обеспеченность врачами узких специальностей в маломощных поликлиниках. |
Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями | Сохранена и развивается спортивная база города. Увеличивается количество проводимых физкультурных мероприятий и их массовость. | Более 70% населения не занимаются спортом на регулярной основе. |
1.4. Уровень социального обеспечения | ||
Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания | Ежегодная индексация пенсий. Повышение самостоятельности в управлении накопительной частью пенсий. Высокий охват нуждающихся в материальной помощи – 97%. | Правовая принадлежность и подчиненность учреждений социального обслуживания, находящихся на территории города, субъекту Федерации. |
1.5. Уровень личной безопасности | ||
Уровень преступности | Снижение количества совершаемых преступлений на 30%. Реализация мероприятий Программы по усилению борьбы с преступностью. | Рост количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. |
1.6. Уровень экологической безопасности | ||
Уровень загрязненности вредными веществами воздуха, почвы, водоемов | Тенденция снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. | Очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод малых рек. Загрязненность почв ряда районов города тяжелыми металлами. Динамика увеличения затрат на природоохранные мероприятия значительно уступает увеличению платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы во все уровни бюджетов. |
2. Экономико-географическое положение | ||
Географическое положение | Центр трансграничного региона, занимающего выгодное транспортно-географическое положение по отношению к динамично развивающимся странам Азиатского региона. | Наличие конкуренции с экономически развитыми соседними регионами. |
Наличие и значимость транспортной инфраструктуры | Крупный транспортный узел с большими возможностями предоставления межрегиональных и международных транспортно-экспортных услуг. | Низкая пропускная способность улиц и магистралей города. Неудовлетворительное состояние дорог и тротуаров. |
3. Природный потенциал | ||
Природные ресурсы | Высокая обеспеченность водными ресурсами, лесным фондом. Обеспеченность строительными материалами (кирпичное сырье, строительные пески). Наличие уникальных сосновых лесов, расположенных в менее чем часовой доступности от города. | Развитие опасных природных процессов (оползни, подтопления территорий, речная эрозия). Острая потребность в увеличении зеленых насаждений на территории города. |
Земельные ресурсы | Наличие большого потенциала развития малоэтажной жилой застройки. Положительная динамика поступления доходов от земельных ресурсов. | Неудовлетворительное санитарное состояние некоторых дворовых территорий, мест сбора и хранения твердых бытовых отходов. Наличие зон с ограничением использования земли (оползневая, затопляемая и подтопляемая). Взимание платы за землю не со всего земельного фонда города. |
Рекреационные ресурсы | Высокая обеспеченность природно-территориальными комплексами естественного происхождения, лесами. Хорошее озеленение улиц в Индустриальном и Ленинском районах города. | Ниже нормативного уровня обеспеченность благоустроенными озелененными территориями (парки, скверы, бульвары, сады) большей части территории города. Отсутствуют парковые зоны в новых кварталах города. |
4. Население и трудовые ресурсы | ||
Возрастная структура населения | Положительная демографическая и миграционная динамика. | Демографическое старение населения. Снижение в структуре населения подростков (особенно девушек-подростков). |
Структура населения по уровню образования и квалификации | Высока доля лиц, имеющих профессиональное образование, в численности занятых в экономике города. Наличие квалифицированной рабочей силы. | Среди безработных по уровню образования преобладают граждане с высшим образованием – более 30%. |
Уровень занятости населения | Показатель безработицы 1% - один из самых низких среди городов Сибирского федерального округа и ниже общероссийского. Ежегодно создается не менее 4 тыс. рабочих мест. Растущие потребности в работниках. | Структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных. «Женская безработица» - более 70% от общего числа безработных. |
Трудовой потенциал | Стабилизация численности трудовых ресурсов. | Значительное отставание уровня средней заработной платы от городов – административных центров Сибирского федерального округа. |
Деловой климат | Высокая концентрация малых предприятий в городе. Развитость механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. | Обеспечение социальных гарантий работников, занятых в малом бизнесе. Наличие монополий в бизнесе. |
5. Экономический потенциал | ||
5.1. Промышленный потенциал | ||
Промышленное производство | Наличие крупных и малых динамично развивающихся, экспортоориентированных предприятий. | Высокие тарифы на энергоресурсы. Низкая конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Низкая загрузка производственных мощностей. |
5.2. Сельскохозяйственный потенциал | ||
Материальная база сельхозпредприятий | Реализация федеральных и краевых целевых программ позволит осуществлять мероприятия по модернизации производства. Наличие племенного стада КРС. Ввод новых мощностей в тепличных комбинатах. Увеличение урожайности зерновых и зернобобовых культур. | Высокий физический и моральный износ основных фондов. |
5.3. Торговый потенциал | ||
Розничная торговля | Высокая обеспеченность торговыми площадями. Развитие социальных предприятий торговли и бытового обслуживания. | Диспропорции в обеспеченности стационарными торговыми площадями по районам города. Недостаточный уровень подготов-ки кадров в торговле. Наличие неорганизованной торговли. |
Общественное питание | Увеличение доли предприятий с повышенными условиями комфортности. Замещение традиционных столовых современными предприятиями быстрого питания. | Предоставление услуг ориентировано на высокодоходные группы населения. |
Бытовое обслуживание | Достаточная обеспеченность по 15 видам основных бытовых услуг в целом по городу. | Необходимость обеспечения доступности услуг для малообеспеченных категорий населения. |
5.4. Строительство | ||
Жилищное строительство | Стабильно высокая доля (более 40%) индивидуального жилищного строительства. Наличие крупных строительных компаний. Развитость новых форм финансирования жилищного строительства. Увеличение темпов ввода жилья. | Ограниченная доступность строительства жилья для большинства населения. |
Строительство объектов социальной сферы | Ежегодное строительство объектов социальной сферы. | Недостаточность бюджетных расходов на данные цели. |
Дорожное строительство | Решение вопросов дорожного строительства и реконструкции с привлечением седств федерального и краевого бюджетов. | Высокая стоимость осуществления строительства и реконструкции дорог. Ограниченные возможности бюджета города в проведении данных мероприятий. |
Возможность размещения новых объектов жилья, производства | Наличие свободных от строительства, благополучных в экологическом плане территорий в новом Западном планировочном районе. Возможность уплотнения застройки на территориях Западного и Северо-западного планировочных районов. Активное развитие территорий пригородной зоны. | Ограниченность территориального роста в северном, южном и восточном направлениях. Отставание в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктуры. |
6. Инвестиционный потенциал | ||
Наличие и направленность инвестиционных проектов | Реализация крупных проектов в строительстве. Довольно высокая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в сфере промышленного производства. | Недостаток крупных инвестиционных проектов в сфере промышленного производства. Относительно невысокий процент инвестиционно активных крупных и средних предприятий в общем их количестве. |
Источники инвестиций | Развитость на территории города банковской инфраструктуры. Действующий комплекс мер государственной поддержки, льгот и гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности. | Относительно невысокий уровень доходов ограничивает развитие инвестиционных возможностей населения. Неустойчивое финансово-экономи-ческое положение предприятий города. Недостаточность бюджетных ресурсов для реализации социальных проектов. |
7. Инженерная инфраструктура | ||
Транспортная инфраструктура | Характеризуется как многовидовая и многофункциональная. Наличие большого внутреннего и внешнего потенциала развития Барнаульского транспортного узла. | Высокая финансовая затратность мероприятий по содержанию и развитию компонентов инфраструктуры. |
Пассажирский транспорт | Развита транспортная сеть. Внедрена пилотная технология автоматизированного диспетчерского управления. | Перегруженность дорог центральной части города. Негативное воздействие транспорта на среду жизнедеятельности (выше российских и международных стандартов). |
Связь и телекоммуникации | Высокий уровень телефонизации – более 87% и цифровизации – порядка 82%. Развитие технологий высокоскоростного доступа в Интернет. | |
8. Бюджетный потенциал | Проведение мероприятий по увеличению бюджетного потенциала. Применение механизмов среднесрочного финансового планирования. | Недостаточность доходной базы бюджета для удовлетворения текущих и перспективных потребностей города. |
9. Социальная инфраструктура | ||
9.1. Управление муниципальным образованием | Оптимизация сети образовательных учреждений города. Переход к вариативности в организации дошкольного обучения и воспитания детей. Развитие школ нового типа (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучение предметов). Увеличение числа общеобразова-тельных учреждений, активно внедряющих инновационные технологии. | Недостаточная вовлеченность образовательных учреждений в вертикальную интеграцию учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Наличие социально-опасных явлений среди подростков. |
9.2. Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления | Создана необходимая законодательная база на уровне субъекта РФ и городского округа для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления и населением. | Продолжающийся процесс разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. |
9.3. Организационная структура органов местного самоуправления | Соответствует задачам и полномочиям органов местного самоуправления, определенным законодательством и Уставом г.Барнаула. | Изменение на основе результатов мониторинга на предмет дублирования функций и задач структуры органов местного самоуправления. |
9.4. Механизм управления развитием муниципального образования | Преобладание программно-целевых методов в управлении различными сферами города. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Барнаула до 2010 г. Создание многовидовой системы информирования населения о действиях власти. Становление системы оценки эффективности работы структурных подразделений администрации. | Недостаточная активность населения в решении вопросов развития города, в обсуждении программных документов. |
Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития муниципального образования
Факторы | Возможности | Угрозы |
1. Демографические процессы | Активная демографическая политика государства. | Снижение численности населения города. |
2. Экономика | Дальнейшая диверсификация экономики. | Малое количество инвестиционно- привлекательных, конкуренто-способных и инновационно актив-ных предприятий и организаций. |
3. Региональные и интернациональные контакты, туризм | Участие в межрегиональных ассоциациях, успешное представление города на региональных, всероссийских конкурсах. Совместная реализация международных экономических и социальных проектов. Центр привлекательного и развивающегося в туристическом и рекреационном отношении региона. | Недостаточное позиционирование города в Сибирском Фдеральном округе и в Российской Федерации. |
4. Социальная политика | Развитая инфраструктура учреждений социальной сферы. Многообразие предоставляемых услуг и потенциальных возможностей по саморазвитию личности. | Недостаточность средств на содержание объектов социальной инфраструктуры. Дифференциация населения по степени доступности услуг социальной сферы. |
5. Экономическая политика | Реализация долгосрочных программных документов с ясными целевыми ориентирами. | Недостаток масштабных, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов. |
6. Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы | Дальнейшая газификация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Внедрение и развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов. Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса. | Опережающий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг по сравнению с доходами большей части населения. Наличие кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. |
7. Развитие современных отраслей, технологий | Наличие квалифицированных кадров и высокая концентрация участников инновационной деятельности. | Недоиспользование результатов научных разработок предприятиями и организациями города. |